|
Музеи мираНаталия Шелешнева-СолодовниковаГосударственный музей АмстердамаГосударственный музей (Рейксмузеум) в Амстердаме – крупнейший художественный музей Нидерландов. Начало уникальному собранию первого национального музея положил брат Наполеона Луи Бонапарт, занимавший в 1806–1813 гг. престол подчиненного Франции Голландского королевства. В 1808 г. Луи Бонапарт начал формировать фонды музея в здании королевского дворца, сделав его своей резиденцией. Расположенное в центре Амстердама классицистское здание (арх. Якоб ван Кампен) великолепием своих фасадов и пышным убранством интерьеров символизировало могущество амстердамской буржуазии. Собрание постоянно пополнялось, и в 1885 г. оно перебралось в построенное по проекту арх. Петруса Й.Х.Кёйперса псевдоготическое трехэтажное кирпичное сооружение, ставшее со временем центром большого музейного и в целом культурного района города. Здесь находятся Музей Ван Гога, Городской музей современного искусства, консерватория. Улицы и набережные носят имена деятелей голландской культуры, и прежде всего прославивших страну живописцев. Обширнейшее собрание Государственного музея насчитывает множество экспонатов. Это средневековая скульптура и мебель, китайский, делфтский и мейсенский фарфор, произведения искусства Китая, Японии, Индии (в частности, коллекция статуй Будды) и нидерландских колоний, резные изделия из слоновой кости, французские табакерки и многое другое. Кроме того, в музее находится гравюрный кабинет и прекрасная библиотека по истории и искусству Нидерландов. Однако заслуженную славу Государственному музею принесла коллекция европейской живописи, включающая произведения таких знаменитых итальянских мастеров, как Карло Кривелли, Тинторетто, Якопо Бассано, и таких прославленных фламандских художников, как Рубенс и Ван Дейк. Но, безусловно, наибольший интерес у посетителей вызывает собрание голландской живописи, которое считается лучшим в мире. Высшую ступень в ее развитии знаменуют произведения мастеров XVII в., и прежде всего Рембрандта Харменса ван Рейна. Коллекция голландской живописи разделена на две части: работы мастеров конца XV – конца XVII в. и полотна XVIII–XIX столетий. Одна из самых ранних экспонируемых картин – прелестное “Св. семейство” (1485) хорошо известного представителя нидерландской школы живописи Гертгена тот Синт Янса, творчество которого отмечено поэтическим мироощущением. В этом произведении отчетливо видны черты, характерные именно для северного Возрождения: внимание к сценам обыденной жизни, любовь к деталям, декоративность колористического решения с применением золотистых вкраплений, тихая, умиротворенная гармония. Именно Гертгена тот Синт Янса принято считать родоначальником бытового жанра, интерьера, пейзажа, натюрморта, группового портрета. Те же черты: стремление полностью
заполнить пространство картины, любовь к
подробностям, особенно в передаче разнообразных
костюмов, декоративность, создающая ощущение
праздника, легко узнаваемый голландский тип
персонажей – характерны для “Древа Иерусалима”
(ок. 1505) другого известного художника конца XV –
начала XVI в. Яна Мостарта, жившего и работавшего,
так же как и Синт Янс, в основном в Харлеме. В
связи с этим надо сказать, что, несмотря на общие
тенденции, характерные для нидерландского, а
позднее, начиная с конца XVI в., голландского
искусства, в стране существовали школы разных
городов со своими определенными особенностями.
Это касается, в частности, картины анонимного
художника – Мастера из Алкмара – “Кормление
голодных” (1504), более строгой по композиции и
сдержанной по цветовой гамме, Знаменитый художник
начала XVI в. Лука Лейденский представлен в
Государственном музее триптихом “Поклонение
золотому тельцу” (ок. 1525). Многофигурные
композиции на фоне пейзажа Луки Лейденского,
которого современники ценили так же высоко, как колористом: краски сверкают, как драгоценные каменья. Прекрасными примерами нидерландской живописи XVI в. являются портрет купца-гуманиста Помпеюса Окко (ок. 1531) Дирка Якобса и поэтическое полотно “Мария Магдалина” (ок. 1528) Яна ван Скореля. В конце XVI в. в живописи Голландии появились черты маньеризма, которыми отмечены “Грехопадение” (1592) Корнелиса ван Харлема и небольшое по размерам, несмотря на кажущуюся монументальность, полотно “Великодушие Сципиона” (1600) Карела ван Мандера. На голландскую живопись начала XVII в. достаточно сильное влияние оказывала фламандская живопись, поэтому в экспозиции этого раздела представлены работы “Речной пейзаж с охотой на кабана” (ок. 1610) Йоса де Момпера и “Цветы в стакане” (ок. 1610) Яна Брейгеля Старшего, прозванного Бархатным. Если такой мастер, как Херкулес Сегерс, работал в традициях фламандской пейзажной школы, что очевидно в его полотне “Долина реки” (1615-20), то амстердамец Хендрик Аверкамп разрабатывал свой способ видения городского пейзажа – с обилием персонажей разных социальных групп, по которым можно восстановить быт, нравы, костюмы горожан первой четверти XVII в. Очаровательный “Зимний пейзаж. Катание на коньках” (ок. 1618), перекликающийся с двумя его картинами, хранящимися в Государственном Эрмитаже в Петербурге и в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве, дает об этом прекрасное представление. Одним из первых мастеров, обратившихся к жанру натюрморта и наметивших в своем творчестве особенности именно голландской разновидности этого жанра, был Флорис ван Дейк, представленный в музее, в частности, полотном “Натюрморт с сырами” (ок. 1615). Особую группу в первой четверти XVII в. сформировали художники из Утрехта, последователи Караваджо. Хендрик тер Брюгген и Герард ван Хонтхорст, писавшие картины на мифологические, религиозные, аллегорические сюжеты, жанровые сцены, портреты, привнесли в голландскую живопись определенные черты итальянского искусства. Наивысший расцвет голландской живописи (портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр) падает на 1630–1660 гг. Наибольшая естественность в портретных образах, к передаче которой стремились мастера в течение длительного периода, достигается в работах Франса Халса, написанных, как правило, широкими, свободными мазками. В музее хранятся два его шедевра: “Веселый пьяница” (1628–1630) и “Свадебный портрет Исаака Масса и Беатрикс ван дер Лан” (ок. 1662). Наиболее ярко представлено творчество Рембрандта Харменса ван Рейна. Девятнадцать его произведений разных периодов дают наилучшую возможность проследить становление метода мастера. Уже в работах молодого Рембрандта – “Св. Анна” (предполагаемый портрет матери, 1631) и “Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима” (1630) – очевидны черты, определяющие его творчество: внимание к психологическому раскрытию образа и одновременно любовь к сверкающим золотом свето-теневым эффектам, изображению персонажей в фантастических нарядах с обилием драгоценных украшений и тканей. Несмотря на яркий индивидуальный почерк, творчество художника в целом отвечает духу барокко. Рембрандт написал за свою жизнь множество портретов: из представленных в музее заслуживают внимания “Мария Трип” (1639), “Иоханнес Уйтенбогард” (1633), “Автопортрет в образе апостола Павла” (1661), “Титус в образе монаха” (1660). Вершиной в области группового портрета является самое большое и самое знаменитое полотно “Ночной дозор” (1642), написанное художником по заказу гильдии стражников. Его полное название – “Отправление в ночной дозор отряда стражников во главе с капитаном Франсом Баннингом Коком и лейтенантом Виллемом ван Рейтенбергом”. Очищенная в 1976 г. от толстого слоя пожелтевшего лака, картина приобрела изначальную яркость пронизанных светом красок. В музее находится и другой извест-ный групповой портрет работы мастера – “Синдики” (1661), а также полотна “Еврейская невеста” (ок. 1667) и “Каменный мост” (ок. 1638) – один из редких пейзажей Рембрандта, выполненных маслом. Среди работ учеников Рембрандта, до определенной степени унаследовавших его вдохновенное мастерство, выделяется полотно “Исаак, благословляющий Иакова” (1638) Говерта Флинка и картина “Пейзаж с коттеджами вдоль дороги” (1655) Филипса Конинка. Учившийся у Рембрандта в Амстердаме Николас Мас, впоследствии работавший в Дордрехте, выработал свою, более сухую манеру письма, о чем свидетельствуют два полотна: “Молитва пожилой женщины” (ок. 1655) и “Дневные грезы” (ок. 1655). В XVII в. многие мастера отдавали предпочтение какому-то одному жанру, хотя порой работали и в других. Пейзаж Голландии – страны, лежащей ниже уровня моря, с ее полями, лесами, заливами, дамбами, мельницами, отличающийся чистотой линий зимой и буйством растительности летом, привлекал многих художников. В коллекции Государственного музея хранится картина “Пейзаж с двумя дубами” (1641) – одно из лучших полотен Яна ван Гойена, оказавшего влияние на многих мастеров пейзажного жанра. Работы Гойена, картины “Речной пейзаж с паромом” (1649) Саломона Рейсдаля, “Вид реки зимой” (ок. 1650) Арта ван дер Нера, “Зимняя сцена” (1652-53) Яна ван де Каппеля дают яркое представление о характере пейзажной живописи первой половины XVII в. Во второй половине XVII столетия пейзажный жанр получил развитие в творчестве Мейндерта Хоббемы, специализировавшегося на изображении лесов и водяных мельниц (“Водяная мельница”, ок. 1665), но самым крупным пейзажистом этого времени был Якоб ван Рейсдаль. В музее хранится много его работ, среди них полотно “Водяная мельница в Вейке” (ок. 1670). Особую группу составляли “итальянисты” – художники, предпочитавшие изображать итальянский, а не голландский пейзаж. В значительной степени к ним принадлежал никогда не посещавший Италию Алберт Кейп, писавший, как и его соотечественники, многофигурные композиции (“Речной пейзаж с всадниками”, ок. 1655). Наиболее характерным представителем этого направления являлся Адам Пинакер (“Лодки на берегу итальянского озера”, ок. 1668). В середине XVII в. работали Питер Сенредам, специализировавшийся на изображении церквей (“Интерьер церкви Св. Одулфуса в Ассенделфте”, 1649), прекрасный портретист Бартоломеус ван дер Хелст, к которому, по свидетельству современников, обращались амстердамские зажиточные граждане, когда их не мог написать Рембрандт (“Банкет амстердамской гражданской гвардии, посвященный Мюнстерскому миру”, 1648), анималист Пауль Поттер, посвятивший свое творчество изображению пасущихся домашних животных (“Две лошади в поле”, 1649). Во второй половине XVII столетия традицию Сенредама продолжил и развил Эммануэль де Витте (“Интерьер Португальской синагоги в Амстердаме”, 1680). Последователем Поттера был Мелхиор д’Хондекоттер, правда, специализировавшийся в основном на изображении птиц (“Водоплавающие”, ок. 1680). Традиция морского пейзажа, которую разрабатывал, в частности, Я. ван де Каппель, достигла своего пика в работах Виллема ван де Велде Младшего (“Буря”, ок. 1690). Адриан ван Остаде стал крупнейшим представителем крестьянского бытового жанра, он выработал свою манеру письма, отличающуюся вниманием к передаче особенностей быта и острой характеристикой простонародных персонажей. В музее среди многих его произведений наиболее характерной является картина “Интерьер фермы” (1650). В Государственном музее выставлено несколько многофигурных композиций одного из ведущих мастеров бытового жанра – Яна Стена, живо передающих человеческое общение (часто моделями ему служили члены собственной семьи), игры детей с животными (“Праздник Св. Николая”, 1660; “Урок танцев”, ок. 1665; “Веселое семейство”, ок. 1670). Есть у него также и более интимные сцены (“Туалет”, ок. 1660; “Больная”, ок. 1665). Социальное и культурное своеобразие было характерно для каждого города Голландской республики. Мастера живописной школы Делфта любили изображать людей в освещенных лучами солнца интерьерах или в знаменитых голландских внутренних двориках. Особые красочность и светоносность колорита, передающие материальную сущность вещей, отличают произведения художника делфтской школы Яна Вермера, еще одного наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом выдающегося представителя голландской школы живописи XVII в. В музее находятся четыре полотна мастера – “Уличка” (ок. 1658), “Служанка с кувшином молока” (ок. 1658), “Женщина с письмом” (1662-63), “Любовное письмо” (ок. 1666). Замечательными представителями делфтской школы были также Питер де Хох – в музее хранятся его “У двери кладовой” (ок. 1658) и “Посыльный с письмом” 1670) – и Габриэль Метсю, представленный полотном “Больное дитя” (ок. 1665). Натюрморт, выверенный и спокойный в начале XVII в., приобретает во второй половине столетия черты, свойственные стилю барокко: динамизм композиции и великолепие сверкающих красок, огромное разнообразие изображаемых предметов, как природных, так и рукотворных: плодов, цветов, устриц, омаров, ветчины, стеклянной, фарфоровой и серебряной посуды, дорогих тканей. В музее экспонируются работы ведущих мастеров натюрморта, находившегося под влиянием живописной манеры Рембрандта Виллема Калфа (“Натюрморт с серебряным кувшином”, ок. 1660) и Абрахама ван Бейерена (“Натюрморт”, ок. 1665). Второй раздел (живопись XVIII–XIX вв.) открывается полотном “Пир Клеопатры” (ок. 1680) Герарда Лайресса – ведущего представителя классицизма, проникшего в голландскую живопись из Франции в 1670-е гг. В XVIII в. наряду с исторической живописью продолжали свое существование портретный жанр, натюрморт, приобретший новое звучание бытовой жанр. В залах музея выставлены произведения портретиста Георга ван дер Мейна (“Антуанетта Метайер”, 1759), мастера натюрморта Яна ван Хюйсума (“Натюрморт с цветами”, ок. 1730), тонкого жанриста Корнелиса Троста (“Мот”, 1741 и “Сад амстердамского дома”, ок. 1745). Склонность к топографическому взгляду на городской пейзаж характеризует полотно “Новая церковь в Амстердаме” (ок. 1780) работы Исаака Ауватера. Коллекционирование, получившее в XVIII в. широкое распространение как в Европе в целом, так и в Голландии, нашло отражение в работе Адриана де Лели “Художественная галерея Яна Гилдеместера” (1794-95). В XIX столетии наиболее распространенным жанром в голландской живописи был пейзаж, получивший различную трактовку в творчестве разных мастеров. Классицистическим спокойствием веет от работ Йозефа Аугуста Книра (“Неаполитанский залив”, 1818), реалистико-романтическим настроением – от произведений Питера Герардуса ван Оса (“Канал в Гравеланде”, 1818), эмоциональной приподнятостью – от картин Вийнанда Яна Йозефа Нейена (“Речной пейзаж с руинами”, 1836), лирическим мироощущением от полотен Баренда Корнелиса Коеккоека (“Зимний пейзаж”, ок. 1835). Во второй половине XIX в. особенного расцвета пейзажный жанр достиг у представителей гаагской школы, ожививших под влиянием французских художников великую голландскую традицию XVII столетия. Хендрик Ян Вейссенбрух (“Пейзаж в окрестностях Рийсвийка”, 1868), Антон Мауве (“Утренняя верховая прогулка по побережью”, ок. 1876), Пауль Йозеф Константин Габриэль (“Июль”, 1888), Виллем Марис (“Утки”, 1885-90) – в их работах отображена бескрайняя равнинность страны, ее поля, реки, морское побережье, характерное для Голландии небо с клочковатыми облаками, парусники, водяные и ветряные мельницы. Завершают коллекцию произведения импрессионистов – сохраняющего традиции голландского колорита Георга Хендрика Брейтнера (“Мост через канал Сингел у Палейстрат в Амстердаме”, ок. 1890) и Исаака Израёльса (“Прогулка по побережью на осликах”, 1900-01), работы которого отличают обобщенность в трактовке образов и высветленная цветовая гамма. “Автопортрет” Винсента Ван Гога и один из вариантов его “Подсолнухов”, выставленные в залах Государственного музея, звучат заключительным аккордом истории голландской живописи XV–XIX вв. и приглашают зрителей посетить находящийся рядом Музей Ван Гога. |