Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2003

ТЕТ-А-ТЕТ

Новости культуры

Майя Карапетян

Театр, который гуляет сам по себе

no15_05.gif (113887 bytes)

«…Это было еще в ту далекую пору, когда Ручные Животные были Животными Дикими. Собака была дикая, и Лошадь была дикая, и Корова была дикая… — и все они были дикие-предикие и дико блуждали по Мокрым и Диким Лесам. Но самая дикая была Дикая Кошка — она бродила где вздумается и гуляла сама по себе…»

Какое завораживающее начало. Оно втягивает в иной мир — давний, первобытный, сколь реальный, столь и сказочный. Сказку Редьярда Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе» играют дюди и куклы на сцене театра детской книги «Волшебная лампа».

no15_03.gif (129758 bytes)Один из героев киплинговской сказки — Дикий Лес. Он — ее атмосфера, ее ритмы, ее звуки, ее тайна. В спектакле лес — это плащи на актерах, плащи из сетки «милитаристской» раскраски. (Помните, в военных фильмах такой маскировочной сетью цвета листвы укрывали от врага аэродромы?) Этот лес окружает тесным кольцом зеленую площадку перед пещерой, где живут Люди. Лес может дружелюбно покачивать кронами вековых деревьев, но может быть молчалив и опасен. Лес — самый непосредственный участник жизни древнего человека, его присутствие в спектакле постоянно. А еще за всем происходящим наблюдает Кошка. Очаровательная, изысканная, кокетливая, расчетливая, обольстительная, сыгранная Ириной Молевой с полным проникновением в ласково-эгоистичную душу этого загадочного зверька – с древних времен и до наших дней так и не подчинившегося человеку, но крепко привязавшего его к себе.

Если кто не помнит, это история о том, как дикие звери пришли к человеку и он сделал их домашними, преданными, полезными. Как Женщине понадобилось для этого много ума. Как простодушен, бесхитростен рядом со своей умницей-женой Мужчина. Не детская, казалось бы, сказка. Но дети на каком-то своем уровне понимают эту пронизанную подтекстами историю взаимоотношений людей и зверей. Помимо персонажей киплинговской «Кошки», в спектакле появились Тигр и Шакал. Они-то в этой сценической истории и стали главной опасностью, главной «страшилкой». Грозной, но... совсем не страшной. И не менее обаятельной, чем остальные «рукотворные» герои спектакля. Тигр оглушительно рычит, Тигр поражает своими размерами, но при этом он – огромная мягкая игрушка. Гигант-ская голова, гигантские лапы. Остальное домыслим сами – его гигантское тело скрыто лесной чащей.

Впрочем, чаща появилась не сразу: когда мы вошли в зал, на сцене висел лишь зеленый ламбрекен да стоял круглый стол, покрытый зеленой скатертью. Зеленая обивка была чрезвычайно популярна в конце викторианской эпохи, когда сочинял свои сказки будущий нобелевский лауреат. Наверное, перед нами его гостиная. Или кабинет, куда однажды пришли к писателю и герои «Кошки, которая гуляла сама по себе». Но вот сцена заполнилась актерами — двуногими и четырехлапыми, живыми и тряпичными, зашумел плащами-кронами Дикий Лес, мерно зазвучали барабаны — самые древние музыкальные инструменты. И нет уже респектабельной квартиры. И зеленая скатерть стола — это уже поляна перед пещерой древнего человека. А если этот стол незаметно крутить руками, то для кукол — это сцена с поворотным кругом, по которой можно долго мчаться, спасаясь от Тигра.

no15_03.gif (129758 bytes)Режиссер спектакля – Виктор Плотников, художник-постановщик – Марина Грибанова. Как всегда в этом театре, как всегда у Марины Грибановой, куклы – большеглазые, чуть грустные, чуть беззащитные. Чем-то неуловимо напоминающие Владимира Михайловича Штейна – создателя и руководителя «Волшебной лампы», осиротевшей после его смерти два года назад. Это, судя по всему, ему принадлежит чудная идея — упразднить ширму, вывести артистов к зрителям. Сколько дополнительного удовольствия, когда смотришь, как «кукловодят» эти молодые, азартные, симпатичные лицедеи: И.Молева, С.Архиповская, Е.Иванова, А.Капатов, М.Хороших, А.Гладышев, С.Ульянов! Можно смотреть на жизнь кукол в их руках, а можно – на их лица, на которых параллельно проигрывается вся эта история. С абсолютной верой в происходящее и полной отдачей – так в куклы играют дети. А еще так молодые родители смотрят на свое маленькое творение – с нежностью и изумлением: смотрите, пошел, смотрите, побежал... сказал первое слово…

Несколько лет назад наша газета влюбилась в искусство «Волшебной лампы» – с первого взгляда. И писала об этом театре многократно. Но нынешняя премьера для театра — особенная. Это первая премьера без Штейна. Испытание на творческую прочность небольшого, скромного, интеллигентного коллектива, который с редкой последовательностью инсценирует одну за другой по-настоящему любимые книги нашего детства, который творит, «как дышит, не стараясь угодить». Искусство которого – абсолютно свободное, озорное, трогательное и поэтическое. Театр этот, подобно поселившейся недавно на его сцене Кошке, гуляет сам по себе, то есть не признает стереотипов и штампов и живет по законам вольного и чистого (не безыдейного, а искреннего) искусства. И вот такой независимый, свободный, скромный и талантливый театр, живущий в маленьком, словно игрушечном, помещении на Сретенском бульваре, сегодня удостоен Государственной премии России. И нынешняя премьера — первая премьера театра-лауреата.

Фото В. Плотникова