Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №13/2003

ТЕТ-А-ТЕТ

ХХ век сам о себе
Персоналии и течения

Анна Флорковская,
кандидат искусствоведения

Дейнека

Автопортрет. 1948

Свежее ранее утро. Легкий ветерок колышет сверкающую в лучах солнца листву, хочется вздохнуть полной грудью, еще полнее ощутить бодрость и гармонию окружающего мира… Эмоциональный заряд творчества одного из самых незаурядных и ярких художников ХХ века – Александра Александровича Дейнеки – всегда созидательный.

У Дейнеки беспокойный характер. Энергия и энтузиазм первых десятилетий ХХ в. созвучны творческому темпераменту художника. «Его время» именно в 1920–1930-е гг., когда были созданы самые яркие и талантливые произведения в живописи, в графике, в монументальном искусстве. Многим тогда казалось, что жизнь всей страны и каждого ее гражданина в отдельности начиналась заново, с чистого листа, и от усилий каждого зависело сделать ее полнокровной и счастливой. Можно открыть новый лист в истории и написать на нем послание всему человечеству, передать свой восторг от новизны только что родившегося мира. Страна жила духом разрушения старого и созидания нового. Было в этом что-то от сказки, от утопии…

На стройке новых цехов. 1926Детские годы будущего художника прошли в среде очень далекой от искусства – он родился в Курске, в семье рабочего. Настоящий самородок, он с раннего детства очень много рисовал, засыпая от усталости над своими рисунками… Потом была революция, учеба в Харькове, работа в Курске.

Но вот Дейнека принимает решение: ехать в Москву учиться дальше. Там, на месте бывшего Московского училища живописи, ваяния и зодчества с 1918 г. шумит-гудит ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские, с пестрым составом преподавателей – от Константина Коровина (представителя дореволюционной, уже ставшей классической живописной школы) до Владимира Татлина (одного из самых «левых» экспериментаторов в области искусства), с таким же пестрым составом учащихся. Дейнека, увлекаясь и символизмом, и кубизмом, и футуризмом, тем не менее выбирает мастерскую одного из самых серьезных и традиционно настроенных педагогов – графика, монументалиста, теоретика Владимира Андреевича Фаворского, ученики и последователи которого, без преувеличения можно сказать, составили каркас нашего искусства ХХ в.

В первые годы московской жизни Дейнека много работал как иллюстратор, сотрудничая в журналах, потом как плакатист. Но никогда не оставлял он живописи, которая постепенно все сильнее и сильнее его захватывала.

В ранней живописи художника многое идет от графики, один из ярких тому примеров картина «Оборона Петрограда»: выразительность силуэтов, орнаментальный ритм композиции, пустое белое пространство холста. В то же время художника интересовала возможность дать нарастание объема на плоскости: этому его учил Фаворский и пример древнерусских икон. За «графизм» в живописи Дейнеку часто и много критиковали, но он упорно шел к индивидуальному художественному языку; изменять своему, личностному видению было не в его правилах….

В 1926 г. Дейнека стал одним из организаторов ОСТа – Общества станковистов, интереснейшего художественного объединения 1920-х гг. Молодые живописцы и графики, входившие в его состав, были выпускниками ВХУТЕМАСа. Они стремились найти новый живописный язык, темы, созвучные современности. Дейнека, один из самых последовательных остовцев, привносит в искусство неожиданные темы, такие как спорт, авиация, заводское производство. Хоккеисты. Мозаика. 1959–60

Это требовало новых художественных решений, и он находит нестандартные композиционные ходы: в серии, посвященной футболу, который Дейнека любил и прекрасно знал, кажется, сама натура подсказывала ему острые ракурсы.

Когда на одной из картин Дейнека изобразил самолет, летящий на фоне земли, ему сказали: такого не может быть. Тогда художник объяснил, что если смотреть на самолет не с земли, а из кабины другого летящего самолета, то так оно и будет: самолет мы увидим на фоне земли.

Художник размышлял о том, как машины, вообще техника, изменили наше восприятие мира: пейзаж из окна движущегося автомобиля выглядит не так, как обычно, а плакатно – и зритель получает в десять раз больше впечатлений. С высоты в три тысячи метров на маленький листок утрамбовывается целый Крым, а пляж, на котором ты два часа назад загорал, как на ладони – рассказывал художник о своей творческой поездке в Севастополь, где он помногу работал, дружил с летчиками и моряками.

Дейнека очень любил Севастополь, неоднократно бывал в этом красивейшем городе, поэтому, когда во время войны в редакции одного из журналов, с которым он сотрудничал, ему показали фотоснимки разрушенного во время боев города, он не мог не отозваться на то, что произошло. Так появилось известное монументальное полотно «Оборона Севастополя», запечатлевшее минуты противоборства двух сил не на жизнь, а на смерть.

В 1930-е гг. художника увлекает настенная живопись – фреска, а потом мозаика. Еще в мастерской В.А.Фаворского графика и монументальная живопись шли, что называется, рука об руку. Вообще для искусства первых трех десятилетий ХХ в. характерно такое взаимовлияние разных видов искусства, не случайно Дейнека занимался, помимо графики и живописи, еще и скульптурой, на удивление широк творческий диапазон Дейнеки – художника: от проникновенных лирических пейзажей и натюрмортов до монументальных работ, классических образцов «большого стиля» в искусстве середины ХХ в.

Портрет девушки с книгой. 1934Этой эпохе нужны были герои. И крупнейшие мастера: В.Мухина, П.Корин, А.Дейнека – обратились к современнику, к личности незаурядной, живущей рядом с нами. Роль искусства в жизни общества осознавалась как очень важная, но постепенно искусство все больше и больше попадало под пресс идеологии, становилось ее орудием… Многие художники обратились к «большому стилю» в искусстве, отдали дань монументализму. С середины 1930-х гг. и Дейнека занимался монументальным искусством, и это неизбежно накладывало особый отпечаток на его станковые работы: гладкие поверхности своих холстов он мысленно сопоставлял с поверхностью стен, на которых они будут находиться.

Дейнека одним из первых стал возрождать забытое искусство: мозаику (настенную живопись цветной смальтой) и фреску (живопись клеевыми красками по сырой штукатурке). Мозаика в то время была в новинку, ее надо было оживить, дать новые темы. Дейнека блестяще изучил историю и специфику этих древнейших видов живописи, его любимая мозаика «Битва Александра Македонского с Дарием» эпохи поздней античности была неистощимым источником вдохновения и школой на протяжении всей жизни художника. Но он понимал традицию не как сборник готовых пластических рецептов, а как вечный и живой нерв искусства.

Работа в качестве художника-монументалиста приучила художника уделять внимание синтезу искусств, подталкивала к размышлениям о месте живописи в архитектуре, в пространствах интерьера. Собственный опыт подсказывал, что цвет и орнамент в архитектуре должны вы-глядеть цветовым и стилистическим контрастом к окружающей природе, а монументальные работы всегда необходимо делать в расчете на человека. Правда, бывали и досадные несовпадения: ведь восприятие мозаики в архитектуре очень сложно заранее, еще в проекте, просчитать, хотя Дейнека и старался работать вместе с архитектором. Самый яркий пример – мозаики на станции метро «Маяковская», скрытые в глубине плафонов и почти недоступные глазу зрителя-пассажира.

Мать. 1932Во время первой поездки за границу, в Америку, художник особенно интересовался примерами современного синтеза архитектуры, скульптуры, монументальной и станковой живописи. Об этом он писал в письмах домой, говорил в докладах о поездке. Это суждения глубокого, тонкого профессионала. Его и тогда, и позже очень интересовали вопросы дизайна и формирования окружающей среды: изящность облика самолетов, практичность рабочей одежды. Интересно, что Дейнека не брал в путешествия фотоаппарат, считая, что рисунок лучше помогает входить в то состояние, которое пережито несколько лет назад.

Он рисовал только то, что сам остро прочувствовал. Жажда новых, еще не испытанных впечатлений приводила художника в кабину гидроплана, в цеха заводов, в шахты, на стадионы.

Художественный язык его произведений складывался прежде всего из работы над формой. Художник признавался, что форма, рисунок интересуют его гораздо сильнее, чем цвет. Он был очень чувствителен к тончайшим ритмам формы и при этом удовлетворялся простыми цветовыми отношениями, хотя и любил цветовую неожиданность, контраст, видел в этом новизну, которая очень его привлекала. Дейнека не писал непосредственно с натуры, но синтезировал многочисленные наблюдения, из которых в душе художника рождается образ. Справедливо утверждая, что невозможно с натуры написать рывок бегуна, он приходил на стадион, на ринг и пытался поймать в очень беглых и быстрых набросках, как он говорил «нашлепках», точное характерное движение… Итальянская улица. Монахи в красном. 1935

Он прекрасно знал и любил художников итальянского Возрождения, особенно Микеланджело, чувствовал и понимал его как художник художника: во всей глубине замыслов и творческих свершений. Вероятно, многим тогда казалось, что Россия переживает свое Возрождение, время, в котором живут и творят титаны духа…

Не случайно у Дейнеки центральным образом в искусстве всегда был человек. Герой Дейнеки – всегда цельная, гармоничная личность, но в нем очень мало психологии, критического отношения к себе и к окружающему. Таково свойство творческого видения художника, таково и видение эпохи. Возможно, это было своеобразной реакцией культуры на глубокий утонченный психологизм XIX столетия. Несомненно, что в ХХ в. художников и зрителей остро привлекало другое: личность в ее цельности – физической, нравственной, интеллектуальной, общественной, и этой своеобразной гармонии многое приносилось в жертву.

Напряженность и цельность взгляда художника на мир особенно заметны в больших композициях, в графике и натюрморте он лиричнее. Здесь же никакой рефлексии, никаких сомнений, полная реализация потребности времени в людях, чуждых колебаниям. Возможно, потом, в 40–50-е гг. он Плакат. 1930задавал себе вопросы: а сбылась ли сказка 20–30-х, сбылись ли надежды? К сожалению, большинство работ художника 40–50-х и 60-х гг. несопоставимы с произведениями 20–30-х – что-то было бесповоротно сломано в мастере. Дейнека сам это чувствовал и публично беспощадно по отношению к самому себе признавался в неудачах. «Не додумал тему», – говорил, например, о работе «На открытии сельской гидроэлектро-станции»... Но это не его индивидуальная трагедия, это трагедия целого поколения ярких, талантливых художников – П.Корина, В.Мухиной, С.Герасимова, когда многие из творческих замыслов не могли реализоваться.

Александр Дейнека был опытным и талантливым педагогом, хотя не все гладко складывалось в его преподавательской практике. Проработав десять лет в Московском художественном институте, он был в 1946 г. изгнан оттуда как «формалист». Его любили ученики, несмотря на сложный характер, а художник, основываясь на богатейшем собственном опыте, учил их самым важным в художественном деле дисциплинам: рисунку, композиции, знакомил с достижениями искусства прошлого, понятием «художественный стиль». Он, обладая ярким и выразительным литературным языком, много писал и печатался в журналах и сборниках, выступал с докладами. Темами его статей были размышления о роли декоративно-прикладного искусства в нашей жизни, о дизайне предметов и интерьеров, о влиянии цвета в архитектуре на жизненный тонус человека. Он полагал, что нужно идти на сближение декоративно-прикладного искусства – более старого и более опытного – со станковым, с картиной. Среди наиболее значимых его текстов – «Путь к образу», «Искусство больших форм», «Рисунок и композиция», «К истории монументальной живописи в Италии», «Орнамент и цвет».

Творческий и личностный азарт, желание искать и пробовать – доминирующие, с самого детства, черты характера Александра Дейнеки. Его творчество ассоциируется для нас с такими понятиями, как динамизм и экспрессия. Но для него не менее характерна и лиричность, сказавшаяся в графических работах, портретах, натюрмортах. У него был характер лидера, он обычно верховодил в коллективе, но при этом обладал добрым и мягким сердцем. В соседстве лирики и эпоса неизгладимый отпечаток эпохи, от которой сам Дейнека неотделим. Собственно, именно об этом он и мечтал – отразить в искусстве свое время.

Искусство обладает удивительным качеством – воскрешать прошлое, показывать завтрашнее.

ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

1899 – родился в Курске, в семье рабочего-железнодорожника. Учился в железнодорожном училище и одновременно посещал художественную студию.
1915–1917 – учеба в Харьковском художественном училище.
1918 – возвращается в Курск, работает фотографом, оформляет революционные праздники, агитпоезда, театральные постановки.
1919–1920 – служит в Красной Армии, руководит художественной студией.
1921–1925 – учится на полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа у В.А.Фаворского. Знакомство с В.Маяковским. С 1924 г. начинает активно сотрудничать в качестве художника в журналах «Безбожник у станка», «У станка», «Прожектор», «Красная Нива». Один из организаторов «Общества станковистов» – ОСТа.
1929 – уходит из ОСТа, вступает в художественное объединение «Октябрь». Иллюстрирует детские книги, ведет отделение плаката в Полиграфическом институте.
1932 – пишет монументальное панно «Гражданская авиация».
1934 – творческая командировка в Севастополь.
1935 – творческая командировка в США, Францию, Италию. Вернувшись, пишет на основе путевых зарисовок большой цикл акварелей и картин.
1937 – золотая медаль Парижской всемирной выставки за панно «Знатные люди Страны Советов».
1938 – мозаичный цикл «Утро Страны Советов» на станции метро «Маяковская».
1939 – роспись плафона для ресторана Центрального театра Советской Армии.
1942 – после поездки на фронт создает графическую серию «По дорогам войны».
1945 – в мае творческая командировка в Берлин.
1947 – получает звание действительного члена Академии художеств СССР.
1947–1953 – работает как скульптор в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе. Создает мозаичные портреты великих ученых мира для нового здания Московского университета.
1958 – возвращается в Московский художественный институт им. В.И.Сурикова, руководит монументальной мастерской.
1959 – работает над серией мозаик.
1960 – главный художник строительства Кремлевского дворца съездов.
1965 – оформляет мозаикой фасад санатория в Сочи. Поездка в Италию.
1969 – 5 июня открывается персональная выставка в залах Академии художеств.
1969 – 12 июня Александр Александрович Дейнека умер в Москве.