Мастер
Евгения Алексеевича Лебедева
особо представлять не надо. Я уверен, что имя
этого замечательного артиста знакомо в России
каждому. Но кроме мощного актерского дара, он
обладал и другими талантами: написал
интереснейшую книгу “Испытание памятью”,
прекрасно пел и рисовал.
Еще одна грань незаурядной
личности открылась мне при встрече с женой
Лебедева, Натэллой Александровной
Товстоноговой. Вот что я услышал от нее в
квартире на Петровской набережной:
– Начну с забавной истории,
которая приключилась в самом начале пятидесятых
годов. Мы с мужем и моим братом Георгием
Александровичем жили тогда в общежитии на Черной
речке. Жили, как в большинстве своем ленинградцы,
очень трудно, безденежно. И тут подвернулся
счастливый случай: Женю впервые пригласили
сниматься в кино, и он поехал в Загорск, где
проходили съемки. На заработки.
Теперь представьте такую
картину: я лежу дома больная, гриппую, брат
хлопочет возле меня; открывается дверь, входит
вернувшийся со съемок муж и довольный
протягивает мне... нет, не деньги за сыгранную
роль, а загорскую игрушку – деревянную лошадку.
Брат засмеялся, а Женя вышел из комнаты и тут же
вернулся со второй лошадью. Я, оторопев, говорю
ему: “Перестань шутить. Нам твои лошади сейчас
совсем не кстати”. Георгий Александрович
хохочет: “Вставай, Натэлла. Надень халат и
посмотри за дверь: там у него наверняка целый
ящик сюрпризов”.
Как в воду
глядел... Оказывается, на свой гонорар Женя скупил
в Загорске весь товар в лавке, торговавшей
игрушками из дерева. Среди них были медведи,
курицы, клюющие зерно, лошади, запряженные в сани,
и прочее в том же духе... Ну, естественно, между
нами началась перепалка. Брат в восторге от
нашего скандала, покатывается от хохота. Но
потом, когда страсти поутихли, сказал серьезно:
“Не понимаю, Женя, чем тебя очаровали эти
игрушки. Ничего особенного в них не вижу. Вот
когда ты сам что-то мастеришь, это действительно
интересно”.
Надо вам сказать, что руки у
мужа были золотые. Все умел. За что ни брался, все
у него получалось, как у настоящего мастера.
После того случая он стал с
особым увлечением заниматься поделками. Из леса,
что возле нашей дачи, приносил всякие диковинные
коряги и корни, с берега Финского залива –
округлые камешки разной формы. И потом без конца
возился со своими находками. Взяв в руки
очередной корень, подолгу всматривался в него,
затем не спеша принимался резать, пуская в ход
любимый ножичек. Меня всегда удивляло: у Жени,
обожавшего разные инструменты, было их
превеликое множество, он постоянно покупал новые
или получал в подарок от друзей, знавших про эту
его страсть, но над деревяшками трудился только
тем ножичком.
Здесь, в квартире, стоят лишь
маленькие деревянные скульптуры, а муж любил
работать и над большими корягами. Однажды из
такой вырезал портрет-барельеф Льва Толстого.
Пока резал, замусорил всю квартиру. Я его ругала,
а портрет, между прочим, получился очень удачный.
Женя отнес его в театр, и очень жаль, что он
пропал, – кто-то его утащил.
В последние годы муж
увлекся лепкой – из глины, гипса. Часто лепил
Георгия Александровича, себя изобразил в образе
Холстомера из спектакля “История лошади”.
А любовь к игрушкам у него так
и не остыла. Каждый раз, когда театр выезжал на
гастроли за рубеж, Женя первым делом отправлялся
на поиски магазина, в котором можно было бы
купить игрушку. Особенно любил смешные. Купит
одну (большего я ему не позволяла) – и успокоится.
До следующей поездки.