|
|
Несмотря на тридцатиградусные рождественские морозы, в кинотеатре «Пять звезд», что на Павелецкой, в первую новогоднюю неделю собирались кинозрители со всей Москвы на ежегодный Московский кинофестиваль для детей и юношества. Первым именем, прозвучавшим на открытии фестиваля, было имя Ролана Быкова, первого президента Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества. И вот на экране перед зрителями появляется портрет Ролана Быкова с пионерским горном, и тут же юный горнист на сцене как бы продолжает ту вечно молодую мелодию... В адрес фестиваля пришла поздравительная телеграмма от Президента России В.В.Путина. На конкурс были представлены фильмы из пятнадцати стран. Международное жюри возглавила кинокритик из Японии Чие Оги. Она вышла на сцену в национальной японской одежде – кимоно, но, к удивлению и восхищению зрительного зала, произнесла речь на русском языке. Целую неделю строгое жюри и маленькие кинолюбители оценивали фильмы. Открыл конкурсную программу французский анимационный фильм «Бекассин». Трогательные приключения нянюшки Бекассин и ее подопечной Шарлотты, сказочная борьба, в которой побеждает добро, опасные приключения и поиски сокровищ – все хорошее, что свойственно детской сказке, собрано режиссером Филиппом Видалем в этом мультфильме. Следующим в конкурсной программе был японский фильм «Нагиса» режиссера Масару Конума. Героиня фильма – двенадцатилетняя девочка Нагиса. Однажды на берегу моря она знакомится с мальчиком из Токио. Он слаб здоровьем и боится войти в воду, и Нагиса учит его плавать. Он приходит к морю один, чтобы доплыть до заветной скалы, находящейся в нескольких десятках метров от берега, но у него не хватает сил и он тонет… Это лето становится для Нагисы временем взросления, она переживает первую любовь и первую потерю. «Корни и ветви» китайского режиссера Юй Цзуна получили приз «Бронзовый медвежонок» за понимание детской души. Это грустная история жизни одной китайской семьи. Несчастный случай разбросал детей по свету, и теперь после двадцатилетней разлуки они вновь обретают друг друга. Главный приз кинофестиваля – «Золотой лебедь» получил южнокорейский фильм режиссера Ли Юнг-Хянг «Дорога к дому». Примечательно, что старшее детское жюри также присудило ему приз. Это рассказ о чудесном перевоспитании семилетнего мальчика. Привыкший жить в большом городе, он вынужден некоторое время провести у бабушки в деревне. Эгоистичный мальчик вступает в конфликт с бабушкой, живущей по старинке. Он не скрывает своего пренебрежительного отношения к ней и ее образу жизни: разрисовывает стены в ее доме, грубит ей и наконец крадет единственную бабушкину драгоценность, чтобы обменять ее на батарейки для видеоигры. Но благодаря бесконечному терпению бабушки меняется. Фильм понравился и детям, и взрослым, наверное, потому что и тем и другим знакомы подобные ситуации. О дружбе и благородстве рассказывает польский фильм Денияла Хасановича «Письмо», получивший «Бронзового медвежонка» за режиссуру. Мальчик Энес, у которого нет ноги, пытается жить как все здоровые дети. Но в один несчастный день у него ломается костыль. Вместе со своим другом Алдином он пишет письмо в Организацию Объединенных Наций с просьбой прислать ему новые костыли. Отнести письмо в город на почту должен Алдин. Путь Алдину выпал необычный: на этом пути ему предстояло лучше узнать окружающую его жизнь. Фильм достаточно труден для восприятия, действие происходит как будто в тумане, и непонятно, реальность это или сон. Финская лента «Ролли» Олли Саарела получила специальный приз – «Бронзового медвежонка» за создание удивительного мира сказки. Злые тролли выгоняют из мирной деревушки прежних жителей – эльфов. Когда в борьбе между добром и злом побеждает зло и наступает вечная тьма, тролли начинают понимать, что надо ладить с другими существами. В финале восторжествует мир – после череды забавных и захватывающих сражений тролли и эльфы станут единым племенем. Еще один сказочный сюжет вызвал одобрение младшего жюри, и оно наградило мультипликационный цифровой фильм Криса Уэджа «Ледниковый период» в номинации «лучший фильм для детей младшего возраста». После закрытия фестиваля я обратилась к члену жюри Артему Соловейчику с просьбой прокомментировать некоторые итоги конкурса. – Артем Симонович, мне показалось интересным, что выбор профессионального жюри совпал с выбором детского жюри. Как вы считаете, почему так случилось? – На самом деле в «жюри взрослых» были расхождения. Одни считали, что первое место должно быть отдано «Письму», другие – «Дороге к дому». Если бы нас было не пятеро, а четверо, мы никогда не пришли бы к согласию. И одним из аргументов тех, кто считал, что приз нужно отдать «Письму», было как раз то, что это фестиваль детского кино и фильм «Дорога к дому» не заинтересует детей, что только взрослые могут понять его значение. И для меня было удивительно и радостно, что наши подростки выбрали именно этот фильм. Фильм замечательный, и если такой фильм вообще попал на фестиваль, значит, фестиваль состоялся. У нас он уже куплен. В нем есть очень важная идея: он о том, о чем мы так часто говорим, – о взаимопонимании, о толерантности, о том, как важно уметь друг друга слышать, уметь друг с другом жить. У педагогов не хватает внутренних сил жить по принципу: делай что должно – и будь что будет, то есть ждать, что дети вырастут такими, какими мы хотим их видеть. Ведь очень трудно жить, не видя результатов своего труда. В фильме «Дорога к дому» замечательная актриса играет бабушку, которая делает что считает нужным, и делает это, не обижаясь на своего внука, на свою жизнь, на свою дочь. И эта ее необидчивость не от того, что она такая терпеливая, просто она так живет. Симон Львович, мой отец, известный педагог, говорил, что на свете есть две самые трудные вещи для педагога в его отношениях с детьми. Первая, очень понятная и всеми принимаемая – не обижать детей. А вторая, очень трудная, невозможная, неподъемная, непреодолимая – не обижаться на детей. Собственно, фильм про это – про умение не обижаться на детей. – Кинокритик Чие Оги говорила на открытии, что через фильмы мы узнаем о жизни детей в других странах. – Самое главное, что мы узнали: жизнь детей во всех странах одинакова. Вот почему этот фестиваль оказался для меня очень полезным. Независимо от того, показывают ли нам детский боевик, или детскую комедию, или детскую трагедию, или фильм про детско-взрослые отношения, видно, что наши жизни очень похожи. Хотя было и другое. Например, итальянский фильм «Так нечестно» у взрослой части жюри (не знаю, как у детской) вызвал такую реакцию: если это некая общая картина того, что происходит в Италии между взрослыми и детьми, то там очень плохи дела; если же это частный случай, то плохи дела с головой у людей, которые делали этот фильм. Но я так не думаю, я думаю, что на самом деле здесь отражены общие тенденции. Ценность личности возрастает с ростом цивилизации и культуры. И чем ценнее становится личность, тем больше появляется у нее прав на самоопределение, на выбор собственного пути. И тогда неизбежно возрастает количество ошибок. За ошибки приходится платить как взрослым, так и детям. Я думаю, что развитие, к сожалению, очень часто связано с травмой, с трагедией. А если мы хотим, чтобы все было идеально, без слез, то не будет развития и мы не узнаем, что такое счастье. – На фестивале был представлен русский фильм «Вовочка» режиссера Игоря Мужжухина, но он не был отмечен. Почему? – Слава Богу, жюри у нас было не ангажированное и для нас не имело значения, российский фильм или не российский. Мы оценивали только достоинства самого фильма. Хорошо, что снимается детское кино, которое в последнее время почти в загоне в нашей стране. Если говорить о фильме «Вовочка» по существу, то не очень понятно, что хотели сказать авторы, и потому зрительская реакция была вялой. Мне кажется, что этот фильм опоздал, даже шутки в нем устарели. И персонажи выведены какие-то странные. Вот семья новых русских, показанная гротескно, и соответственно их отношение к детям. А вот семья человека из спецназа, который грубо обращается со своим ребенком. Но в жизни все не так просто, неоднозначно. В фильме есть типажи, но все не доиграно до конца. И это, мне кажется, от того, что не было пропущено через сердце. Совсем иначе в польском фильме «Письмо». Там классический сюжет, и совершенно потрясающий паренек, и продумана каждая деталь. Событие, которое поставлено в основу фильма, как бы и не происходит, оно только в воображении ребенка. Но даже этого достаточно, чтобы изменить его мир. Это очень сильный ход, потому что мы в этой жизни не все можем сделать. Мы не можем спасти людей, остановить войну в Чечне, мы не можем многого. Но даже думать, сопереживать, чувствовать иногда достаточно для того, чтобы мир двинулся в правильную сторону. Этот фильм был главным конкурентом «Дороги к дому», и если бы можно было дать два Гран-при, несомненно, оба получили бы главный приз. Вообще должен сказать, призов не хватило. Например, совершенно замечательному израильскому фильму «Потоп» – игровой короткометражке, в которой на десяти минутах показано взросление ребенка. Фестиваль был замечательный – он собрал хорошую коллекцию фильмов. Анна Колчина,
|