Михаил КИСЕЛЕВ,
доктор искусствоведения
Поиски идеала в творчестве Ханса
фон Маре
Ханс фон Маре – младший из
художников-неоидеалистов или, как их еще
называют, «римских немцев». Он родился в 1837 г., на
десять лет позже Арнольда Бёклина и на восемь лет
Ансельма Фейербаха, во многом единомышленников и
товарищей по искусству. Вместе с ними главной
темой своих картин он сделал античность,
освободив ее от позднеклассических штампов. В
ней он искал очищенный от грубой повседневности
мир, вызывающий романтические, возвышенные
чувства. В обращении к ней он был исключительно
оригинален, и его полотна сильно отличаются от
картин Бёклина и Фейербаха.
Пройдя в 1853–1854 гг. курс в подготовительном
классе берлинской Академии художеств, он
поступил в мастерскую баталиста Карла Штеффека,
где прозанимался год, а затем переехал в Мюнхен, в
котором начал самостоятельно и много работать.
Его занятия батальным жанром дали о себе знать в
картине «Отдыхающие кирасиры» (1861–1862, Берлин.
Национальный музей), в которой раскованность
мазка позволяет добиться живого ощущения среды,
пленэра, а сама палитра напоминает живопись
художников
барбизонской школы. Но батальный жанр был лишь
эпизодом в творчестве Маре, в мюнхенские годы он
охотнее занимался портретом, и такие работы, как
«Портрет отца» (1860, Мюнхен, Новая пинакотека) и
ранние автопортреты достаточно профессиональны
и психологичны и не лишены оригинальности. В
полной мере она обнаруживает себя в
«Автопортрете с Францем Ленбахом» (1863, Мюнхен,
Новая пинакотека).
Здесь художник уже выступает как подлинный
романтик. Все в этом произведении необычно. На
перед-нем плане художник Ленбах в шляпе, поля
которой отбрасывают глубокую тень на лицо.
Фантастическим светом поблескивают очки,
скрывающие от зрителя взгляд таинственный и
загадочный, даже несколько мистический. Это
усугубляется ярко освещенным лицом стоящего
сзади Маре, исполненного жизненных сил, что
подчеркнуто нежным румянцем и алыми губами, хотя
в лукавом прищуре глаз и полуулыбке есть тоже
что-то неуловимо скрытное. Человек – тайна, в
каком бы обличье он не представал перед зрителем.
Рука Маре, лишь намеченная живым подвижным
мазком, и благородная коричневая гамма говорят о
стремлении к романтической развоплощенности, о
полном отрицании гладкой и потому часто
безжизненной академической манеры.
В том же 1863 г. Маре написал первую картину на
античную тему – «Купание Дианы» (Мюнхен, Новая
пинакотека). Здесь уже с полной силой проявлено
колористическое мастерство молодого живописца.
Благородными коричневыми тонами очень обобщенно
написан лес, сквозь который видно голубое небо с
розовыми облаками. Эти цвета как бы сгущаются в
красном одеянии нимфы, присевшей около стройной
обнаженной богини, и в синей драпировке ее
сиденья. Все формы лепятся цветными мазками,
свидетельствующими о большом пластическом даре
художника. «Купанье Дианы» создавалось в замке
Шляйсхайм для барона Штиглица, создателя училища
технического рисования, открытого в 1879 г. в
Петербурге. В его оформлении должны были принять
участие мюнхенские художники, и в замке им была
предоставлена мастерская. Маре было поручено
написать панно, которое должно было украшать
потолок дворца Штиглица, в котором
предполагалось разместить училище. Принимать
работу должен был русский художник Владимир
Сверчков, но консервативному Сверчкову не
понравился смелый художественный язык картины, и
она осталась в Германии.
«Купанье Дианы» отразило стремление Маре
глубже понять искусство старых итальянских
мастеров, особенно Джорджоне и Тициана, которые в
большой степени повлияли на цветовой строй
полотна. В 1864 г. он вместе с Ленбахом с
удовольствием отправился в Италию, где должен
был сделать копии с картин старых мастеров для
галереи графа Шака. Поклонник Бёклина и
Фейербаха, граф Шак тем не менее не понимает
пластического языка Маре и отказывает ему в
стипендии. Меценатом становится философ Конрад
Фидлер, которому близки художественные идеи
молодого живописца. Маре вместе с Фидлером
путешествует по странам Европы – Испании,
Голландии,
Франции, где на него производит впечатление
романтическая живопись Эжена Делакруа. И когда
он вновь приезжает в Италию, колористические
находки Делакруа дают о себе знать в росписях
залов библиотеки биологической станции в
Неаполе. Объемно и в то же время свободными
энергичными мазками Маре лепит мощные фигуры
гребцов, выходящих в море на лов рыбы, женщин в
саду, всадника, рвущего апельсины, а в одной из
композиций изображает групповой портрет
сотрудников станции. По справедливому мнению
ряда искусствоведов, фрески Маре – одно из
лучших творений монументально-декоративной
живописи XIX века, поскольку объемные фигуры
художник строит как бы на зрителя, а не в глубину,
тем самым не нарушая восприятия архитектурной
конструкции. В этом смысле Маре – предшественник
представителей искусства рубежа XIX и XX веков. Его
фрески превосходят фрески Делакруа, который, с
нашей точки зрения, весьма наивно полагал, что
«всякая фреска в конце концов стремится
отделиться от стены, на которой она написана; это
ее обычная и почти неизбежная участь».
С момента работы над фресками Маре
окончательно поселяется в Италии. После
недолгого пребывания во Флоренции его
местопребыванием становится Рим, где он
внимательно изучает памятники античного
искусства, побудившие его сосредоточиться на
античных мотивах. (Его обращение в конце жизни (он
умер в 1887 году) к триптиху из деяний христианских
святых, возможно, предчувствие скорой кончины,
которую он хотел встретить с подлинно
христианским смирением.) В них художник пытается
воссоздать прекрасную мечту греков о золотом
веке. В таких картинах еще есть определенный
сюжет. Так, в «Этапах жизни» (1877–1878, Берлин,
Национальная галерея) совершенный в своей
гармоничной наготе мужчина, воплощающий
зрелость, срывает золотой плод – возможно,
символ вечной жизни. Такой же плод в руке у
прекрасной девушки, вместе с задумавшимся
спутником олицетворяющей юность, а маленькие
дети как бы подкатывают лежащий на земле золотой
шар к старцу.
В последующих произведениях сюжет как таковой
исчезает. Художник пишет большие триптихи: «Суд
Париса» (1880–1881, Берлин, Национальная галерея),
«Геспериды» (1884–1887, Мюнхен, Новая пинакотека). В
«Гесперидах» начинает звучать тема абсолютной
гармонии, которая достигается чисто
пластическими элементами – плавными линиями,
эмоциональностью цветового решения, причем
цветом передается и объемность формы. Это
особенно отчетливо видно в центральной части
триптиха, где дух античности выражен не только
прекрасными, исполненными изящества пропорциями
фигурами дочерей Ночи: Эглы, Эрифии и Гесперы,
стерегущими на краю мира яблоки вечной
молодости, – но и четким противопоставлением
вертикальных ритмически расположенных
элементов (это и сами фигуры, и деревья за ними) и
горизонтальных линий почвы. Возникает то
величавое спокойствие, которое и позволяет
воплотить художнику мечту о золотом веке. В ней
для Маре воплощались поиски возвышенного идеала,
того «такта», как выражался мастер,
облагораживающего душу не только зрителя, но и
самого художника, который, творя мир, очищенный
от всякого преходящего, должен подняться «выше
внешних обстоятельств и выше самого себя» (слова
Маре. – М.К.). Путь к этому – создание совершенных
форм, которыми владели древние греки. И в их мир
можно проникнуть лишь отбросив все случайное,
преходящее.
Величественная гармония форм возникает и в
таких картинах Маре, как «Возничий и Нимфа»
(1881–1883, Мюнхен, Новая пинакотета) или два
варианта «Золотого века» (1879–1885 и 1880–1883, оба –
Мюнхен, Новая пинакотека). К сожалению, цвет,
который тоже должен был быть пронизан световыми
потоками, в поздних картинах Маре почернел из-за
экспериментов художника. Однако о
первоначальном благородстве его
колористической гаммы можно судить по ряду
пастелей, среди которых одна из лучших – «Поющие
девушки» (1885, Мюнхен, Новая пинакотека).
Романтический уход в мир мечты, сожаление об
утрате искусством высоких духовных идеалов
привлекло к творчеству художника символистов и
представителей стиля модерн. Маре оказал влияние
и на теорию «чистого видения» своего друга
эстетика Фидлера, и на программную работу тоже
дружившего с художником мастера – скульптора
Адольфа Гильде-бранда, создавшего не без
воздействия идей живописца книгу «Проблема
формы в изобразительном искусстве». Этот труд,
призывающий не просто изображать, но
художественно преображать видимую
действительность (в этом и сказалось влияние
Маре), оказался близок практике нашего
выдающегося художника Владимира Андреевича
Фаворского, который в 1914 г. совместно с
Н.Б.Розенфельдом перевел его на русский язык и
использовал многие положения книги в своей
творческой и педагогической практике.
Новая Пинакотека
Мюнхен