Франсиско де Гойя. Натюрморт с рыбами.
1808–1812. Холст, масло 44,8 x 62,5
До середины сентября в рамках обмена шедеврами
в ГМИИ им. Пушкина выставлен “Натюрморт с
рыбами” Гойи, а в Музее изящных искусств
Хьюстона – “Горный пейзаж” Каспара Давида
Фридриха.
Натюрморт – редкий жанр в творчестве великого
испанского мастера. Немногим более десяти работ
хранится в музеях и частных собраниях Европы,
Америки, в России они не представлены.
Художник обратился к натюрморту в поздний
период творчества в трагические годы испанской
истории – войны с Францией и героического
сопротивления испанцев-герильи. В 1808 г. Гойя был в
Мадриде во время восстания горожан, он видел
расстрелянных ночью французами повстанцев.
Через несколько лет художник написал “Расстрел
повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года” (музей Прадо,
Мадрид). Героически сопротивлялась и осажденная
Сарагоса, город, где прошла юность художника. В 1812
г. Гойя пережил в Мадриде страшный голод. Четыре
года стали для художника временем тяжелых
испытаний и потрясений. В произведениях этих лет
Гойя не прибегает к символике и аллегории, не
стремится выделить одного определенного героя,
выбирая момент кульминации события, когда
эмоциями охвачены все участники действия. В этот
период им написаны картины “Пожар” (собр.
Х.Вареса, Сан-Себастьян), “Беженцы в пещере”
(собр. маркиза де ла Романа, Мадрид), “Дом
умалишенных” (Академия Сан-Фернандо, Мадрид),
“Кораблекрушение” (собр. маркиза де Окендо,
Мадрид). В эти же годы Гойя начал работать и над
серией офортов “Бедствия войны”. Вихрь событий,
смена драматических эпизодов, столкновение
противоборствующих сил, ужас и отчаяние
воспринимаются в листах серии как личная драма,
пережитая художником. Тогда создаются и
натюрморты, они написаны для себя и хранились в
доме художника.
Традиция натюрморта XVII в., Сурбарана и
Веласкеса, в Испании не прерывалась и в XVIII в.
Старшим современником Гойи был выдающийся
мадридский мастер Луис Мелендес (1716–1780). Он
декорировал один из дворцовых залов в Аранхуэсе,
где через три десятилетия работал и Гойя – над
созданием “Портрета семьи короля Карлоса IV”
(музей Прадо, Мадрид).
Натюрморт художника из музея Хьюстона почти
того же размера, что и натюрморт Мелендеса 1772 г.
(музей Прадо, Мадрид), на обоих изображены рыбы. Но
сюжетное сходство натюрмортов лишь подчеркивает
особенности восприятия натуры Гойей. Его
отстраненность, острота и напряженность
исключают обыденность и повседневность
трактовки предметов в натюрморте Мелендеса. В
картине Гойи изображенные в сложных ракурсах
рыбы словно выброшены на пустынный берег. Их
чешуя блестит в таинственном мерцании света, а в
раскрытых глазах – мучительное угасание. Группа
помещена на фоне темного пространства морской
стихии с белой полосой прибоя, спадающей слева
вниз и ведущей к правому краю. На переднем плане
– земля и травы, серовато-зеленые со
светло-коричневыми просветами тона. Светлое
брюхо рыб, красные плавники, жабры и чешуя
написаны динамичными черно-серыми
пятнами-мазками. Желтый сияющий цвет открытых
глаз передан единым движением кисти, красные
мазки положены на жабры и рты, а на
оранжево-розовый тон плавников нанесены белые
полоски. Удивительная подвижность, игра цветовых
пятен, мерцающие отблески света на чешуе рыб
создают ощущение бесконечной изменчивости и
одновременно напряженности и тревоги. Необычный
по настроению и силе эмоционального воздействия,
натюрморт связан с общим характером искусства
художника в этот период, и не только с живописью.
Он вполне может быть соотнесен по общему
настроению и по композиции с некоторыми офортами
серии “Бедствия войны”. Натюрморт мог украшать
столовую в доме Гойи. В 1811 г. художник и его жена
Хосефа составили завещание, по которому
имущество после смерти одного из них должно быть
разделено между их сыном Хавьером и оставшимся в
живых супругом. В 1812 г. Хосефа умерла. В описи
картин, которые были переданы Хавьеру, включены 12
натюрмортов. Все работы были помечены буквой
“Х” (первой буквой имени сына) и указан их
инвентарный номер. На картине из музея Хьюстона
справа внизу можно различить нанесенную белой
краской букву “Х” и цифру “II”. Натюрморт не
вызывает сомнений в его подлинности и авторстве
Гойи. Он мог находиться у художника до 1819 г., когда
Гойя приобрел на окраине Мадрида новый дом –
Кинта дель Сордо (Дом глухого). Стремясь
сохранить в семье полученные им в наследство от
отца натюрморты, Хавьер завещал их своему сыну
Мариано. Но с 1846 г. натюрморты украшали виллу
графа Юмури, т.к. Мариано не смог вернуть взятую
им у графа ссуду. В 1865 г. после смерти графа часть
натюрмортов была продана, некоторые картины
попали в Париж, где “Натюрморт с рыбами” стал
собственностью известного искусствоведа
З.Аструка. Приобретенный из частной коллекции в
Париже “Натюрморт с рыбами” теперь хранится в
Америке, в Музее изящных искусств Хьюстона.