Владимир СОКОЛОВСКИЙ
Цельность чувства в искусстве Жака
Ихмальяна
«Мне важно выразить свои чувства и
мысли в самой простой форме и в то же время не
впасть в примитивность, я пишу то, что чувствую и
не стараюсь украсить свои чувства... Именно в
цельности чувства и заложена цельность картины,
ее сила, правда, настоящий образный лаконизм».
Эти слова принадлежат выдающемуся турецкому
художнику Жаку Ихмальяну, выставка поздних работ
которого состоялась в Москве в галерее «Лез
Ореад» в ЦДХ. Культура Турции, расположенной на
стыке Европы и Азии, вобрала в себя самые
разнообразные черты восточной и западной
художественных традиций, и они же отличают
искусство Жака Ихмальяна. Художник родился в 1922
г. в Стамбуле, где значительную часть населения
составляют армяне, греки и евреи. Стамбул, с его
замечательными памятниками художественной
культуры, древними христианскими церквями и
мусульманскими мечетями, дал будущему художнику
мощные эмоциональные и художественные
впечатления. Он получил первоначальное
образование в частном французском католическом
лицее, а затем художественное в стамбульской
Академии изящных искусств. Наряду с традициями
средневековой армянской книжной миниатюры и
портретной живописи, православного и
католического сакрального искусства на
творчество молодого художника оказали влияние и
новаторские достижения французских фовистов и
импрессионистов. Но для Жака Ихмальяна была
характерна резко обозначенная социальная
направленность. Как признавался сам Ихмальян, он
не мог равнодушно смотреть, как сильный
властвует над слабым, а хитрый над бесхитростным,
и стал рисовать людей, которых любил, и которых
ему хотелось защитить. В молодые годы художник
присоединился к левому движению, был арестован и
несколько лет провел в тюрьмах. По освобождении
Жак Ихмальян работал иллюстратором в детском
журнале, в газете, а в 1949 г. уехал из Турции.
Побывал во многих странах мира, в том числе Сирии,
Ливане, Китае, в течение трех лет жил и работал в
Польше...
С 1961 г. Ихмальян поселился в Москве, где стал
преподавать турецкий язык и литературу в
Институте восточных языков. Где бы художник ни
находился, он никогда не порывал духовных связей
со своей родиной, что получило выражение и в
поздних работах, представленных на выставке. Они
проникнуты воспоминаниями детства – «Мать и
сын», «Мать и дитя», «Улочка в Стамбуле»,
«Восточный танец». В «Восточном танце» фигуры
танцоров слегка намечены сочными, динамичными
мазками, но яркая феерия праздничных, мажорных
красок с преобладанием зеленого и желтого
великолепно передает пластику и ритм
зажигательного турецкого танца.
В ряде работ Ихмальян соединяет живописные и
графические элементы: обозначает предметы на
фоне ярких цветовых пятен с помощью мощных
темных контуров, придающих образам особую
экспрессивность. В своих работах Ихмальян
тяготеет к геометризации художественной формы.
Его графика отличается броскими контрастами, что
заставляет вспомнить росписи поливных
керамических блюд начала Османской империи (XV–XVI
вв.).
Художественное наследие Жака Ихмальяна велико
и охватывает свыше двух тысяч произведений:
живопись, графика, книжные иллюстрации и
выжигание по дереву. Художника связывала
многолетняя дружба с известным турецким
писателем и поэтом Назымом Хикметом. На одной из
своих оформленных Ихмальяном книг Назым Хикмет
написал: «В один прекрасный день я напишу стихи,
которые будут достойны твоих рисунков».
Жак Ихмальян умер в Москве в 1978 г. и в том же
году большая персональная выставка художника
прошла в Анкаре, Баку, Тбилиси, Ереване и в его
родном Стамбуле. В 1991 г. состоялась персональная
выставка Ихмальяна в Париже, принесшая художнику
общеевропейскую славу. Московская экспозиция
вновь привлекла внимание к творчеству
самобытного мастера, соединившего достижения
современного авангарда с восточной и западной
художественной классикой.