Фестиваль
режиссерских дебютов
Кончился ХХ век, но жестокие
игры продолжаются, и кто-то должен напоминать
людям, что это небезопасно. Чаще других такую
обязанность выполняют люди, опаленные ужасом
фашизма, дети страшной войны.
Шамай Голан – еврейский
писатель, чьи произведения переведены на многие
языки мира, – из тех, в ком страдание и боль живут
по сей день, и ничто не может вытеснить их из
памяти. Мальчик, спасшийся от фашистов во время
Второй мировой войны, потерявший родителей, дом,
детство, прошел нелегкий путь. Он знает, что такое
ссылка и жизнь беженцев. Он стал учителем
литературы и дипломатом, но главный свой долг –
свидетеля Катастрофы – выполнил как писатель.
По мотивам его произведений в
Малом драматическом театре Санкт-Петербурга –
Театре Европы создан спектакль “Исчезновение”.
Сценическая композиция и постановка Юрия
Кордонского, ученика Льва Додина.
В спектакле чувствуется
режиссерская воля, умение выстроить драматургию,
четко обозначить время через простую бытовую
деталь. Вместе с художником Феликсом
Волосенковым они продумали и организовали всю
театральную площадь Камерной сцены. Зритель
попадает в небольшой выставочный зал, где вдоль
стен размещены предметы быта, газовая плита,
холодильник, скромная старая мебель, на
планшетах – фотографии, детские рисунки, письма,
листки дневника, вещи, впитавшие память горя.
Затем зрители рассаживаются, а выставочное
помещение превращается в сценическую площадку.
Тишина и сосредоточенность
достигнуты. Теперь спектакль, в котором главное
лицо – Игорь Иванов, один из ведущих артистов
додинской труппы. Каким чувством меры,
мастерством и темпераментом надо обладать, чтобы
буквально на глазах у зрителя, ведь зритель в
двух шагах, прожить целую жизнь, в которой
надежды и проблески счастья неминуемо сменяются
трагедией. Судьба жестока к Баруху Найлебену,
несмотря на стоицизм и жизнелюбие, ум и энергию,
жизнь добивает его. Не в силах вынести несчастья
сына, он сводит счеты с жизнью.
Спектакль идет два часа на
одном дыхании. Конечно, Игорю Иванову помогают
другие артисты, у них маленькие роли, но они все
тоже играют Баруха. Особенно хороша Наталья
Фоменко – Клара, которую Барух любил; но она не
обладала его бесстрашием, его безумием, она не
могла вечно жить в страхе и уехала. Разве жизнь
это только испытания, разве нельзя ей немного
пожить в покое? В этом мире нельзя.
Все сознают, что мир нуждается
в лечении, но кто и как будет лечить его? Религия?
Несомненно. Искусство? Да. Религия – сохраняя
традицию как стержневое нравственное устройство
общества. Искусство – вечно новыми средствами,
которые русский писатель называл радикальными:
радостью и болью. Ввергая зрителя в переживание,
одаривая нежданной радостью, испытывая болью,
искусство лечит человека от недугов легкомыслия,
легковерия, равнодушия и пассивности.
Сознавая это, надеясь на это,
Артист Игорь Иванов выходит к зрителю.
Нинель
Исмаилова
Фото В. Васильева