Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №20/2001

ТЕТ-А-ТЕТ
Григорий Ганзбург

ВАШ РЕБЕНОК И МУЗЫКА

1. О медведе, наступившем на ухо

Учить ли ребенка читать и писать, учить ли его алгебре, химии, истории, наконец, учить ли его прыгать через “козла”? - всех этих вопросов обычно не возникает в семье: они решены обществом централизованно и, надо думать, бесповоротно. А вот важнейший для развития ребенка вопрос: получит ли он музыкальное образование, в каком объеме и какого качества? - решают малоподготовленные к этому родители самостоятельно, в каждом случае индивидуально и, к сожалению, зачастую решают неправильно. Здесь полная свобода выбора. Все зависит от меры понимания последствий этого решения для всей будущей духовной жизни их детей. Увы, во многих случаях эта мера понимания невысока.

Конечно, бывает так, что музыкальному воспитанию и образованию какого-либо ребенка мешают обстоятельства. Но гораздо чаще мешают люди, притом люди самые близкие для него. Мешают из-за неосведомленности, из-за предрассудков, устоявшихся заблуждений, грубо говоря, мешают просто по невежеству и некультурности.

Я давно убедился, что в зависимости от их отношения к музыкальному воспитанию детей родители подразделяются на пять категорий. Первая категория, наиболее многочисленная, - это те, которые не хотят брать на себя лишние хлопоты и возиться с музыкальным обучением. Типичная фраза, которую любят произносить такие незадачливые родители, звучит так: моему сыну (дочери) медведь на ухо наступил. Под этим подразумевается не глухота, а отсутствие так называемого музыкального слуха. А с самим этим понятием музыкального слуха связан один из самых глупых и неискоренимых предрассудков. На самом деле нет никакого музыкального слуха, как нет, скажем, литературного зрения, от которого бы зависело, обучать или не обучать детей чтению и письму. О музыкальном слухе педагоги говорят тогда, когда имеют в виду степень натренированности звукоразличительных навыков, необходимых для достижения определенных уровней музыкального профессионализма. При этом речь идет опять-таки не о том, есть музыкальный слух или его нет, а о том, в какой степени он развит воспитанием и обучением. Поэтому применять это понятие до обучения, да еще по отношению ко всем детям (даже к тем, которые не собираются стать профессиональными музыкантами) совершенно бессмысленно. Слух как потенциальную способность воспринимать музыку и музицировать на любительском уровне имеют абсолютно все нормальные дети (исключение составляют, может быть, только глухонемые от рождения). Возвращаясь к характеристике первой категории родителей, которые пеняют на медведя, мы должны уяснить, что в этом случае родитель как раз и есть тот медведь, который наступает на ухо собственному ребенку и задерживает его музыкальное, а значит и общее, развитие.

Вторая категория - это родители, которые исходят из убеждения, что их чадо от природы талантливо. И при том, что они, как правило, некритично относятся к своему ребенку и склонны к чудовищным преувеличениям, должен сказать, что в главном родители этой категории абсолютно правы. Их дети имеют достаточные способности для обучения музыке. Во всех случаях. И подобно тому, как вы не найдете ни одного здорового ребенка, которого бы нельзя было научить читать и писать, не существует и такого здорового ребенка, который бы не мог при правильном обучении освоить музицирование (чтение и запись нот, воспроизведение их голосом и на музыкальном инструменте). Мне могут возразить, что не все дети, обучавшиеся в музыкальных школах, сносно этим овладели. Да, это так, и причин здесь две. Во-первых, слишком позднее начало обучения (а 7-8 лет - это уже поздно!), во-вторых, неверные методы обучения. Ведь грамоте удается обучить всех детей, даже самых нерадивых, а музыкальной грамоте (беглому чтению нот) - не всех. Представляете, что это должна быть за “чудо-методика”, чтобы ребенок учился читать и не научился?! Однако о верных методах обучения мы поговорим в другой главе. А пока подчеркну, что именно для такой категории родителей, интуитивно знающих, что их дети - вундеркинды, я и пишу этот цикл статей. Впрочем, и родители из предыдущей категории, если им удастся “прогнать медведя”, узнают из этих заметок, как лучше, рациональнее создать условия для музыкального развития их детей.

Третья категория - родители, движимые тщеславием. Они начинают обучать детей музыке из соображений престижа и т.п. (вплоть до зависти). Среди них есть даже такие, которые глубоко равнодушны к искусству, склонны пренебрежительно отзываться о музыке как в лучшем случае о пустом занятии, но тем не менее стремятся “купить” для своего отпрыска музыкальное образование, дабы он был “не хуже других”. Это тот случай, когда не самые высокие побуждения и не самые праведные цели парадоксальным образом толкают человека в верном направлении.

Четвертая категория - максималисты. Заподозрив однажды, что их ребенку не суждено стать великим артистом, они сгоряча решают, что никакое музыкальное образование в таком случае вообще ни к чему, - и прекращают учить детей музыке. В сочетании с ленью самого ребенка такие ситуации часто оказываются безнадежными. Особенно досадно бывает потом, когда с годами у ребенка возникает желание музицировать или даже происходит запоздалое раскрытие недюжинных талантов. Но поезд уже ушел: возможности музыкального развития, упущенные в раннем детстве, никогда не наверстать.

И наконец пятая категория. Тот идеальный случай, когда люди не торопятся с преждевременными выводами о силе таланта своих детей, а спокойно и взвешенно относятся к музыкальному обучению как к необходимой для всех части общего образования. Они не склонны преувеличивать или приуменьшать значение музыки, и потому для педагога взаимодействие с такими родителями - наилучший вариант. К сожалению, родителей этой категории в наше время (из-за общего невысокого уровня педагогической культуры в обществе) встретишь крайне редко. Но что поделаешь, идеал, как известно, бывает только в идеале...

Те читатели, которые узнали себя в описанных здесь типах, пусть решат сами, читать ли им следующие главы. Я же со своей стороны адресуюсь к людям разных взглядов, поскольку думаю, что им всем, к какому бы типу, к какой бы категории они ни принадлежали, будет полезно узнать, как рациональнее и с меньшими огорчениями обеспечить музыкальное развитие своих чад.

Вопросы, которых нам придется касаться, очень разнообразны и нередко сложны. Это и вопрос о том, как учесть меняющуюся с возрастом психологию ребенка на разных этапах музыкального воспитания и обучения, это и проблема детского чтения о музыке, и больной вопрос об отборе необходимых ребенку музыкальных впечатлений (то есть “о вкусной и здоровой духовной пище”), и многое другое. А прежде всего пойдет разговор о том, какое музыкальное воспитание ребенок получает еще до рождения, как разные факторы влияют на будущие качества его музыкальных способностей. Итак, в следующий раз читателей ждет глава под названием “Консультация для мам”.

Продолжение следует