Великий градостроитель
Такого зодчего, как, Poccи
Россия еще не знала. Лучшей характеристикой
исполинской фигуры Карлa Ивановичa Росси служит
"Пояснительная записка", которую Росси
составил к проекту соединения Дворцовой и
Галерной набережных. Она начиналась так: "Размеры
предлагаемого мною проекта превосходят те,
которые римляне считали достаточными для своих
памятников. Неужели мы побоимся сравняться с
ними в великолепии? Цель - не в обилии украшений, а
в величии форм, в благородстве пропорций, в
нерушимости. Этот памятник должен стать вечным и
превзойти все, что создали европейцы нашей эры".
Грандиозный проект остался неосуществленным. И
только на пятом десятке лет зодчий смог
приступить наконец к воплощению своей мечты в
реальность - превратить северную столицу в город
невиданной красоты, действительно достойный
сравнения с Римом.
Росси достиг того, что
не удавалось достичь ни одному из его
предшественников: бережно сохраняя ценные
строения предыдущего века, он застраивал город
как целостный художественный объект. По его
проектам созданы или реконструированы
тринадцать площадей и двенадцать улиц нынешнего
исторического центра Петербурга. На такой
территории мог бы вполне разместиться сегодня
современный город с населением свыше двухсот
тысяч человек.
Ансамбли великого мастера образовали уникальную
градостроительную систему от площади
Декабристов до Марсова поля и от Дворцовой
площади вдоль Невского проспекта до реки
Фонтанки. При общем стилевом и композиционном
единстве всех ансамблей для каждого из них и для
отдельных сооружений, будь то театр, библиотека,
правительственное здание, жилой дом или парковый
павильон, зодчий нашел неповторимый и
эмоционально впечатляющий архитектурно-художественный
образ. Добавим к этому
великолепные интерьеры, в которых любая
архитектурная деталь, лепка, живопись, мебель и
прочее убранство всегда подчине-ны единому
художественному замыслу, усиливая тем самым его
эстетический эффект.
Еще одна характерная черта творчества Росси -
органичная связь всех его произведений с
окружающим пространством. Верхом совершенства
являются, к примеру, живописная композиция
дворцово-паркового комплекса на Елагином
острове, как бы слившегося с островным
ландшафтом, или ансамбль Михайловского дворца
возле Невского проспекта, искусно вписанный в
городскую среду. И столь же неотделимы от
окружения необыкновенно изящные павильоны в
Павловском парке, в Летнем и Михайловском садах и
даже на главной магистрали города.
Словом, перед нами предстает зодчий широчайшего
диапазона, великий градостроитель, архитектор-художник.
Но он один из трех ведущих архитекторов,
трудившихся при императорском дворе, не
удостоился высокого чина и почетных наград.
Первый зодчий столицы, он не являлся ни
профессором, ни академиком архитектуры.
В 1832 г., когда ему исполнилось всего лишь 57 лет,
Карл Иванович Росси попросился в отставку. И
остальные семнадцать лет - до конца своих дней -
последний великий европейский зодчий ничего
больше не строил.
|