Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2003

ТЕТ-А-ТЕТ

Я иду на урок

Надежда Сетюкова,
преподаватель МХК
школы «Интеграция ХХI век». Москва

МАЛАЯ РОДИНА ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА (Для 10 класса)

Вид Толедо с планом. 1609

 

Учитель. Друзья мои, прежде чем рассказывать вам о гениальном художнике Эль Греко, я хочу познакомить вас с городом, который сыграл в его судьбе огромную роль.

Толедо и Эль Греко – имена города и мастера нераздельны. Пришелец с острова Крит, Доменикос Теотокопулос большую часть жизни провел в старой столице Испании, там он стал прославленным испанским художником Эль Греко. Недаром люди едут в Толедо не только для того, чтобы увидеть этот удивительный, прекрасный город, но и чтобы посмотреть там шедевры, созданные великим Эль Греко.

Что же представляет собой этот уникальный город, который стал прибежищем мастера и одарил его вдохновением? Когда-то Толедо, расположенный на высоком плато и замкнутый руслом реки Тахо, называли «короной Испании и светом всего мира». Это был центр
феодальной аристократии и фанатичной веры, сохранявший аромат древних культур. Мавританское владычество, оказавшее огромное влияние на испанскую культуру, наложило отпечаток и на облик Толедо. Внешне суровые дома поражают изяществом внутренних двориков, окруженных галереями, фонтанами и растениями редкостной красоты. Силуэт города определяют постройки самых разнообразных стилей – романского, готического, стиля Ренессанс, барокко. Но чтобы составить целостное представление о Толедо, нужно подняться к Эрмита де ла Вирхен дель Валье, и тогда он предстанет перед вами во всей своей сказочной красоте и неповторимости: собор, мост Алькантара, замок Сан Сервандо и многочисленные колокольни, похожие на минареты (показывает фотографии видов Толедо).

О Толедо сложены легенды. В драмах «Последний гот Испании» и «Еврейка из Толедо» современника Эль Греко Лопе де Веги воссоздана жизнь Толедо давних времен. Он воспет в стихотворении «Пророчество на берегах Тахо» поэта ХVI века Луиса де Леона.

Когда Эль Греко приехал в Толедо, он уже не был столицей и некоторые его обитатели переселились в новую столицу – Мадрид, но город еще долго жил прежней жизнью, богатой и веселой. Почитайте пьесы Лопе де Веги и Тирсо де Молины – и при некотором воображении вы увидите все это великолепие!

Здесь не затихала интеллектуальная и художественная жизнь. Сюда приезжали Сервантес и Луис де Гонгора. Здесь жили гуманисты Чакон и Херонимо де Сабальес. Здесь создавались академии, где обсуждались проблемы философии, литературы и психологии. А на площади Сокодовер устраивались поэтические турниры. Возможно, на таких турнирах блистала поэтесса Хуана Инес де Ла Крус, сочинявший любовные сонеты. Послушайте один из них:

Любовь приходит, унося покой, -
Апостолы Петр и  Павел. 1587–1592. Холст, масло. 121х106. Эрмитаж. Санкт-Петербург С бессонницей, горячкой и томленьем,
Растет с тревогами и подозреньем,
Питается слезами и мольбой.

Потом она ведет неравный бой
С уловками, обманом, охлажденьем,
Потом даст ревность волю оскорбленьям,
И жар любви угаснет сам собой.

Любви закономерность такова.
Угаснувшие чувства не воспрянут.
И мнить меня неверной – есть ли прок?

Ведь скорбь твоя, поверь мне, не права,
И вовсе ты любовью не обманут,
А просто срок любви уже истек.

Один из современников называл Толедо «наковальней ума, школой изящной речи, примером благородных манер». Вот здесь-то и поселяется Эль Греко, человек, одаренный не только несравненным талантом живописца, но и философским умом, разносторонне образованный и остроумный. Среда, в которой вращался художник, была высоко интеллектуальной, и его необычайное искусство было понято и высоко оценено большей частью образованного общества Толедо.

Дом Эль Греко представлял собой типичное жилище зажиточного горожанина Кастилии. Его прежним владельцем был маркиз де Вильен. Как и в жилых домах предыдущих столетий, центром такого дома было патио (открытый внутренний дворик), окруженное деревянными галереями. В доме Эль Греко было 24 комнаты. В первом этаже, кроме кухни и многочисленных хозяйственных помещений, располагалась парадная комната для приема гостей и заказчиков. Во втором – мастерская и комнаты личного пользования. К дому примыкал сад с цветником, огороженный стенами. В начале ХХ века искусствовед маркиз де ла Инклан восстановил часть владений в стиле ХVI столетия и создал там дом-музей художника. С террасы музея открывается великолепный вид на окрестности Толедо, которыми когда-то любовался Эль Греко (показывает фотографии Дома-музея Эль Греко).

О жизни мастера известно немного, но, как отмечают его современники, он смог при жизни насладиться своей славой и жил на широкую ногу. Друг Веласкеса Хосе Мартинес писал, что художник «дошел до того, что содержал платных музыкантов, которые услаждали его слух музыкой во время еды». Эль Греко имел прекрасную библиотеку. Сохранился список его книг. Среди них – античные классики: Плутарх, Ксенофонт, Аристотель, Еврипид, Эзоп... Он сам написал теоретический труд о живописи, скульптуре и архитектуре, который, к сожалению, утрачен.

Первой работой, заказанной мастеру в Испании, был алтарь для монастыря Сан Доминго в Толедо. Поистине невиданный успех имел алтарный образ, созданный им для толедского собора, – «Эсполио» (показывает репродукцию). В Толедо, в церкви Сан Томе находится одно из самых знаменитых произведений Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (показывает репродукцию).

В музее Толедо имеется ряд портретов, написанных художником в разное время. Среди них – портреты известного ученого и каноника собора в Толедо Антонио Коваррубиаса и его брата Диего, выдающегося юриста. В музее хранится одна из серий апостолов во главе с Христом. Здесь же можно увидеть один из многочисленных видов Толедо (показывает репродукцию). Особо выделен госпиталь кардинала Таверы. По заказу госпиталя и была написана картина. Город, освещенный падающим из-за туч светом, превращается в целостный массив и словно бы движется на зрителя. В правом углу изображен юноша с планом Толедо в руках – возможно, это портрет сына художника. В левом – фигура обнаженного человека и урна, из которой льется вода (по-видимому, аллегория реки Тахо). Вверху – «Облачение Мадонной св. Ильдефонса». Чтобы выделить эту группу, художник написал ее в более светлых тонах.

Невозможно перечислить все, что было создано худоником в Толедо. Эль Греко невероятно много работал. Его мастерская напоминала музей, так как в ней хранились копии всех его картин (разумеется, в уменьшенном виде).

Умер Эль Греко 7 апреля 1614 года и был похоронен в склепе при монастыре Сан Доминго – том самом, для которого он выполнил свой первый заказ и где начался его путь к славе.