Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2003

ТЕТ-А-ТЕТ

Виртуозы большие и маленькие

Елена Мовчан

5 сентября в недавно открывшемся Московском международном Доме музыки, что на Космодамианской набережной, у Павелецкой, состоялся концерт стипендиатов Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова и камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Это было не открытие сезона Дома музыки (оно будет в конце сентября), а открытие праздника – Дня города.

В чем особенность праздничного концерта по сравнению с обычным? Прежде всего – в атмосфере радости и веселья. Эту атмосферу создавали и тонко продуманная программа концерта, и музыкальные приношения от «Виртуозов», исполнивших на бис в дар женщинам «Венский вальс» и «Танго» А.Пьяццолы для мэра, присутствовавшего на концерте, и море цветов, и специально изготовленный для мэра Лужкова огромный торт в виде Дома музыки, вывезенный после концерта на сервированном столике на сцену. Юрий Михайлович торт «откупорил» и, отведав, передарил маленьким артистам.

В своем вступительном слове Владимир Спиваков отметил, что концерт этот благотворительный, и назвал его «домашним». И он, хотя и проходил в большом зале, был действительно домашним, поскольку атмосфера радости и веселья, царившая там, окрашивалась еще и чувством любви. О любви говорил, предваряя концерт, Спиваков. Он говорил о том, что когда распалась наша большая страна, самыми уязвимыми оказались дети и пожилые люди. Тогда-то и был создан Фонд, чтобы помочь детям. Фонд оказывает детям материальную и гуманитарную помощь, выделяет средства на сложные медицинские обследования и операции, дарит музыкальные инструменты… Сейчас в Фонде более трех тысяч стипендиатов. «Каждый, кто держал в своей ладони ручку ребенка, - сказал В.Спиваков, - чувствовал доверие, любовь, надежду. Это чувствуем и мы, когда встречаемся с маленькими артистами». И добавил: «Все они – виртуозы».

Первое отделение, которое провели стипендиаты Фонда, полностью подтвердило эти слова. Концерт открыла самая младшая из выступавших – семилетняя ученица Московской центральной музыкальной школы скрипачка Елена Провозина и, несмотря на то, что ей выпала такая ответственная роль – быть первой, и на неизбежно связанное с этим волнение, уверенно исполнила «Интродукцию и тарантеллу» П. Сарасате. Пианистка из Тбилиси Марианна Ачба, хотя и старше Лены на год, но очень уж миниатюрная, совсем крошечная на большой сцене, с необыкновенным артистизмом сыграла пьесу А. Копленда «Кошки-мышки». Об Асе Фатеевой, замечательной саксофонистке из Симферополя (в этом году она поступила в Московское музыкальное училище им. Гнесиных), мы писали не раз. Нынешней весной она вместе с другими стипендиатами Фонда выступала на «Русских сезонах» в Париже, и в том огромном успехе, который снискали юные музыканты, безусловно, есть и ее заслуга. На сегодняшнем концерте ее чарующий саксофон звучал в сольном номере («Чардаш» В. Монти) и в трио – с Никитой Власовым (аккордеон) и Ростиславом Шараевским (маримба), – исполнившим милонгу “Oblivion” А. Пьяццолы.

Мальчики на этот раз играли на “непривычных” инструментах. Ни фортепиано, ни скрипки, ни виолончели. Балалайка, баян, аккордеон, ударные. Илья Петров, также участвовавший в “покорении Парижа” весной нынешнего года, снова продемонстрировал необычайные возможности своего инструмента – балалайки. Ученик нижегородского музыкального училища, шестнадцатилетний аккордеонист Никита Власов сыграл «Польку» А.Шнитке и «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова. Я слышала этот маленький фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» в переложении для фортепиано (его сделал известный петербургский пианист Н. Перельман). В переложении для аккордеона он звучал прекрасно и был больше, чем фортепианная интерпретация, приближен к оркестровому первоисточнику. С блеском исполнил на баяне «Карнавал» В.Семенова другой нижегородец, сейчас ученик училища при Московском институте им. Альфреда Шнитке – Николай Мохнаткин. И как всегда, великолепен был Ростислав Шараевский, исполнивший «Польку» С.Прокофьева на экзотическом инструменте под названием «маримба» и «Поезд» Д.Агостиньи на малом барабане. Всем солистам с удивительным тактом аккомпанировала пианистка Виктория Мартиросян, студентка 1-го курса Московской консерватории. И под конец все юные участники концерта с вдохновением исполнили «Песнь о Москве» И.Дунаевского.

Все было прекрасно. Праздничное настроение нарастало с каждым новым выступлением. Но в какой-то момент вдруг неведомо откуда возникла тревожная мысль: а какое будущее ждет этих ребят, привыкших к сольным выступлениям? Ну, пианисты и инструменталисты – это понятно: для них существует много возможностей. Баян, аккордеон, балалайка – тоже инструменты солирующие. А духовики? В джазе они цари. А как быть Асе Фатеевой с ее классическим образованием? А Ростислав Шараевский, в шестилетнем возрасте ставший знаменитостью, покоривший все страны мира? Что ждет его? Несколько ударов по барабану, цимбалам и ксилофону в симфоническом оркестре, пусть даже самом знаменитом? А он ведь привык быть солистом и много самостоятельно работать на сцене…

Второе отделение в немалой степени развеяло эту тревогу. «Виртуозы Москвы» исполнили «Детский альбом» П.И.Чайковского в переложении для камерного оркестра В.Спивакова и В.Мильмана. «Виртуозы» сыграли его – да простится мне тавтология – виртуозно. И каждый из них мог проявить свой талант, свое мастерство. Надо было видеть (не только слышать!), как колдовал над ударной установкой Дмитрий Лукьянов. Она была совершенно немыслимых размеров и какие только инструменты не включала в себя! Она обрамляла весь оркестр, и Д.Лукьянов легко и плавно переходил от инструмента к инструменту и каким-то непостижимым (для зрителей, конечно) образом оказывался в нужное время в нужном месте. А «Неаполитанская песенка» полностью прозвучала в исполнении замечательного гобоиста Алексея Уткина. Оркестр только тихо ему «подпевал».

Что же, значит, найдется применение и нашим замечательным юным музыкантам. Быть может, ради этого был открыт Дом музыки, может быть, и в этом был замысел Владимира Спивакова – дать детям, которых вырастил его Фонд, и многим другим юным талантливым музыкантам площадку для полного раскрытия их возможностей. И пусть это будет их площадка, и пусть они играют здесь свои сольные концерты на всех инструментах – и на маримбе тоже!

Фото Виктора Ахломова