|
Новости культурыВиктория Хан-МагомедоваДело в шляпкеНеобычная и увлекательная выставка в Третьяковской галерее называется: «Дело в шляпе». Около семидесяти картин XIX–XX вв. знаменитых мастеров – К.Брюллов, В.Тропинин, Л.Бакст, М.Врубель, Н.Гончарова, А.Ларионов... – и старинные и уникальные шляпы из Исторического музея и частных коллекций. Высокое искусство и мир моды (есть даже шляпы современных дизайнеров) позволяют рассматривать шляпу и как самостоятельный объект искусства, как атрибут разных типов портрета, как источник зрительского мифа. А П.Кончаловский, П.Вильямс, А.Ларионов, Н.Гончарова с помощью шляпы решают специфические живописные задачи. Порой о характере шляпы дают представление их названия: «кибитка» (распространена в эпоху ампира, 1800–1813-е гг.); глубокая шляпа с прямыми полями, закрывавшими в профиль почти все лицо, «ток», «берет Рембрандта», «треуголка» (1860-е, украшена перьями), «боливар», «колокол», соломенная шляпа «канотье». В 1950-е годы в России были популярны крохотные шляпки в виде ленты от уха до уха – «менингитки». Конечно, в условиях сурового климата последствия увлечения таким фасоном были весьма печальны для обладательниц «менингиток». Подумать только, шляпа – это всего лишь мужской или женский головной убор из материалов, позволяющих сохранять форму. А какое невероятное богатство и разнообразие фасонов, размеров у разных народов в различные эпохи. И сегодня в мире моды, да и в повседневной жизни, шляпка занимает важнейшее место. Солома, фетр, велюр, кожа, шерсть – из чего только не сочиняют люди свои шляпки. В старину для шляп использовались эспри – изощренные украшения из длинных перьев журавля, павлина, фазана. Разглядывая старинные гравюры, картины, на которых персонажи изображены в шляпах, удивляешься, насколько шляпа способна выявить образ человека, его характер, привычки, социальное положение. Иной раз шляпка позволяет понять, следует ли человек общепринятым нормам поведения или пренебрегает ими, придерживается ли традиционных представлений или является разрушителем традиций. Дело доходило до курьезов. Вот утрированное и в то же время соответствующее реальности описание: «Шляпа была похожа на салатницу, полную овощей, на корзину цветов, на рог изобилия, из которого сыпались дары природы, свитки материи или связки лент, на слоеные пироги из тюля и атласа или на экспонаты из зоологического музея». Интересно, очень интересно прикоснуться к миру шляп. Шляпу носили в разные времена года. Яркое представление о шляпах XIX века дают портреты Тропинина, Брюллова, Басина, Шамшина... На «Портрете жены» Врубеля (1899), красивом, гармоничном, в оливково-зеленых, сиреневых тонах, Забела предстает в кружевном капоре и летнем нарядном платье. Написанный за один-два сеанса портрет напоминает этюд – по свежести и непосредственности впечатления. Очень красивы элегантные летние шляпы из кремовой или белой соломки, окруженные венками из искусственных листьев, гирляндами незабудок, маков, венками роз, перьями райских птиц, страусов а иногда и птичками, насекомыми, специально препарированными в качестве галантерейных украшений. Любопытный штрих: в 1900-е гг. дамские шляпы были даже опасны для окружающих, являясь причиной несчастных случаев. Дамы носили длинные волосы и прически. Шляпу прикрепляли к волосам булавкой длиной 30 см. В тесной толпе булавки царапали лица, даже выкалывали глаза. Шляпы все более разрастались и в 1912 г. достигли максимальной величины и фантастических очертаний. Конструкция шляп должна была создавать впечатление легкого касания с прической и подчеркивать плавность, изящество силуэта. Особый интерес вызывает картина А.Мильмана «Натюрморт со шляпной болванкой» (1911). Ее главный персонаж – оригинальная подставка для головных уборов, получившая распространение еще в средние века. Во Франции ее называли «барышня». А в России подставки – женские головки, ярко раскрашенные – назывались болванками. На портретах П.Вильямса, Ю.Пименова маленькие шляпки героинь стали безошибочной приметой времени – 1930-х. А шляпы-фантазии С.Параджанова – причудливые, загадочные, с использованием бисера, кружев, искусственных цветов, перьев экзотических птиц – воспринимаются как квинтэссенция женственности, миф об ушедшем идеале недостижимой красоты, как странные завораживающие фантастические птицы из иных миров. Соединяя прошлое и настоящее, шляпу как предмет искусства и высокой моды, выставка открывает новые возможности для исследования сложных взаимоотношений искусства, истории, моды, быта. |