Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2002

ТЕТ-А-ТЕТ

Искусство Японии

Уроки для 4 класса

Пейзаж

Урок 1-й

Оборудование: цветные фотографии времен года Японии, бумага для учителя (формат А-2), бумага для учащихся (формат А-4, А-3), краски акварельные или гуашевые, кисти № 5–8, палитры.

Вадим Языков. Горы ЯпонииУчитель. На наших уроках мы говорили об искусстве русского народа, о красоте русской природы. Сегодня мы с вами мысленно отправимся в далекую Японию – Страну восходящего солнца. И попытаемся сравнить ее природу, ее культуру с природой и культурой нашей родины. Каждый народ создает свой художественный мир – свое искусство. Искусство выражает душу народа, его особое лицо, его образ.

Посмотрите на фотографии с изображением природы Японии в разные времена года. Природа ее чем-то похожа на нашу, но есть в ней особенность. Какая?

Ученики. Какая-то туманность, размытость, мягкость.

Учитель. Вы правильно все отметили. Отчего это впечатление? Давайте раскроем учебники и почитаем, что там рассказывается о Японии.

1-й ученик (читает). «Представь себе бескрайний великий океан. Со дна океана поднялись высоко островерхие горы. Такие высокие, что их вершины выступили над водой и образовали цепь островов».

2-й ученик (читает). «Люди прозвали свою страну Ямато, что переводится как «путь гор». А сегодня все называют эту страну Япония. Ее быстрые горные реки мчатся с вершин к морю... Там очень влажно, и часто бывают туманы».

3-й ученик (читает). «Вот выйдешь ранним утром или после дождя в сад, а кругом удивительная красота: то, что близко, например ветка с повисшими каплями, видно крупно, ясно, а все что вдалеке – размыто, серебристо, словно мягкая тень. Вот именно так видят свой пейзаж японцы и именно так любят его изображать».

Учитель. Попробуем и мы изобразить пейзаж Японии красками, работая одной только кистью, как это делают японские художники. Подберите нежные оттенки – голубые, сиреневые, розовые, зеленые (показывает приемы создания фона на большом листе). Дайте время слегка подсохнуть фону и светлыми тонами пропишите силуэты дальних гор, деревьев. Более яркими цветами проработайте изображения первого плана – это может быть ветка с цветами сливы, птица, бабочка, камыш.

(Самостоятельная работа детей длится 20–25 минут. Учитель работает с отдельными учениками, которым требуется помощь.)

Учитель. К следующему уроку мы подготовим выставку пейзажей и обсудим, насколько ваши работы воссоздали природу Японии, насколько вы почувствовали ее красоту. После этого мы познакомимся с японской архитектурой и созданием садов, которые являются одной из важнейших составляющих искусства.

Архитектура и сады

Урок 2-й

Оборудование: самоклеющаяся цветная пленка (бумага), простой карандаш, ластик, ножницы, образцы сложенной и вырезанной пагоды, камней, кустарников, цветной картон.

Алла Струц. ЯпонияВ классе – выставка детских работ по теме «Пейзаж Японии».

Учитель. Давайте посмотрим выставку ваших работ. Какие из них кажутся вам наиболее удачными? Кто лучше всего сумел воссоздать пейзажи Японии?

(Ученики высказывают свои мнения, аргументируют их. Учитель оценивает работы.)

Учитель. Для любого народа, пожалуй, самым важным является жилище, дом, постройка. Мы уже говорили об этом, когда знакомились с русской избой. Знаете вы и о том, что люди не могут жить вне коллектива, а значит, им нужны такие постройки, где они могли бы собираться вместе. Такими сооружениями издавна являлись храмы. Японцы создали свою особенную архитектуру, особенные жилые дома и храмы. Но самое удивительное – это японские сады. Раскройте учебники и почитайте, что там написано об этом уникальном явлении – японских садах.

1-й ученик. «Японцы создали разные сады. И самый необычный – сад камней... На площадке из белого гравия, уложенного волнистыми рядами, размещены разной величины камни. Камни производят впечатление горных островов, омываемых морскими течениями. Самые большие сады разбивают вокруг храмов. Здание храма растворяется в этой сказочной красоте природы и становится ее частью и украшением».

Учитель. А теперь прочтите, что представляет собой японский храм. Это тоже явление особенное, совсем непохожее ни на наши храмы, ни на европейские соборы.

2-й ученик. «Здание японского храма – пагода – похоже на изящную легкую башню. Свою собственную кровлю имеет каждый этаж. И у этих крыш есть особенность – поднятые кверху концы. К концам кровли иногда привешивают колокольчики, ими играет ветер, и они звенят. Сильные ветры и землетрясения бывают в гористой Японии часто, что при строительстве всегда приходится учитывать».

Учитель. А теперь прочтите, что представляет собой японский дом.

Лиза Пономарева. Пейзаж с пагодой	      3-й ученик. «Японские домики не имеют стен в нашем понимании. В Японии строят только ребрышки стен – легкие сквозные конструкции, а между ними делают передвижные ширмы. Когда внутри горит свет, такой домик похож на фонарик».

Учитель. Рассмотрите внимательно репродукции в учебнике с изображением японского сада, домов и пагоды – храмовой башни. Чтобы лучше понять конструкцию всей постройки и необычность кровли японского дома, почувствовать красоту японского сада, мы постараемся выполнить аппликации. Из цветной пленки, используя прием сложения, вырежьте изображение пагоды или жилого дома. Передайте полосками, наклеенными сверху, впечатление каркаса постройки. Изобразите возле постройки сад из камней, цветов, кустарников, также вырезанных из цветной пленки.

(На это задание отводится 20–25 минут. Необходимо обратить внимание ребят на композицию, вертикальность постройки. Можно показать (в виде чертежа на доске) принцип рисования 1/2 части дома на сложенной по осевой линии бумаге.)

Учитель. На следующем уроке мы еще раз встретимся с искусством Японии. Сначала обсудим аппликации, которые вы сделали сегодня, а потом выполним коллективную работу на тему «Праздник цветения сакуры».

Праздник цветения сакуры

Урок 3-й

Оборудование: альбомы, простые карандаши, фломастеры или краски, ножницы, кисти, клей.

На доске – выставка аппликаций.

Учитель. Перед вами аппликации, которые вы сделали на прошлом уроке, посвященном теме «Архитектура и сады Японии».

(Ученики высказывают свои мнения, учитель оценивает работы.)

Учитель. Сегодня мы поговорим с вами о быте японцев, о том, как искусство Японии связано с бытом. Жители японских селений и городов создали свою культуру и искусство, так же как создали русскую культуру жители русских сел и городов. Мы любовались русскими красавицами и богатырями. Каков же облик японских женщин и мужчин?

Вика Калинина. Весна в ЯпонииГлавной хозяйкой, хранительницей домашнего очага и создательницей уюта является женщина. О ее внешнем облике, о ее одежде прочитаем в учебнике.

1-й ученик. «Одежда японок – кимоно. Это платье-халат с широкими длинными рукавами и большим роскошным бантом на спине. В кимоно японки похожи на причудливые цветы, которые качает ветер, на только что взлетевшую бабочку. За узорами платьев, движениями складок фигура кажется совсем бесплотной, а голова напоминает склонившийся от тяжести бутон на тонком стебле. Открытую изящную линию шеи венчает тяжелая корона черных волос, скрепленных длинными шпильками и гребнями. Глаза как маленькие рыбки, рот – лепесток, а высоко поднятые брови говорят о чуткости».

Учитель. А теперь прочитаем о самом любимом празднике японцев.

2-й ученик. «Обычаи традиционных праздников до сих пор соблюдают все жители Японии. Самый любимый – это праздник цветения вишни – сакуры. Это праздник весны и молодости. Все идут любоваться красотой, которой одарила их природа».

Учитель. Итак, мы прочитали и рассмотрели в учебнике иллюстрации с изображением жителей Японии, узнали, что самый любимый праздник японцев – весенний праздник цветения сакуры. Как красивы японские женщины в своих ярких кимоно, как причудливы их прически и характерны лица.

Давайте создадим коллективную работу на эту тему. Каждый из вас нарисует фигуру японки или японца в кимоно, затем вырежет ее. Все эти фигурки найдут свое место на нашем панно.

(Учитель прикрепляет заранее подготовленный фон на большом листе (форма А-1). На практическую работу отводится 20–25 минут. Тем из ребят, кому задание может показаться сложным, можно предложить выполнить архитектуру (пагоду, жилой дом), деревья, облака.)

Разместив и прикрепив фигуры на панно (вначале можно булавками, чтобы найти композицию), необходимо вместе с ребятами полюбоваться коллективной работой, поговорить о красоте природы, построек, костюмов и сравнить искусство Японии с искусством русского народа.

Татьяна РЯБИНИНА,
учитель ИЗО школы № 1378 Москва

Эти уроки проводятся по программе Б.М.Неменского с использованием учебника Л.А.Неменской «Каждый народ – художник», выпущенного издательством «Просвещение» в 2000 г.