Ирина Цимбал,
доктор искусствоведения
Сентиментальные заметки,
или Ностальгия по Петербургу
Эстетический эквивалент стоицизма –
вот что такое Петербург и его Культура.
Иосиф Бродский
Трудно не влюбиться в
дурманящее марево белых ночей – время
ностальгии по прошлому не только у вас, но и у
самого города. В белые ночи Петербург наверняка
устроит вам встречу с тенями великих его
обитателей, и они непременно сделаются вашими
добровольными гидами. И далекое, сразу ставшее
близким, обступит со всех сторон и заговорит на
языке этого города-призрака.
В театрах, музеях, на выставках вы встретите
петербуржцев, ничем особенно не примечательных,
но всяким своим появлением в храме искусства
словно выполняющих библейский наказ: «Не хлебом
единым...»
«О жизни, смерти и любви» – название
моноспектакля, поставленного в Театре им.
В.Ф.Комиссаржевской (режиссер – Тимур Насиров) и
сыгранного актрисой Тамарой Абросимовой.
Превращать прошлое в настоящее – одно из
важных предназначений театра. Свершившееся
когда-то переносить в «здесь и сейчас» – такова
его магия. И актриса этим волшебством владеет
сполна.
Спектакль сложился из трёх новелл: «Холодная
осень» И.Бунина, «Рассказ госпожи NN» А.Чехова и
«Тупейный художник» Н.Лескова. Все происходящее
на маленькой сцене – хрестоматийно известно.
Короткая вспышка счастья холодной осенью. Гибель
возлюбленного в первые месяцы войны, а вся
остальная жизнь как воспоминание об одном
холодном дне. И это все, что было у героини,
«остальное – ненужный сон». И чеховскую госпожу
NN счастье лишь поманило, подразнило да
растворилось в брызгах грозового дождя и запахе
скошенного сена. Актриса извлекает из прозы
«драму человеческой души» и постигает ее
пронзительно и отважно, наполняя очень личными
обертонами. Но никакого надрыва, мелодраматизма,
или – упаси Бог! – патетики. Светлое платье,
светлая шляпка, светлый зонтик над головой.
Такова ее героиня в первой части спектакля. Но
точно такой же зонтик подвешен к колосникам и
запрокинут кверху изнанкой. Зачем небесам
подставили зонтик? Не для того ли, чтобы собрать в
него «зимние слёзы»? Ведь именно так
первоначально назывался рассказ Чехова.
В «Тупейном художнике» актриса на первый
взгляд не меняет интонационный рисунок. Она так
же беззащитно открыта любви, и так же доверчива и
доверительна мелодия ее повествования. Но
слишком безжалостно причиненное зло, а жестоко
пролитая кровь любимого человека укрепляет
голос актрисы той неизъяснимой мудростью,
которую дарует одно лишь страдание. Смиренно и
скорбно сжатые губы делают героиню Абросимовой
сродни послушнице, хоть и прикладывающейся к
«плакончику», но готовой отныне вести разговор
только с Богом.
«Что же с нашими душами станется пред священной
Господнею чашей?» – всю жизнь вопрошала и искала
ответа великая страдалица земли русской мать
Мария (в миру Елизавета Кузьмина-Караваева). Это
ей, юной, посвятил А.Блок знаменитые строчки:
«Когда вы стоите на моем пути такая живая, такая
красивая, но такая измученная... говорите все о
печальном, думаете о смерти». Автограф Блока
экспонировался на выставке «Последняя римлянка.
Памяти Е.Кузьминой-Караваевой» в литературном
музее Пушкинского Дома. Выставка была составлена
из уникальных экспонатов, как уникальны и
личность и судьба той, кому она посвящена.
Акварели, графические рисунки на полях
стихотворений, церковное шитьё и, наконец,
фрагмент последнего рукотворного её
произведения – вышивки, сделанной на лагерной
косынке в Равенсбрюке. 31 марта, за неделю до
освобождения
лагеря, мать Мария, добровольно отвергнувшая
бегство из оккупированного Парижа, погибла в
газовой камере. Обладавшая талантом жить, не
забывая о смерти, монахиня Мария перед лицом
смерти прославляла жизнь...
Цепкое прошлое,
и давнее и недавнее, кажется, околдовало этот
город. Тридцать лет назад сердца целого
поколения (слабой его половины по крайней мере)
разрывались от выкрика Ларисы Малеванной: «Я
скучаю по тебе, Митя!», повисшего в огромном и
гулком пространстве Театра им. Ленинского
комсомола в спектакле «С любимыми не
расставайтесь». Казалось, что все происходящее
на сцене – от зловеще переплетенных над головами
деревьев-оборотней до психушки, навсегда
разлучившей героев, – уже навечно присвоено себе
тем поколением и «реинкарнации» не подлежит.
Однако режиссер Александр Галибин решил иначе.
Он обратился к пьесе Володина и вновь заговорил о
невозможности любви и невозможности жизни вне
любви, но уже другим театральным языком. В день
памяти Александра Володина Театр на Литейном
показывал этот спектакль о давнем и вечном. Но
без выкрика и надрыва. Утешительно и иронично
сплетались мелодии из «Мужчины и женщины» и
«Шербурских зонтиков». Правда, зонтики на сцене
все как один были черные. Пары разводились и
расходились, расставались и оставались вместе.
Делили между собой диван-кровать и телевизор –
дефицит того времени. Но сигналы той жизни
вызывали сегодня снисходительную или
сочувственную усмешку зала. И все-таки хорошо,
что пьеса зажила новой жизнью и поколение ХХI в.
хоть и видит себя в «кривом зеркале» незнакомой
эпохи, но что-то существенное ближе к
трагическому финалу прозревает. А в тот вечер на
фоне портрета А.Володина на сцену поднялись
исполнители первого легендарного спектакля и
дружески приветствовали младое племя артистов.
«Мы играли современную пьесу, – волнуясь,
итожила свои впечатления Лариса Малеванная
(первая и, наверное, лучшая исполнительница роли
Кати). – Вы играете историческую...»
Немало найдется городов, которые бы так же
лелеяли свое прошлое, как Петербург. Но с театром
у города на Неве отношения особые. Ещё сам Гоголь
заметил: «Петербург – большой охотник до
театра». Неудивительно, что именно здесь
осуществляется проект ХХI в. «Новая жизнь
традиции», разработанный Александринским
театром и Центром им. В.Э.Мейерхольда под
руководством Валерия Фокина. Проект
предполагает возобновление классических
спектаклей, шедших когда-то на сцене старейшего
театра России и так или иначе освященных именем
Мейерхольда.
Первые премьеры состоялись: «Ревизор» в
постановке В.Фокина (в роли Хлестакова – Алексей
Девотченко) и «Маскарад» (режиссер Игорь Селин).
За ними – «Смерть Тарелкина» в режиссуре
брехтовского ученика и единомышленника Маттиаса
Ланг-хоффа и «Чайка», которую взялся заново
прочесть известный польский режиссер Кристиан
Люпе.