Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №17/2001

ТЕТ-А-ТЕТ

Фестиваль режиссерских дебютов

Ьарух — Игорь Иванов  Клара — Наталья Фоменко

Кончился ХХ век, но жестокие игры продолжаются, и кто-то должен напоминать людям, что это небезопасно. Чаще других такую обязанность выполняют люди, опаленные ужасом фашизма, дети страшной войны.

Шамай Голан – еврейский писатель, чьи произведения переведены на многие языки мира, – из тех, в ком страдание и боль живут по сей день, и ничто не может вытеснить их из памяти. Мальчик, спасшийся от фашистов во время Второй мировой войны, потерявший родителей, дом, детство, прошел нелегкий путь. Он знает, что такое ссылка и жизнь беженцев. Он стал учителем литературы и дипломатом, но главный свой долг – свидетеля Катастрофы – выполнил как писатель.

По мотивам его произведений в Малом драматическом театре Санкт-Петербурга – Театре Европы создан спектакль “Исчезновение”. Сценическая композиция и постановка Юрия Кордонского, ученика Льва Додина.

В спектакле чувствуется режиссерская воля, умение выстроить драматургию, четко обозначить время через простую бытовую деталь. Вместе с художником Феликсом Волосенковым они продумали и организовали всю театральную площадь Камерной сцены. Зритель попадает в небольшой выставочный зал, где вдоль стен размещены предметы быта, газовая плита, холодильник, скромная старая мебель, на планшетах – фотографии, детские рисунки, письма, листки дневника, вещи, впитавшие память горя. Затем зрители рассаживаются, а выставочное помещение превращается в сценическую площадку.

Тишина и сосредоточенность достигнуты. Теперь спектакль, в котором главное лицо – Игорь Иванов, один из ведущих артистов додинской труппы. Каким чувством меры, мастерством и темпераментом надо обладать, чтобы буквально на глазах у зрителя, ведь зритель в двух шагах, прожить целую жизнь, в которой надежды и проблески счастья неминуемо сменяются трагедией. Судьба жестока к Баруху Найлебену, несмотря на стоицизм и жизнелюбие, ум и энергию, жизнь добивает его. Не в силах вынести несчастья сына, он сводит счеты с жизнью.

Спектакль идет два часа на одном дыхании. Конечно, Игорю Иванову помогают другие артисты, у них маленькие роли, но они все тоже играют Баруха. Особенно хороша Наталья Фоменко – Клара, которую Барух любил; но она не обладала его бесстрашием, его безумием, она не могла вечно жить в страхе и уехала. Разве жизнь это только испытания, разве нельзя ей немного пожить в покое? В этом мире нельзя.

Все сознают, что мир нуждается в лечении, но кто и как будет лечить его? Религия? Несомненно. Искусство? Да. Религия – сохраняя традицию как стержневое нравственное устройство общества. Искусство – вечно новыми средствами, которые русский писатель называл радикальными: радостью и болью. Ввергая зрителя в переживание, одаривая нежданной радостью, испытывая болью, искусство лечит человека от недугов легкомыслия, легковерия, равнодушия и пассивности.

Сознавая это, надеясь на это, Артист Игорь Иванов выходит к зрителю.

Нинель Исмаилова
Фото В. Васильева