Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2003

ТЕТ-А-ТЕТ

Новости культуры

Лариса Докторова

Впервые в России

Николай Фешин. Джо с барабаном. 1930-еОткрытая в Русском музее выставка «Художники американского Запада» была представлена послом Александром Вершбоу как подарок США к 300-летнему юбилею города. В залах Мраморного дворца размещены картины, акварели, литографии и бронзовые скульптуры, выполненные мастерами за период с 1830 г. по 1940-й. Все эти работы демонстрируются в России впервые, имена художников почти ничего не говорят русской публике. Выставка из Петербурга переехала в московский Музей изобразительных искусств им. Пушкина.

Большинство работ поступило из музея Джослина (штат Небраска), а кроме него, еще восемь музеев предоставили свои сокровища. Что мы видим на стенах выставочных залов? Убийство американских коренных жителей, уничтожение зверей, истребление птиц... На нескольких картинах изображена жизнь бизонов. Семейства огромных животных возникают в предутреннем тумане, бизоны идут на водопой к пруду, на других – охота на них. Одна из самых горьких картин – «Убийство фламинго». Охотники прячутся среди гнезд, с неба розовым дождем сыпятся убитые птицы.

Художники изображали индейцев много и часто, стараясь запечатлеть уходящий экзотический мир. Среди наиболее трагичных выполненная в 1894 г. Джозефом Шарпом картина «Вожди у дверей казармы американской армии». Я думаю, для художника это вроде дневниковой записи, он увлекся яркими цветами одежды, интересными лицами индейцев. Сейчас видится иное. Вожди низведены до уровня попрошаек – одетые в лохмотья, они ожидают подачки, с тревогой всматриваясь в окна казармы.

Ряд картин представляет более исторический интерес, чем художественный, особенно это относится к работам раннего периода. Некоторые художники получили академическое художественное образование, но многие из тех, кто путешествовали с первооткрывателями, были любителями-самоучками.

Русской публике особенно интересно познакомиться с работами двух мастеров.

Фредерик Сэкрайдер Ремингтон был талантливым летописцем освоения американского Запада. На выставке представлены три его картины, акварель и бронзовая скульптура. Художник применял живые конт-растные цвета, изображал драматические сцены и конфликтные ситуации. Он пользовался большой популярностью и имел много последователей.

Второе имя – Джорджия О’Киф. Художница прожила почти сто лет, до 1986 г., и ее артистическая карьера охватывает полвека. Она писала самобытные натюрморты и пейзажи, принесшие ей известность. Хотя работы Джорджии О’Киф находятся во многих музеях мира, в России ее работы выставляются впервые.

«Лошадиный череп с розовой розой» (1931) – пример ее увлечения сюрреализмом.

Джозеф Шарп. Вожди у дверей казармы американской армии. 1894Бронзовая группа «Конец пути» Джеймса Эрла Фрэйзера была им создана в 1918 г., когда скульптору было семнадцать лет. И она осталась его самой знаменитой работой. Два существа – всадник и лошадь – показаны на грани истощения и гибели: ноги лошади подгибаются, всадник медленно валится с седла.

Среди художников, участвовавших в разных экспедициях по освоению американского Запада, было много европейцев. Известны два русских имени. Николай Фешин родом из Казани, учился в санкт-петербургской Академии художеств и в 1923 г. эмигрировал в Америку. Леон Гаспар родился в Витебске, получил художественное образование в Москве и Париже; уехал в Париж в 1901 г. и в начале Первой мировой войны переехал в Америку. Оба русских художника поселились в Таосе, художественной коммуне в штате Нью-Мексико. В своих работах они продолжали следовать русским и западноевропейским художественным течениям – импрессионизму и постимпрессионизму. Картина Николая Фешина «Джо с барабаном» напоминает яркие полотна Малявина, а «Конец танца змея» Леона Гаспара экспрессивностью мазка и великолепной цветовой гаммой говорит о его увлечении фовизмом.

К середине ХХ в. интересы американских художников менялись. Страна становилась единой, и бытописание неведомого экзотичного Запада постепенно оттеснялось на периферию иными художественными задачами. Во время Второй мировой войны многие европейские художники эмигрировали в Америку, их появление ускорило проникновение в американскую артистическую среду ведущих европейских направлений в живописи: кубизма, дадаизма, сюрреализма. Пройдет еще несколько лет, и страну охватит увлечение абстракционизмом.