Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №8/2003

ТЕТ-А-ТЕТ

Педагогический марафон

Елена Медведева,
кандидат исторических наук

Музей для детей

Сейчас все чаще говорят о детском музейном буме. И дело не только в том, что в большинстве музеев России дети сегодня составляют основную часть публики, но и в том, что подход к детям в музеях стал другим. Им все чаще предлагаются наряду с традиционными экскурсиями и лекциями интерактивные игровые занятия, театрализованные программы, фольклорные праздники, мастерские. Изменилась сама образовательная концепция – дети в музее перестали быть только объектом обучения и воспитания. Игра, театрализация, празд-ник становятся основными формами работы с детьми в музеях. Ярким примером таких изменений является деятельность специализированных детских музейных центров и самостоятельных детских музеев.

В «Музее Буратино–Пиноккио»Возможно, у кого-то само понятие «детский музей» вызовет скептическое отношение: Нужны ли особые музеи для детей? В чем их принципиальное отличие от других музеев? Не создать ли и музеи для пенсионеров? Ответом на эти вопросы стала более чем столетняя история мирового детского музейного движения. Первый такой музей был создан в 1899 г. в Бруклине (США), и сегодня детские музеи являются одной из самых динамичных и популярных групп музеев мира – их насчитывается уже около четырехсот. Большая часть детских музеев (почти триста) находится в США, но есть они и почти во всех европейских столицах: Париже, Лондоне, Вене, Берлине, Брюсселе, Братиславе, Копенгагене, Хельсинки, Лиссабоне, Риме, Афинах, а также в городах «европейской провинции». Особенную известность получили «Музей на траве» в Булонском лесу Парижа и «Инвенториум» в городе науки и промышленности Ла-Виллетт (Франция), Детский музей в музейном квартале Вены и музей «Детский мир» в замке Вальхен (Австрия), «Фабрика открытий» в Лондоне и «Эврика» в Галифаксе (Великобритания).

Эти музеи не походят на взрослые – в них может не быть фондов, музейных витрин, музейный предмет часто можно брать в руки. Их называют пионерами современного образования, экспериментальными площадками, где учение может быть увлекательным и радостным. Здесь дети открывают новый для себя мир посредством активного действия, через лабораторные опыты, ролевую игру, участие в художественных и ремесленных мастерских, в театральных и цирковых представлениях.

Есть детские музеи и центры и в российских городах: Детский исторический музей (ДИМ) в Санкт-Петербурге, «Музей деда Мазая» в Карабихе (Ярослав-ская обл.), «В мире сказок» в Смоленске, а также в Новгороде, Владимире, Нефтегорске, Каргополе, Череповце, Хабаров-ске, Петрозаводске и других городах.
В Москве уже более восьми лет существует Дом сказок «Жили-были» – негосударственный детский музей, основанный благотворительным фондом «Русская семья». Его создатели видят свою задачу в том, чтобы через сказки и народное творчество познакомить детей с национальной культурой, с традициями и обычаями разных народов и одновременно пробудить у них интерес к чтению. Здесь экспонируются картины на сказочные сюжеты, сборники сказок, предметы народного быта, куклы. Есть и чердак со старинными вещами, и горница с русской печкой, а во дворе – колодец с живой водой и яблоня с молодильными яблоками. Филиал Дома сказок – «Музей Буратино–Пиноккио» представляет собой своеобразное сценическое пространство, где разыгрываются сцены из этих сказок и дети дошкольного и младшего школьного возраста участвуют в спектакле вместе с артистами.

Детский центр Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства приглашает детей познакомиться со своей интер-активной экспозицей, посетить кукольный театр «Черная курица» и творческую мастерскую, в которой под руководством мастера дети могут создавать свои собственные поделки. Здесь можно отмечать дни рождения и разные праздники. А в детском центре Государственного музея А.С.Пушкина все связано с биографией и творчеством поэта, с пушкинской эпохой. Специальные программы: «Нить Ариадны», «Встретимся у Пушкина», «Бал в старинной усадьбе», «Пять уроков в пушкинском лицее» – включают в себя музейные игры, конкурсы, экскурсии, пластические этюды, театральные импровизации.

Детский центр Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства

Помимо детских музеев, в Москве существует несколько постоянных выставок для детей и молодежи. Это и «Русская средневековая школа» в музее-заповеднике «Коломенское», и «Игротеха» в Политехническом музее, и «Комната открытий» в Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, и игровая выставка-студия русской народной игрушки «Забавушка» общества любителей народного искусства «Традиция».

Планируется создание детских центров в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, музее-заповеднике «Московский Кремль», Государственном историческом музее.

Детские музейные программы призваны развивать фантазию, творческие способности и коммуникативные навыки детей.