Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2003

ТЕТ-А-ТЕТ

Версаль

Марина Пожарова,
кандидат искусствоведения

Зеркальная галерея

Версаль по праву считается самым значительным и великолепным дворцово-парковым ансамблем Европы. Грандиозный проект, задуманный и осуществленный волею Людовика XIV (1638–1715), должен был утверждать право монарха на абсолютную власть. Трудами знаменитых зодчих и ландшафтных архитекторов, скульпторов, художников и талантливых мастеров мебельных, ткацких, ювелирных и других дел Версаль стал творением высокого искусства, с блеском воплотившим эстетические принципы французского классицизма.

Желание Людовика XIV создать в Версале новую резиденцию и последующие его архитектурно-декоративные решения с трудом принимались современниками. Герцог де Сен-Симон (1675–1755), признанный летописец придворной жизни, объясняя воцарение «солнца» французской нации в Версале, называл многие причины – вкус короля к охоте, стремление монарха «ускользнуть от взоров толпы», преследовавшей его в Париже, и частые прогулки в Версаль к мадемуазель де Лавальер. Однако самым главным фактором для короля, помнившего Фронду, было, безусловно, желание оторвать знать от доменов и Парижа и тем самым лишить ее могущества. Он полагал, что «перенесение резиденции создаст трудности для интриганов, ибо всякое отлучение в Париж из-за расстояния будет сразу заметно».

Франсуа Жирардон. “Служащие Аполлону нимфы”. Кон. ХVII в. Грот АполлонаПервое упоминание об этой богатой дичью местности восходит к 1038 г. В 1623 г. каменщик Никола Хуо построил здесь охотничий дом для Людовика ХIII. Здание состояло из основного корпуса и двух ограничивающих двор крыльев. Сегодня о его границах напоминает Мраморный двор. С 1631 по 1634 г. Филибер Леруа произвел полную реконструкцию дома, превратив его в небольшой замок.

Мастерами, призванными королем для воплощения его замыслов, стали Андре Ленотр, Шарль Лебрен и Луи Лево. Позднее – Жюль Ардуэн-Мансар. Мастер первой величины, он, однако, подчинялся идеям предшественников и вкусам короля, сразу проявившего себя главным автором будущего ансамбля. Современники писали, что Людовик ХIV следил за работами изо дня в день, требовал докладов “детально обо всем”. Известен манускрипт, принадлежащий перу Людовика ХIV, “Способ показывать сады Версаля”, где излагаются соображения короля относительно ансамбля.

Версаль воплотил природу абсолютной монархии. Он стал ее подлинным храмом, где формировался культ короля-солнца, создавались способы служения ему. Были разработаны и строго соблюдались правила и права пребывания вблизи светила. Они были прекрасными средствами отличить или унизить, и, как писал Сен-Симон, в этом искусстве не было никого изощреннее и тоньше короля.

Ансамбль вырос не просто замком с прилегающими строениями и парками, а стал частью мира, преобразованной по воле монарха. Это был микрокосм со своей жизнью, эстетикой и мифологией. Замок стал центром пересечения осей, по которым был ориентирован город, перспектива садов и пути. Окна королевской спальни выходили на восток, и согласно версальской космологии Солнце вставало в Мраморном дворе, а садилось в садах.

Сущность строительных мероприятий Людовика ХIV, растянувшихся на всю долгую жизнь монарха и продолжавшихся после его кончины, заключалась в том, чтобы, не разрушая Старого замка, постоянно увеличивать его, приспосабливая к меняющимся вкусам и потребностям. Удлиннялись крылья главного корпуса, росло число дворов и служебных построек, появлялись дополнительные сооружения в парках. Созданные разными архитекторами, они, однако, образовывали единую систему. В 1668 г. было принято решение о создании Конверта – особой архитектурной конструкции, “заворачивавшей” замок Людовика ХIII. От Старого замка остались на виду только фасады, выходившие во двор. Их украсили бюсты в античной манере, помещенные в простенках между окнами, мраморный восьмиколонный портик с балконом-терассой в центре. Сходные мотивы украшали крылья старого замка и новых угловых павильонов. Мраморный двор обрел мраморную кладку и соответствующее имя.

Мраморный двор

С 1678 г. главным строителем создающегося ансамбля стал талантливый архитектор Ардуэн-Мансар. Реализуя свой шедевр – проект высокой галереи между большими апартаментами, впоследствии названной Зеркальной, мастер предпринял важные переделки на садовом фасаде замка. Полукруг – архитектурный мотив, который Мансар проводит через весь главный корпус. Зеркальная галерея и центральный салон старого замка, который станет спальней Людовика XIV, сообщались тремя аркадами с полуциркульным завершением. Архитектору удалась гармонизация всех пролетов, дверей-окон.

С 1678 по 1689 г. Мансар построил северное и южное крылья, каждое из которых состояло из двух параллельных корпусов. Чтобы оформить фасады крыльев, выходящих в сад, Мансар использовал приемы, примененные в пониженных частях фасадов Конверта, что обеспечивало единство ансамбля и сообщало ему монументальность. За счет крыльев существенно увеличилось число помещений, что позволило наконец в 1682 г. осуществить решение о перемещении в замок Версаль правительственной резиденции.

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Марии Антуанетты с розой. Кон. XVIII в.Последним выдающимся творением Мансара в Версале стала большая капелла, строительство которой, начатое в 1699 г., завершил в 1710 г. его зять Робер де Котт. Создателям удалось предвосхитить “греко-готические” элементы, которые вошли в практику лишь во второй половине XVIII в. Готические традиции – удлиненный план, вытянутая кровля, аркбутаны – успешно соединены в капелле с передовыми

стилистическими тенденциями: светлый интерьер, где массивные столбы и тяжелые аркады заменены легкими коринфскими колоннами. Крыша капеллы возносилась над всеми строениями, что, возможно, напоминало о главенстве божественной власти над светской (в конце жизни под влиянием мадам де Ментенон Людовик ХIV стал набожнее).

С 1671 по 1680 г. был в основном завершен декор Больших апартаментов, или апартаментов Планет. В их устройстве нашла отражение особая версальская космография. Названия соответствуют солнечным планетам античного неба, описанным Птолемеем. Нетрудно усмотреть связь между функцией комнат и характером эпонимов: салон Марса, бога войны, был залом стражи, салон Меркурия, бога посредников, – приемной, салон Юпитера, верховного божества, – кабинетом заседаний Совета, салон Аполлона, возничего колесницы Солнца, представлял, естественно, комнату короля.

Автором живописного декора Больших апартаментов был Лебрен, однако он почти не притронулся к нему собственной кистью. Он предложил композицию ансамбля, общий стиль и рисунок частей. Для Лебрена, изучавшего в Италии античность, Рафаэля и болонских академиков, творчество великих итальянцев служило источником идей и образов.

Ансамбль Зеркальной галереи с салонами Войны и Мира – апофеоз Версаля. Уникальное совместное творение Лебрена и Мансара. Живописное украшение залов посвящено победам Людовика ХIV и Нимвенгенскому мирному договору 1678 г. На большом овальном медальоне салона Войны Людовик ХIV предстает воином-завоевателем, в салоне Мира – дарит мир Европе, между ними на семидесяти пяти метрах свода галереи в двенадцати медальонах отражены наиболее важные события правления Людовика ХIV. На плафоне Зеркальной галереи аллегорические и мифологические образы, царящие во дворце, уступают место истории, подлинным фактам. Шарль Перро в поэме «Живопись» писал, что художник отныне может пренебречь мифологией, ибо “…подвиги Людовика, без всяких подмен, доставят более удивительные красоты”.

Джованни Бернини. Бюст Людовика XIV. Кон. XVII в.Царственное великолепие Зеркальной галереи достигается выверенностью пропорций и сдержанностью художественных приемов. Зеркальные, в бронзовом багете аркады во всю высоту салона, помещенные напротив окон, отражают парк и солнечные лучи, делая стену легкой и вибрирующей. Сочетание прозрачных стен и яркого живописного свода создает атмосферу благородной роскоши. Здесь можно наблюдать редкое соответствие семантики произведения и художественной формы, в которой она воплощена. В галерее французская академическая эстетика празднует свой триумф. Здесь она выражает свои рационалистические категории без сухости и утомительной пышности. Многочисленные послы иностранных держав, которых принимали в Зеркальной галерее, невольно склоняли головы перед деяниями французского монарха и перед талантом его художников.

Уже во времена Людовика XIV Версаль украшали не только творения прославленных французских мастеров. Король собирал шедевры европейского искусства, которые хранились в специальном кабинете редкостей. Ему дарили выдающиеся произведения. Для полотна Веронезе «Ужин у Симона Фарисея», преподнесенного королю в 1664 г. послами Венецианской республики, был спроектирован салон Геркулеса, самый просторный во дворце. Огромное полотно занимало всю стену зала, по сей день оно находится на прежнем месте. Плафон украшала роспись Франсуа Лемуана “Апофеоз Геркулеса”, исполненная в продуманной колористической гамме, приближенной к палитре Веронезе.

Другим способом обретения Версалем произведений европейских мастеров были заказы и приглашения художников. Так во дворце оказались работы величайшего итальянского скульптора Лоренцо Бернини, который в 1665 г. приехал во Францию на конкурс проектов для фасада Лувра. К нему было проявлено глубочайшее почтение, однако его идеи не были приняты. Новое испытание предстояло Бернини в Версале. Его соперником стал Жан Варен, который считался первым во французской школе. Художники соревновались в создании портрета молодого (двадцатилетнего) короля. Современники отдали предпочтение Варену, которого сравнивали с Праксителем. Это было
действительно лучшее произведение
 Антуан Гро. Генерал Бонапарт на Аркольском мосту 17 ноября 1796 г. 1797Варена, открывшее перед ним двери французской академии. Два бюста составляли между собой контраст, предопределенный различием эстетики классицизма и барокко.

Версаль вошел в историю культуры не только художественно-архитектурными шедеврами, но и искусством развлечений. Балы, балеты, ужины, фейерверки, концерты, театральные представления превращали быт в праздник. Сентябрем 1663 г. датируется представление “Версальского экспромта” Мольера. В 1664 г. ставили “Удовольствия заколдованного острова” первой фаворитки Людовика XIV – мадемуазель де Лавальер, в 1668 г. “Большой королевский дивертисмент” второй фаворитки – мадам де Монтеспан. Короли имели вкус к театру и музыке. Людовик XIII сочинял музыку, Людовик XIV играл на гитаре и клавесине. Для версальской капеллы были сочинены мотеты Делаланда и Куперена старшего.

Праздники и спектакли происходили не только во дворце. Спектакли разыгрывали на Мраморном дворе, в садах устраивали особые представления, когда все фонтаны последовательно погружались в воду. Сады были дворцом на природе. Они начали планироваться уже при Людовике ХШ и состояли из партеров и боскетов. Партер – открытый участок земли, “вышитый” орнаментами, боскеты – маленькие рощицы, квадратные в плане. На них располагались бассейны, фонтаны, статуи, архитектурные постройки. Мраморные и бронзовые персонажи, представляющие все виды обитателей земли, неба, подводного царства, разыгрывали подлинные спектакли среди воды, на зеленых лужайках, в прохладных гротах. Мастерство их создателей было столь убедительно, что сегодня они кажутся истинными хозяевами и хранителями этих мест. Не меньшее восхищение они вызывали у современников, примером чему могут служить великолепные стихи Лафонтена из поэмы «Любовь Психеи и Купидона», посвященные Версалю. Особенный восторг поэта вызывал грот Фетиды. Это был маленький павильон, прямоугольный в плане, имевший наверху открытый резервуар. Интерьер, покрытый раковинами и цветными камнями, содержал гидравлический аппарат. Глобус, заказанный Людовиком XVIу географа Мантеля для занятий сына. Кон. XVIII в.

Такие чудеса скрывает этот грот,
Что кругом голова у всякого пойдет.
В нем украшения – какая радость взорам! –
Заставят первенство признать то за скульптором,
То за искусником, что воссоздать здесь мог
Все, чем прославился морских богов чертог.

Скульптор изваял Аполлона, за которым ухаживали нимфы, и группы коней Солнца. У всех современников сюжет вызывал ассоциацию с владельцем замка. Идею грота приписывают братьям Перро. Шарлю Лебрену, очевидно, принадлежал рисунок этой скульптуры, как и большинства скульптур парка. Мастерами, воплотившими его идею, были Франсуа Жирардон, братья Бальтазар и Гаспар Марси, Этьен Леонгр, Пьер Легро, Томас Реноден, Жан-Батист Тюби.

В 1801 г. Версаль становится музеем. Этот этап жизни Версаля тоже имеет почтенную историю и предысторию, Людовик XIV собрал в своем замке значительные коллекции: получив в наследство сто пятьдесят картин, к 1710 г. он имел уже триста. Многие части замка были специально обустроены для хранения и экспонирования произведений искусства. Идея открытого для публики музея, где показывались бы королевские коллекции, восходит к середине XVIII в. Ее начали реализовывать в 1793 г. Декрет 1794 г., к счастью, исключил продажу замка, который был сохранен для “утехи народа”, однако было принято решение о распродаже королевской мебели. Поэтому, за исключением нескольких вещей, обстановка дворца принадлежит более позднему времени. В 1797 г. Версаль стал музеем Французской художественной школы, поэтому главные произведения зарубежного искусства из королевской коллекции были перемещены в Лувр.

В 1837 г. король Луи-Филипп создал в Версале Музей истории Франции. Король решил запечатлеть в истории “все победы, прославившие Францию”. Позднее это деяние рассматривали как «шедевр политической пропаганды». Создатель музея стремился доказать, что орлеанцы, младшая ветвь Бурбонов, вовлеченная в революцию, имела предназначение скрепить национальное единство. Однако не это делает собранные в Батальной галерее Версаля полотна значительными. Творения Эжена Делакруа, Ари Шефера, Леона Куане, Ораса Верне, Антуана Гро, Жака Луи Давида не зависят от политической конъюнктуры.