|
|
Лия ПЕВЗНЕРХудожественный портрет ГоголяПамяти печального насмешника
1831 г. Гоголь знакомится с Пушкиным и все лето в Царском Селе и Павловске слушает его произведения в авторском чтении. 1832 г. Вышли в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки»; Александр Сергеевич отозвался о них с восторгом: «Прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, без жеманства, без чопорности, а местами какая поэзия!» В этот же год художник Алексей Гаврилович Венецианов просит друзей достать ему эту книгу, а в 1833 г. писатель и художник познакомились, и в 1834 г. Гоголь заказал ему свой портрет. 1834 г. – счастливейший в жизни Гоголя. Он дал тогда себе своеобразную клятву: «Я свершу!.. Я свершу! жизнь кипит во мне». Он воодушевлен, он верит в себя. Как из рога изобилия сыплются из-под его пера сказки, анекдоты, предания, забавные остроумные «штучки-шуточки». С романтическим пафосом отозвался Гоголь о картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи»: «Его краски горят и мечутся в глазах, они облечены в гармонию и дышат тою внутренней музыкой, которой исполнены живые предметы природы. «Последний день Помпеи» можно сравнить с оперой, если опера есть соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии и музыки».
Встречи с Венециановым, взгляды художника на искусство были тогда для Гоголя исключительно важны, помогая знакомству с бытом и психологией художников, – он начал писать повесть «Портрет». В ней, не называя имени Венецианова, Гоголь высказал свое понимание его личности и его взглядов на искусство: «Смотри, брат, – говорил своему ученику Черткову не раз его профессор, – у тебя есть талант... смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. Берегись. Тебя уже начинает свет тянуть, уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском... оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант». В этом монологе профессора, заложены художественные принципы Венецианова. И дальше Гоголь характеризует художника, создавшего мистический «портрет ростовщика»: «это был художник каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона своего только одна Русь, художник-самоучка». Н.Машковцев, автор книги о портретах Гоголя, справедливо заметил, что «Венецианов не учился в Академии художеств, трудно назвать другого художника-самоучку того времени, к которому можно было бы приложить эпитет «чудо». Немногие художники рисовали Гоголя, но
одним из них был Пушкин. Его рисунок – явление
особой ценности. А.Эфрос писал о нем:
«...драгоценный по меткости и Это совершенно другая личность, чем у
Венецианова. Пушкин увидел другого Гоголя.
Полагаем, что портрет сделан не в 1833 г., а
несколько позже, чему своеобразное и даже
неожиданное подтверждение – портретная
зарисовка Гоголя 18 апреля 1836 г. В Петербурге в
Александринском театре накануне первого
представления «Ревизора» на репетиции
присутствовал Гоголь. В воспоминаниях сын
артиста П.Каратыгина рассказал: «Гоголь был
встревожен и, видимо, расстроен», и когда он
вошел, его поразил странный смех артистов.
«Нескромную веселость возбуждала не комедия, но
ее автор. Невысокого роста, блондин, с тупеем, в
золотых очках на длинном птичьем носу с
прищуренными глазами и плотно сжатыми, как бы
стиснутыми губами. Зеленый фрак с длинными
фалдами и мелкими Нет. Гоголь в нем не смешон. В его серьезном, грустном лице растерянность и огорчение: актеры своей игрой и нелепыми костюмами превратили комедию в водевиль на грани фарса. Гоголь был обескуражен. Его советы не хотели слушать. В рисунке Петра Каратыгина – живой, не позирующий Гоголь, к которому автор относится мягко и сочувственно. Гоголь здесь такой, каким он оказался в реальной ситуации, и в этом его документальная ценность. Поразительно совпадение внешнего облика писателя в этих двух рисунках; внеш-ние признаки лица, возраст, прическа, даже узенькие очки, коих нет больше ни в одном портрете Гоголя. Рисунок Пушкина расположен в его тетради среди текстов 1829–1833 гг. на отдельном чистом листе. Поразительное сходство дает основание предположить, что он сделан около 1836 г., а в эту тетрадь позже был вложен просто случайно. Пушкинский Гоголь известен только пушкинистам. Оба рисунка – своеобразные художественные документы, свидетели того, о чем писал П.В.Анненков: «...в 1836 году уже не было добродушно-восторженного Гоголя, в этот год в нем наступила внутренняя перемена, отразившаяся и в характере, и в поведении и на его внешности. В этот год он уехал в Италию писать «Мертвые души». Пушкина он больше не увидел».
1841 г. Гоголь в Италии заказывает для матери свой портрет русскому художнику Ф.Моллеру. В Третьяковской галерее находится авторская копия того же года. С.Т.Аксаков в «Воспоминаниях» описывает облик вернувшегося в тот же год из Италии Гоголя: «Гоголь воротился уже совсем не тем франтиком, каким уехал за границу в 1836 году и каким изображен на портрете, рисованном Венециановым. Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать. Прекрасные белокурые густые волосы лежали у него почти по плечи, красивые усы, эспаньолка довершали перемену. Черты лица получили совсем другое значение». Это другое значение заключало в себе своеобразное смешение благожелательности, при мягкой доброй «спрятанной» насмешливости, и пристального внимания, интереса к тому, как работает художник, и ко всем, кто будет на него смотреть. «Никогда, даже в среде одушевленных и жарких прений по поводу современных литературных и жизненных явлений, не покидало его лица постоянная, как бы приросшая к нему наблюдательность». В портрете Моллера выражено некое равновесие мысли и духа, гармоничность состояния, а характер нарядного костюма и прическа придают некую достойную и благородную светскость. Для этого портрета Гоголь хотел выглядеть именно таким. Таким его и знает широкий читатель. Это самый известный его портрет.
Александр Иванов создавал художественное произведение великой идеи – о духовном преображении человечества с наступлением христианской эры. Казалось бы, это далеко от того, что писал в ту пору Гоголь. Однако вот что вспоминала в 1846 г. Варвара Николаевна Репнина, образованнейшая женщина того времени и его друг: «Я прочла «Мертвые души». Гоголь мужественно погружается в грязь, испытав ее смрад, он из среды этого гнилого омута кричит людям: «минуйте, минуйте этот омут!» Величавая простота, глубокомысленный смех, целительная ирония красноречиво говорят о любви к ближнему, о желании быть полезным людям, о желании исправления людей... лицо его носило отпечаток перемен... в его душе. Прежде одна ирония показывалась наружу. Его боялись. Теперь он снисходителен. Он дышит христианством... «Вы меня поняли», – сказал он мне». 1838 г. Мысль о введении Гоголя
в картину «Явление Христа народу» запечатлена в
эскизе того же года в фигуре кающегося
(ближайшего к Христу). Ее сходство абсолютно, но
не только во внешних характерных чертах – это
портрет духовного смятения, сокрушенности,
покаяния и страха грешника, его униженности.
Экспрессия фигуры потрясает: внутреннее
состояние выражено наклоном головы и очертанием
уныло опущенного, потерявшего свою колючесть
клюва-носа из-под шапки спутанных волос.
Впоследствии в картине художник перестроил
образ Гоголя в противоположном На исходе 1840 г. в судьбе Гоголя, как он сам говорил, вырисовывается «верный путь, начертанный свыше, укрепленный мыслью и духом». Гоголя этого времени мы видим глазами гениального Александра Иванова. Светский портрет Гоголя его работы известен в двух экземплярах. Первый был у В.Жуковского (ныне в ГРМ). Сам Иванов считал его основным и первым. Второй – у М.Погодина (ИРЛИ ПД). Это авторская реплика 1841 г. О Гоголе 1840-х П.В.Анненков писал: «Гоголь постарел, но приобрел особенного рода красоту, красоту мыслящего человека, хотя и печать усталости; но и общее выражение как-то светлее и спокойнее прежнего. Это было лицо философа». Эти слова могут служить характеристикой портрета. Среди всех изображений Гоголя портрет работы Иванова – самый сильный, как по своим пластическим и живописным качествам, так и по содержательности. А.Иванов написал портрет Гоголя в глубинности его горьких мыслей и ироничности его доброй души. Впо-следствии сам художник осознал, что этот портрет – не штудия для картины, сказав: «портрет не худ». 1841–1842 гг. В новой редакции
повести «Портрет» появилась фигура художника,
«приславшего из Италии свою картину», – в ней Гоголь создал два литературных портрета русских художников-современников – А.Венецианова и А.Иванова. А.Венецианов и А.Иванов создали два лучших портрета Гоголя. 1852 г. Москва. В рисунке с натуры художник К.И.Рабус запечатлел документально точно Гоголя последних дней: он не только состарился, но и внутренне потух... После 1852 г. В начале 50-х годов Александр Иванов, как справедливо полагает Н.Машковцев, вернулся к одному из набросков к портрету 1841 г.: тщательно моделировал лицо, заменил халат сюртуком, упорядочил прическу, чуть укоротив волосы. Утеряв непосредственность натурного наброска, портрет приобрел образную завершенность. Очевидно художник подготавливал его для публикации в гравюре или литографии. В нем Гоголь еще более грустный, это интонация посмертного изображения автором, знающим состояние писателя в последние годы жизни и понимавшего суть его трагического финала.
Гоголь в своем «многообразном портрете» XIX–XX веков жив и в XXI веке; но – увы – живы и «мертвые души» – чичиковы, собакевичи, плюшкины, маниловы... Иконография Гоголя небольшая, и во всех портретах он разный. Только во всех вместе – это Гоголь. |