Эта неизвестная Гатчина...
Илья Фоняков
Заранее представляю себе удивленные
лица читателей: да какая же она неизвестная?
Наряду с Петродворцом (Петергофом), Ломоносовом
(Ораниенбаумом), Пушкином (Царским Селом) и
Павловском Гатчина – одна из жемчужин
дворцово-паркового ожерелья северной столицы
России Петербурга! Раскинувшийся на холмистой
местности среди живописных озер (Белое,
Серебряное, Черное, Филькино, или Глухое), этот
город-пригород каждый год привлекает к себе
многие тысячи гостей, изображения его
достопримечательностей на открытках и в
буклетах распространяются по всей стране и за ее
пределами. Всякому, кто хоть немного
интересуется историей и искусством родной страны, знакомы, хотя бы по
фотографиям, характерные контуры большого
Гатчинского дворца, возведенного здесь во второй
пловине XVIII века по проекту архитектора Антонио
Ринальди, а потом в течение многих лет
достраивавшегося и перестраивавшегося другим
итальянцем – Винченцо Бренна. Внешний облик
дворца, связанного с именем императора Павла I, не
поражает роскошью, обычной для царских
резиденций. Скорее он, с его двумя башнями –
Часовой и Сигнальной, напоминает романтический
охотничий замок. В старину его и впрямь окружали
угодья для охоты, один из гатчинских парков и
поныне носит название «Зверинец».
Еще романтичнее другой дворец –
Приоратский, или просто Приорат, отражающийся в
водах Черного озера. Его причудливый силуэт с
островерхой башенкой напоминает о связях Павла с
мальтийскими рыцарями: в 1798 году российский
император возложил на себя корону и регалии
великого магистра этого духовно-рыцарского
ордена, чья штаб-квартира находилась на
средиземноморском острове Мальта.
Предполагалось, что небольшой дворец в Гатчине
станет резиденцией приора ордена – принца Конде,
когда он приедет в Россию. Принц в Гатчину так и
не приехал, а его дворцу за многие годы так и не
нашли достойного применения: было здесь и
общежитие придворных певчих, и – уже после
революции – краеведческий музей. Но во все
времена сохранялся неповторимый облик Приората,
созданный замечательным русским человеком –
архитектором, поэтом, художником, музыкантом Николаем Львовым.
Приорат вошел также и в историю строительных
технологий. Для сооружения его стен Львов
впервые применил новый материал: землебит –
особым образом спрессованные блоки из земли,
добытой тут же, при углублении озера. Блоки
получились необыкновенно прочными. При
проведении показательных испытаний гвардейские
офицеры пытались рубить землебитную стену
палашами, а придворные дамы... тыкали в нее
зонтиками. Но, конечно, подлинным испытанием для
землебита стало время. Дворец стоит и поныне. И
когда в середине 70-х годов знакомый директор
завода строительных материалов сообщил мне, что
его предприятие осваивает новую продукцию –
грунтобетон, я не преминул напомнить ему, что у
этой новации были предшественники еще в очень
давние времена.
И все-таки не во дворцы Гатчины
приглашаю я на сей раз любознательного читателя,
а в небольшой по фасаду заметно обветшавший
деревянный дом. Это – за линией железной дороги,
в районе (а до того – просто деревне) Малая
Гатчина. И улица, на которой дом стоит, до
революции так и называлась: Малогатчинская.
Теперь – улица Солодухина. Здесь, в доме номер 20
четыре года назад устроил мастерскую и личную
картинную галерею художник Владимир Монахов. По
субботам и воскресеньям он принимает здесь
посетителей: всякого, кто пожелает заглянуть. Как
удалось художнику получить в свое распоряжение
весь этом дом, долгие годы бывший коммунальной
«вороньей слободкой», сюжет особый. Скажу только,
что жильцы без особого сожаления расставались с
ветхим кровом без удобств. А городские чиновники,
которых принято ругать, нередко шли навстречу
художнику, понимая, должно быть, что его галерея
может стать одной из достопримечательностей
города. Так оно и случилось. Потому что Монахов –
не только живописец и график, но и мастер на все
руки: резчик по дереву, реставратор. И
поддерживать помещение в приличном состоянии
вполне способен.
Первое, что бросается в глаза в
мастерской на первом этаже,– недавно
законченный портрет императора Павла I. Яркий,
несколько плоскостной, чуть-чуть отдающий лубком
или примитивом, но не лубок и не примитив. На
краешке императорской треуголки примостилась
птичка-синичка. В последнее время отношение к
сыну Екатерины II претерпело существенные
изменения. Не просто солдафон и самодур,
тиранивший даже великого Суворова (что, как
говорится, имело место, никуда не денешься), но и
на свой лад идеалист, образованнейший человек,
склонный к рефлексии, самоанализу, способный
подчас на подлинное великодушие, – таким
«читается» Павел на портрете Владимира Монахова.
А рядом другой
знаменитый гатчинец – писатель Александр
Куприн, создавший здесь многие произведения,
эмигрировавший после революции в Западную
Европу и лишь на склоне лет, за год до смерти,
вернувшийся в Советскую Россию. «Прощание
Куприна с гатчинской сиренью» – называется
полотно.
Экспозиция галереи – на обоих этажах.
В основном работы самого Владимира Монахова:
масло, графика. Но не только. Выросший в Гатчине,
бесконечно в нее влюбленный (особенно в Гатчину
не парадную, не открыточную), Монахов бережно
собирает в старых домах, а подчас и просто в
руинах, частицы ушедшего быта. Шеренгой
расположились на полке старинные медные чайники
и кастрюли самых разнообразных форм. Неподалеку
– стеклянные штофы, аптекарская посуда. Утюги –
начиная с допотопного (мы, впрочем, застали такие
в деле), в который закладывались «живые» угли.
Граммофон с трубой-раструбом. И телевизоры. Да,
телевизоры! Мы не замечаем сами, как новизна
становится стариной. Многие ли из живущих ныне
помнят первый телевизор «КВН» – огромный, с
крохотным экраном? А пустотелую линзу, в которую
наливали воду, чтобы увеличить изображение?
Нашлось место и для архитектурных
деталей: кружевной металлический кронштейн,
подпиравший чей-то карниз, части деревянного
декора с дачи архитектора Штакеншнейдера в
деревне Пудость. Деревянная архитектура –
предмет особой любви Владимира Монахова. Его
графические работы, посвященные деревянным
домам старой Гатчины, тщательно детализированы,
подробны, но это не сухая протокольная
подробность – это любовное вглядывание в
уходящую натуру. Монахов издал альбом из
двенадцати своих гатчинских рисунков и охотно
комментирует его:
– Вот этот дом – лист номер шесть – и
до сих пор жив. Взгляните на его острые северные
крыши: скандинавский модерн. Со вкусом сделано. В
Гатчине не разрешали строить абы как – Дворцовое
управление строго контролировало проекты.
Хорошие архитекторы здесь работали. Тот же
Штакеншнейдер, например. Но и там, где имена не
столь громки или просто забыты, видна культура,
высокий профессионализм. На листе под номером
четыре – образец немецкого модерна, так
называемый югендстиль: жесткая геометрия, без
лишних украшений. В Германии видел такого много.
Мемориальная доска на фасаде – более поздних
времен: здесь жил, оказывается, писатель Всеволод
Кочетов. Имя на сегодня, кажется, не самое
славное. Но что тут скажешь: жил... Аптека в
Мариенбурге (это поселок такой)– лист номер
десять – и поныне существут, уже сто лет. Как и
дом, прозванный за свою необычную конфигурацию
утюгом, на улице Горького, бывшей Бомбардирской
(лист номер одиннадцать). А вот изящной башенки,
запечатленной на девятом листе, уже нет: ее
просто повалил ветер. Ничего не поделаешь,
дерево. Но можно продлить и его век, если бережней
относиться к уходящей натуре...
Есть в этом собрании графики и дом, где мы
беседуем (лист номер три),– обыкновенный
доходный жилой дом 1905–1907 годов. Но как же он
изящен и благороден на рисунке художника! В
натуре, конечно, можно видеть: время оставило на
его стенах неизгладимую печать. И все-таки дом
живет. И принимает гостей. Потому что внутри его
живет красота. Художник осмелился даже на свой
лад поправить Достоевского. «Красота спасет
мир», – сказал классик. «Красота спасает мир», –
начертал на самодельном плакате в своей
мастерской гатчин-ский художник. Спасает уже
сегодня – ежедневно и ежечасно.
|