Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №21/2002

ТЕТ-А-ТЕТ

Герб школы

Урок 3-й

Герб школы

Оборудование: эпипроектор, экран, образцы гербов, магнитофон, таблицы анализа качества выполненной работы.

Учитель. Итак, сегодня мы завершаем работу над проектом герба школы. В ходе урока вы должны продемонстрировать полученные знания по истории геральдики. Каждая из четырех групп изучила и обсудила эскизы, выполненные отдельными учащимися, выбрала наиболее интересные и попыталась собрать разрозненные идеи в единое целое. Теперь вам предстоит завершить практическую работу в группе, дать теоретическое обоснование своей работы и представить ее на всеобщее обсуждение.

В каждой группе три-четыре человека завершают практическую часть проекта в выбранной группой технике. Два-три человека готовят текст устного выступления для защиты работы. Учащиеся должны обоснованно ответить на вопросы:

– Какие элементы из герба России (Москвы, округа, муниципалитета) использованы в их проекте?

– Какие цвета они использовали и почему?

– Какова форма поля щита и почему?

– Какие элементы (символы) выбраны для характеристики школы и почему?

– Какой девиз украшает герб и почему?

В ходе защиты проектов группы используют музыкальное и литературное оформление. Работа и отчет каждой группы оцениваются другими группами в специальных бланках с проставлением итоговой оценки.

Выступление первой группы сопровождается фрагментом гимна России, демонстрацией герба России и творческой работы учащихся.

Во время выступления второй группы демонстрируются герб Москвы, эскиз выполненный группой, звучат стихи Александра Трифоновича Твардовского:

...Память горя сурова,
Память славы жива,
Все вместит это слово:
«Москва! Москва!..»

Третья группа показывает свой проект и герб Восточного округа и сопровождает показ стихами Натальи Кончаловской:

Представь себе, читатель мой,
Что там, где столько крыш вдали,
Огромный лес стоял когда-то,
Дубы могучие росли,
Шумели липы в три охвата.
Поляны вместо площадей,
А вместо улиц – перелоги
И стаи диких лебедей
И рев медведицы в берлоге.

Последняя команда представляет свою работу, звучит стихотворение Виктора Капнинского «Сказка Терлецкого леса»:

Деревья спят средь зимней мглы,
Чуть очертаньями приметны.
На небе – сумрак предрассветный,
Стволы берез едва светлы.
Лес замер, как концертный зал,
Но палочку уж вскинул где-то
Маэстро – дирижер Рассвета,
И первой скрипке знак подал...
Тут в пору самую как раз,
Чтоб тройка по лесу промчалась,
А в ней – «Лесной Терлецкий вальс»
Насвистывал маэстро Штраус...

И наконец подведение итогов: представители от каждого звена выступают с анализом работ товарищей и проставляют оценки.

Нина БАКАЛОВА,
преподаватель ИЗО
школы-лаборатории № 799 МОСКВА