Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №4/2003

ТЕТ-А-ТЕТ

Импрессионисты в Техасе

Клод Моне. Бульвар Капуцинок
Шедевр МОНЕ, гордость музея на Волхонке, отправился в путешествие за океан

Музей изобразительного искусства в Хьюстоне приятно удивил своих посетителей беспрецедентной выставкой. Значительную часть экспозиции составили произведения из шедевров выдающихся французских художников Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина: 52 полотна, прежде не экспонировавшиеся в Соединенных Штатах Америки, некоторые из которых вообще впервые покинули стены легендарного московского музея.

Перед глазами техасского зрителя проходят три столетия французской живописи. Все это время Париж был признанной столицей мирового изобразительного искусства. Работы Никола Пуссена, Жана Луи Давида, Клода Лоррена, Жана Огюста Доминика Энгра... Но самое большое потрясение – полотна импрессионистической эпохи. И хотя уже трудно что-либо добавить к мировому признанию импрессионистов – можно без преувеличения сказать, что ни один период в истории искусства не подвергся столь пристальному изучению, как этот, – выставка произвела глубокое впечатление и на зрителей, и на профессионалов. Посетители выставки снова и снова восхищались «Бульваром Капуцинок» Клода Моне, и «Лягушатником» Огюста Ренуара, и «Оперным проездом в Париже» Камиля Писсарро, и «Снегом в Лувесьене» Альфреда Сислея, и «Кабачком» Эдуарда Мане... Здесь и живопись конца XIX века: Пикассо, Матисс, Ван Гог, Сезанн.

Появившиеся на свет более ста лет назад, картины эти и сегодня вызывают восхищение. Выставка многое добавит, а может быть, и изменит в восприятии искусства великих мастеров: ведь для многих зрителей это первая встреча с этими шедеврами французского искусства. Представленная в столь полном объеме живопись импрессионистов доставляет зрителю подлинное эстетическое наслаждение. Один посетитель сказал: «Мне довелось видеть немало картин Ренуара, Мане и Писсарро, но я потрясен тем, что увидел сегодня».

В Америке, на родине масс-культуры, сегодня растет интерес к высокому искусству. Музейные работники придают этому большое значение. В Хьюстон «прибыли» импрессионисты не только из Москвы, но и из Вашингтона и Копенгагена. Музеи и частные коллекции не очень охотно расстаются – даже на время – со знаменитыми работами великих мастеров. И их можно понять. Но нужно всячески приветствовать тех, кто хочет подарить людям возможность увидеть шедевры мирового искусства – их благородная просветительская деятельность достойна глубокого уважения и поддержки. «Мы хотим, – говорит директор музея Петер Марцио, – чтобы люди, которым слово «импрессионизм» мало что говорит, начали понимать и ощущать прелесть и ценность этого направления в мировой живописи. Наша экспозиция состоит из наиболее ярких образцов импрессионизма – это картины, вызывающие глубокие размышления, радостные и пронизанные светом, интеллектуальные и наполненные высокой духовностью».

Выдающийся русский коллекционер Сергей Щукин говорил, что собирал произведения «для своей страны и своего народа». Сегодня можно внести уточнение: и для всех людей планеты.

Место импрессионистов в системе сложившихся художественных ценностей совершенно особое. Они учат современного человека любить жизнь. Они учат нас улыбаться.

Татьяна ВЛАСОВА
Хьюстон