Ирина Бусева-Давыдова,
кандидат искуствоведения
И по плодам узнается древо
Русская иконопись XV–XX веков из
собрания Виктора Бондаренко
Государственная Третьяковская галерея
предоставила свои залы для выставки икон из
частного собрания – случай удивительный и
беспрецедентный.
А если еще знать, что коллекция была собрана
одним человеком всего за несколько лет, то
удивлению поистине не будет предела. Разве в наше
время можно всерьез коллекционировать иконы?
Разве не все достойные памятники русской
иконописи, которые не остались в храмах, нашли
приют в музеях или в собраниях коллекционеров
1960-х гг.?
И вообще, зачем нужно тратить немалые деньги,
покупать и реставрировать иконы, организовывать
выставку и выпускать научный каталог?..
Выставка дает вполне однозначные ответы: да,
коллекционировать можно, надо лишь кроме денег
иметь вкус, азарт и... удачу. Нет, далеко не все еще
собрано: одна из лучших икон на выставке,
огромное «Распятие Христово» конца XVII в., была
выкопана из-под кучи навоза в одной вологодской
деревне. А на последние вопросы «зачем?» могут
ответить посетители, пришедшие сюда как на
праздник – праздник общения с шедеврами
русского национального искусства.
Многие иконы его собрания могли бы составить
гордость любого музея, не исключая и самой
Третьяковки. Почти по-рублевски мягко и печально
смотрит на входящих Спаситель с новгородской
иконы XV в. Прекрасен святой Георгий на белом коне,
но ему не уступает второй Георгий, также
новгородский и также XV столетия, оседлавший
черного скакуна. Жемчужиной выставки может
считаться икона «Чудо архангела Михаила в Хонех»
начала XVI в. – могущественный небесный заступник
помогает пономарю Архиппу против козней
язычников. Образы поражают то изысканной
красотой, как «Богоматерь Иерусалимская», то
свежестью и нежностью красок, как «Рождество
Христово», то уникальностью иконографии, как
«Святой Феодосий Великий с житием» (все три иконы
– XVI в.). Но наиболее яркой в самом прямом смысле
оказалась часть коллекции, относящаяся к XVII
столетию. На фоне густо-изумрудных горок
пламенеют красные и вишневые лаки-баканы: это
«Воскрешение Лазаря», написанное, очевидно,
одним из ведущих царских мастеров Федором
Евтихиевым Зубовым. Сверкает золотом, вспыхивает
киноварью, как будто и вправду горит не сгорая
«Богоматерь Неопалимая купина». Оранжевым
пятном выделяется одеяние патриарха Медоста
Иерусалимского – фольклорного святого, который
спас скотину иерусалимских жителей от змеиного
яда. Красный змей, больше похожий на крылатого
льва, показан дважды: внизу он плюет ядом в
источник, а выше лежит кверху брюхом, убитый
молитвой святого. Иконы ХVIII–ХIХ вв., показанные
на выставке, неоспоримо свидетельствуют, что
русская иконопись отнюдь не прекратила своего
развития после петровских реформ.
Что побудило Виктора Александровича
Бондаренко собирать шедевры русской иконописи?
Любовь к иконам была дана ему внезапно. В
Харькове, где Виктор рос, никаких древнерусских
икон не было. Искусство всегда влекло его, но
иконопись, по его собственным словам, он не
понимал. Однажды в самый обычный день Виктор шел
по обычной московской улице мимо обычного
антикварного магазина и что-то заставило его
войти туда и купить икону. Так началась история
коллекции, которая к настоящему времени стала
наиболее значительным частным собранием русской
иконописи.
Далеко не каждый собиратель купит икону, на
которой практически ничего не видно: потратишься
на реставрацию, а потом окажется, что на старой
доске есть только поздняя живопись
доморощенного богомаза. Именно такой вид имела
упомянутая «Троица» Гурия Никитина – краса и
гордость собрания. Принцип отбора был один, и
довольно своеобразный: икона должна быть
шедевром, причем таким, который хочется видеть
каждый день. У него есть свои любимицы, которых он
ставит у рабочего стола, а иногда носит с собой по
квартире – переставляет из одной комнаты в
другую. И возникает ощущение, что и иконы платят
ему любовью: сколько раз он приобретал вещь почти
что наугад, а из-под темной олифы показывалась
или подпись известного мастера, или живопись
необыкновенной красоты.
Выставку Виктор Александрович задумал едва ли
не с самого начала. Не славы и не корысти ради –
он действительно считает, что искусство
принадлежит народу, и свою собирательскую
деятельность рассматривает как спасение и
открытие миру нашего национального достояния.
Лучшие специалисты Москвы и Петербурга
составили к выставке научный каталог, а Виктор,
профессиональный издатель, подготовил макет и
напечатал пятикилограммовый фолиант в
венецианской типографии – подобного издания не
было нигде и никогда. На обложке уникальная икона
с Господом Вседержителем, благословляющим
Московский Кремль, золотом блестит название
выставки: «И по плодам узнается древо». Иконы –
плоды могучего древа русской культуры, собранные
Виктором Бондаренко для всех нас.