Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2003

ТЕТ-А-ТЕТ

Владимир Невельский

Великий градостроитель

Улица Карла РоссиТакого зодчего, как, Poccи Россия еще не знала. Лучшей характеристикой исполинской фигуры Карлa Ивановичa Росси служит "Пояснительная записка", которую Росси составил к проекту соединения Дворцовой и Галерной набережных. Она начиналась так: Белоколонный зал Михайловского дворца. 1834-1835. Фрагмент"Размеры предлагаемого мною проекта превосходят те, которые римляне считали достаточными для своих памятников. Неужели мы побоимся сравняться с ними в великолепии? Цель - не в обилии украшений, а в величии форм, в благородстве пропорций, в нерушимости. Этот памятник должен стать вечным и превзойти все, что создали европейцы нашей эры".
Грандиозный проект остался неосуществленным. И только на пятом десятке лет зодчий смог приступить наконец к воплощению своей мечты в реальность - превратить северную столицу в город невиданной красоты, действительно достойный сравнения с Римом.
Интерьер зала Александринского театраРосси достиг того, что не удавалось достичь ни одному из его предшественников: бережно сохраняя ценные строения предыдущего века, он застраивал город как целостный художественный объект. По его проектам созданы или реконструированы тринадцать площадей и двенадцать улиц нынешнего исторического центра Петербурга. На такой территории мог бы вполне разместиться сегодня современный город с населением свыше двухсот тысяч человек.
Ансамбли великого мастера образовали уникальную градостроительную систему от площади Декабристов до Марсова поля и от Дворцовой площади вдоль Невского проспекта до реки Фонтанки. При общем стилевом и композиционном единстве всех ансамблей для каждого из них и для отдельных сооружений, будь то театр, библиотека, правительственное здание, жилой дом или парковый павильон, зодчий нашел неповторимый и эмоционально впечатляющий архитектурно-художественный Интерьер Елагина дворцаобраз. Добавим к этому великолепные интерьеры, в которых любая архитектурная деталь, лепка, живопись, мебель и прочее убранство всегда подчине-ны единому художественному замыслу, усиливая тем самым его эстетический эффект.
Еще одна характерная черта творчества Росси - органичная связь всех его произведений с окружающим пространством. Верхом совершенства являются, к примеру, живописная композиция дворцово-паркового комплекса на Елагином острове, как бы слившегося с островным ландшафтом, или ансамбль Михайловского дворца возле Невского проспекта, искусно вписанный в городскую среду. И столь же неотделимы от окружения необыкновенно изящные павильоны в Павловском парке, в Летнем и Михайловском садах и даже на главной магистрали города.
Словом, перед нами предстает зодчий широчайшего диапазона, великий градостроитель, архитектор-художник.
Но он один из трех ведущих архитекторов, трудившихся при императорском дворе, не удостоился высокого чина и почетных наград. Первый зодчий столицы, он не являлся ни профессором, ни академиком архитектуры.
В 1832 г., когда ему исполнилось всего лишь 57 лет, Карл Иванович Росси попросился в отставку. И остальные семнадцать лет - до конца своих дней - последний великий европейский зодчий ничего больше не строил.