Футуризм
Виль Мириманов,
доктор искусствоведения
Двадцатого февраля 1909
года на первой странице парижской «Фигаро» был
напечатан текст, озаглавленный «Манифест
футуризма», подписанный итальянским поэтом и
романистом Филиппо Томазо Маринетти.
Как и «Коммунистический манифест», этот текст
состоял из пронумерованных абзацев. Сходство его
со знаменитым воззванием к пролетариату этим не
ограничивалось. Футуристический манифест
призывал к свержению старой культуры, к отказу от
традиционной морали, классической литературы и
академического искусства.
«1. Мы хотим воспеть дух опасности, внушить
энергию и отвагу.
2. Главными составляющими нашей поэзии будут
храбрость, дерзость и мятеж.
3. До сих пор литература воспевала задумчивое
бездействие, чувствительность и сон, мы
провозглашаем агрессивное действие,
лихорадочную бессонницу, гимнастическую
поступь, опасный прыжок, пощечину и удар кулака.
4. Мы заявляем, что великолепие мира обогащается
новой красотой: красотой скорости. Гоночный
автомобиль… прекраснее Ники Самофракийской...
7. Отныне нет красоты вне борьбы. Нет шедевра, если
он не имеет агрессивного духа…
9. Мы хотим восславить войну – единственную
гигиену мира – милитаризм, патриотизм…
10. Мы хотим уничтожить музеи, библиотеки,
покончить с морализаторством, феминизмом и
утилитаризмом.
11. …мы учреждаем сегодня футуризм, потому что мы
хотим освободить Италию от омертвляющих ее
профессоров, археологов, цицеронов и антикваров.
Слишком долго Италия была громадным рынком
древностей. Мы хотим избавить ее от полчищ
музеев, в которых она похоронена».
Этот текст вызвал бурную реакцию и острый
интерес к личности автора. Газеты поместили
фотографию Маринетти за рулем роскошного
автомобиля, в фуражке, с пышными усами,
победоносным взглядом и папиросой во рту. Газеты
писали, что «элегантный и богатый
тридцатитрехлетний Маринетти впервые стал
известным в 1898 году благодаря успеху его поэмы
«Старые матросы».
Манифест
положил начало новому жанру, внеся в
художественную жизнь возбуждающий элемент –
кулачный удар. Теперь поднимающийся на сцену
поэт, артист будет всеми возможными способами
эпатировать публику: оскорблять, провоцировать,
призывать к мятежу и насилию (заметим, что именно
эта составляющая футуризма была прежде всего с
энтузиазмом воспринята русскими
кубофутуристами в предреволюционные годы).
Начало XX века – это то состояние мира, которое
чревато разрушительными революциями, войнами и
тоталитарными системами. Футуризм не случайно
опережает идеологемы итальянского фашизма:
будущее часто предваряется художественной
интуицией.
В действительности происходившее в
европейском искусстве уже к концу XIX столетия
отчетливо обнаруживает стремление к радикальным
переменам. Воля к новому – это прежде всего воля
к разрушению существующего порядка.
Футуристическому манифесту – этому программно
оформленному выступлению – предшествовали
спонтанно возникшие яркие художественные
течения, проложившие ему дорогу: фовизм,
дивизионизм и кубизм.
От этих стихийно сложившихся в изобразительном
искусстве направлений, получивших свои названия
в результате случайно брошенных замечаний,
футуризм отличает отнюдь не случайное
наименование и теоретическое обоснование,
которое «освещает дорогу практике». Еще
существеннее то, что в отличие от них футуризм (от
лат. futurum – будущее) – это течение, охватывающее
не только искусство и литературу (прежде всего
поэзию), музыку, архитектуру, но культуру в целом,
включая политику, идеологию, философию.
Основанием футуристической теории
художественного творчества послужили некоторые
популярные в то время положения философии Ницше
и Бергсона. Отсюда поэтика и эстетика футуризма
являют собой соответствующий аспект
революционных интенций начала XX века,
охвативших европейское общество. Суть этих
интенций – осознание могущества
научно-индустриальной цивилизации, вера в
«прогресс» и напряженное ожидание скорых и
радикальных перемен.
Так же, как и
первый манифест Маринетти, последующие
теоретические выступления и художественная
практика футуризма отражают восторженное,
доходящее до фетишизма отношение к символам
прогресса и преображению материального мира
(особенно к средствам передвижения – автомобиль,
самолет) и готовность к столь же радикальной
перестройке культуры и самого человека.
Живописцы Джакомо Балла, Умберто Боччиони,
Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джино Северини
первыми поддержали призыв Маринетти, после того
как он был опубликован в Италии и зачитан автором
в театре Альфиери в Турине.
11 февраля 1910 г. эти пять художников составляют и
публикуют «Манифест футуристической живописи»,
осуждающий все формы академизма и пассеизма в
искусстве, «все формы имитации, гармонии и
хорошего вкуса» и приветствующий «все виды
оригинальности» и «современную жизнь, бурно и
непрерывно преобразуемую победоносной наукой».
Почти сразу вслед за первым был опубликован
второй «Манифест футуристической живописи»,
разъяснявший некоторые технические детали,
касающиеся в основном теоретических положений о
передаче движения средствами живописи
(«движение и свет разрушают материальность
предметов», поэтому разложение цвета,
практикуемое дивизионизмом, «абсолютно
необходимо в живописи – как верлибр в поэзии и
полифония в музыке»…).
Изобразительное
искусство – и прежде всего живопись (как
«наиболее чувственный из всех видов
письменности») – особенно чутко, тонко и точно
воспроизводит черты новой стилистики, во многом
близкой к стилистике кубизма. Здесь также
преобладают жесткие, острые, прямолинейные формы
и может присутствовать коллаж. При этом в отличие
от кубистов футуристы нередко используют
интенсивный цвет, а подчеркнутой статике
кубистских натюрмортов противопоставляют
экспрессию стремительного движения, которое
может выглядеть как зигзаг молнии. В картине
Балла «Очарование прервано» (ок. 1924–1925) такой
зигзаг образует подобие распавшейся надвое
свастики, фон которой – погруженные в розовое
марево элементы индустриальной конструкции.
Анализируя футуристическую живопись,
художественная критика 20-х годов обращала
внимание на появившиеся в ней новые
художественные приемы: акцентированные «силовые
линии», сдвиги, пересечения, наплывы планов,
изображение движущегося объекта одновременно в
его последовательных состояниях. Особенно
новаторским считалось изображение движущегося
человека и животного: танцовщиц с
многочисленными ногами и руками (Северини),
лошадей (Карра), а также попытки передать
различные состояния: «Абстрактная скорость»
Балла, «Эластичность» Боччиони, «Динамизм»
Руссоло.
В натюрморте инновации проявляются в смещении,
взаимопроникновении планов; в пейзаже это синтез
реального и ассоциативного («Синтез города
Прато» Арденго Соффичи); в характеристике
городского человека – синхронные реакции
(«Прощание» Боччиони).
Особым достижением считается аэропиттура
(воздухоживопись) – изобретение так называемого
второго футуризма, которая предлагает зрителю
необычную точку зрения – вид сверху. Написанные
в этой манере картины Фортунато Деперо, Жерардо
Доттори, Энрико Прамполини, Пиппо Ориани – это
почти исключительно пейзажи, увиденные сверху
как пестрая геометрическая абстракция.
Кульминационный момент
итальянского футуризма – 1913–1914 гг. –
ознаменован появлением специальных галерей и
собственных изданий. Наиболее значительные
среди них – флорентийский журнал «Ласерба» и
римская «Галерея Спровиери».
Показателем быстро растущей популярности
нового течения служат заголовки ведущих
парижских газет. Уже к началу 1912 г. «Эксцельсиор»,
«Пари-журналь», «Антрансижан» и другие
возвещают: «Футуристы завоевали Париж». Выставки
работ Боччиони, Карра, Северини, Руссоло проходят
в престижных галереях Парижа и Милана. Через
Северини, который связан дружескими отношениями
с Пикассо, художники-футуристы встречаются с
вдохновителями французского авангарда –
живописцами и поэтами: Жоржем Браком, Хуаном Гри,
Гийомом Аполлинером, Максом Жакобом. Мастерские
и кафе, в которых проходят эти встречи,
превращаются, как пишут газеты, в творческие
лаборатории. Выставка, открывшаяся в феврале в
парижской «Галерее Бернхайма-младшего», будет
затем показана в галереях Лондона, Амстердама,
Брюсселя.
В это время группа живописцев пополняется
талантливой молодежью: Джованни Папини, Софиччи,
Деперо, Прамполини. Последний в 1917 году основал в
Риме самый представительный художественный
футуристический журнал «Noi», который
просуществовал до 1925 года.
Спад начинается в 1914 году. Этому способствует и
начавшаяся война, и обостряющиеся внутренние
разногласия. В феврале 1914 года «Ласерба»
публикует памфлет «Футуризм и маринеттизм»,
подписанный тремя основателями этого журнала,
которые ставят в вину своему вождю «культ
невежества, описательный натурализм (для того
времени тяжелое обвинение. – В.М.), школярский
пропагандизм, мессианский оптимизм, милитаризм,
шовинизм, светскую религиозность, презрение к
женщине».
Комментируя позже это выступление, один из
журналистов писал: «То, что основатели «Ласерба»
были прозорливее в своих эстетических
воззрениях, это верно, но в том, что касается
воинственности, они ничем не отличались от своих
противников. Выступая в Риме 21 февраля 1913 г.,
Папини заявил: «Я футурист, потому что футуризм –
это любовь к риску и опасности…» Издевательский,
саркастический тон пронизывает «Обезболивающий
манифест» другого автора памфлета – Альдо
Палацеши: «Подлецы! Малодушные трусы! Прячущиеся!
Робкие! Взгляните смерти в лицо, и вам на всю
жизнь хватит над чем смеяться».
Как бы там ни
было, начало войны коллектив «Ласерба» встретил
с таким же патриотическим подъемом, как и те
«маринеттисты», которых они считали своими
идейными противниками. Во время войны энергия
первой волны футуризма истощается, объединения
распадаются, некоторые из основателей движения
погибают на фронте, в том числе самый известный –
архитектор-футурист Антонио Сант-Элиа, создавший
концепцию города будущего, во многом опередивший
самые смелые идеи конструктивизма. Он, в
частности, писал: «Существенная особенность
футуристической архитектуры – ее непостоянный,
временный характер… Каждое поколение будет
создавать свои собственные города».
Вторая волна, новый период активности
футуризма после 1920 г. связан с тем, что можно
назвать идейной конвергенцией – когда идеология
пришедшего к власти итальянского фашизма
оказалась созвучной футуризму. Однако союз
футуристического искусства и фашистской
диктатуры был в конечном счете таким же недолгим
и неорганичным, как взаимодействие советской
власти и русского авангарда.
Новый подъем футуристической живописи связан с
именами Балла, Прамполини, Деперо, Луиджи Филла и
др. Началом этого периода, который позднее будет
назван вторым футуризмом, принято считать момент
опубликования манифеста «Тактилизм» (11 января 1921
г.).
Присмиревший, утративший свойственный ему
пафос агрессии, футуризм, склоняющийся к
апологии фашистского режима, теряет свое лицо.
Несмотря на то, что Маринетти находится в
дружеских отношениях с Муссолини и
футуристическая группа начиная с 1925 г.
систематически участвует в международных и
местных – ежегодных венецианских – выставках,
новая итальянская эстетика не принимает в расчет
инновации авангарда. Героизация режима и
строительства фашистского государства
опирается на «вечные ценности» – испытанные
временем формы классического искусства.
В Италии, как и в других
тоталитарных странах (среди которых итальянский
режим надо признать наименее жестким),
этатизированные искусство и архитектура
приходят к мегаломании и некоему подвиду
неоклассицизма, имеющего и здесь специфическую
ненатуральную окраску.
«Художественная революция, которая начинается
футуристическим движением, вызвала к жизни или
повлияла на многочисленные передовые течения –
кубизм, орфизм, дадаизм, симультанизм, зенитизм,
лучизм, вортицизм, конструктивизм, супрематизм,
имажинизм, ультраизм и т. д., – писал Маринетти,
остававшийся до конца (умер он в 1944 г.) лидером
движения.
Указание на роль футуризма в становлении
многочисленных течений художественного
авангарда особенно справедливо в отношении
России. Русский кубофутуризм – это большая
отдельная тема.
Статья опубликована при поддержке компании "Профессионал". Восстановление кузовов автомобилей иномарок после ДТП по специальным технологиям, включая работы с алюминиевыми рамами джипов, покраска автомобиля, прохождение ТО и комплексное слесарное обслуживание, включая проведение кузовных работ,– вот лишь некоторые работы из обширного перечня услуг, которые готовы предоставить клиентам в "Профессионале". Многолетний опыт работы и высокая квалификация персонала – гарантия того, что все работы будут выполнены качественно и в срок. С подробным перечнем услуг, которые Вам готовы оказать в корпорации, и их стоимостью можно ознакомиться на сайте 77professional.ru.