Недавно в московском
издательстве «Классика-XXI» вышла первая в нашей
стране книга статей и интервью знаменитого
канадского пианиста Глена Гульда. Своеобразно
уже само название – «Нет, я не эксцентрик». Книга
как бы является развернутым ответом на все те
мифы и слухи, которые породило действительно
необычное поведение Глена Гульда как в обыденной
жизни, так и на сцене. Он прославился в этом плане
не только необычайно низкой посадкой за
инструментом, но и привычкой вечно таскать с
собой старый и совершенно непрезентабельный
разборный стул, у которого можно было
регулировать высоту ножек. Кроме того, он даже в
теплую погоду надевал пальто, перчатки,
обматывал шею шарфом и настолько боялся
простуды, что прерывал телефонный разговор, если
слышал, как собеседник чихает на том конце
провода. Одним словом, это был чудак.
Как человек, с раннего детства
подверженный болезням, Гульд вел жизнь довольно
одинокую, но при этом был весьма приветливым и
остроумным человеком. Более того, он обладал
немалым актерским талантом и оставил ряд
чрезвычайно смешных текстов, а также за-снятых на
телевидении и записанных на радио сценок, где,
подобно Аркадию Райкину, изображал каких-нибудь
странных персонажей, чаще всего из мира музыки.
Юмор Гульда тем более симпатичен, что
зачастую направлен на себя самого. В книге немало
таких остроумных зарисовок-автопортретов. Вот,
например, как он комментирует слухи о его
приверженности лекарствам: «Чтобы справиться с
бессонницей, я перепробовал много разных
средств, но не все они на меня действуют. В
путешествия я беру с собой также лекарства для
улучшения кровообращения, таблетки от простуды,
витамины и еще кое-что. Поэтому меня принимают за
наркомана. Но количество якобы принимаемых мной
лекарств сильно преувеличено. Один журналист
написал даже, что я вожу с собой целый чемодан
медикаментов. На самом деле они все умещаются в
маленький саквояжик».
В том же духе он описывает свои
школьные годы: «…в школу я ходил редко, поэтому
родители наняли мне репетиторов для домашнего
обучения. Это объяснялось, с одной стороны, моим
слабым здоровьем, а с другой – тем, что я много
времени посвящал игре на фортепиано. Я не умел
давать сдачи, из-за этого соседские мальчишки
воспринимали меня как легкую мишень и нередко
поколачивали. Но было бы преувеличением
утверждать, что это случалось каждый день. Через
день – пожалуй».
Разумеется, помимо таких
юмористических зарисовок, в книге есть немало
рассуждений куда более серьезного свойства.
Ведь, как известно, Гульд в тридцать два года
добровольно покинул концертную эстраду и
отдался своим любимым занятиям, связанным со
звукозаписью, с созданием радио- и
кинодокументалистики. В последнем с ним не раз
сотрудничал известный французский телережиссер
Бруно Монсенжон, который и является составителем
этой книги, первоначально появившейся во Франции
(перевод М.Ивановой-Аннинской).
Вопреки обычным представлениям Гульд
считал концерт отжившей формой существования
музыки и предсказывал приход совершенно новых
форм общения слушателя с этим искусством. Пока
что, спустя двадцать лет после его смерти, мы
можем констатировать, что ничего подобного не
произошло, но что значат для истории какие-то
двадцать лет? Гульд пророчествовал, имея в виду
куда большие отрезки времени, и весьма
возможно, что в конце концов он окажется прав.
Со своим необычным стилем поведения,
необычным взглядом на мир и на искусство, со
своей своеобразной музыкальной философией, где
совершается попытка переписать заново всю
историю музыки и где любимый всеми нами
романтизм расценивается как просто-напросто
затяжной кризис, упадок, который заканчивается
лишь с приходом Шёнберга и нововенской школы в ХХ
веке, Гульд был своего рода маргиналом,
человеком, плывущим наособицу, в стороне от
столбовых дорог западного музыкального бизнеса,
хотя при этом он достаточно умело пользовался
многими преимуществами, характерными для этого
бизнеса. Но, будучи до мозга костей человеком
Запада, он в то же время – и это, конечно, приятно
отметить – очень любил Россию и ее искусство,
особенно после посещения нашей страны в 1957 году.
В книге, например, есть его высказывания об
искусстве нашего соотечественника Святослава
Рихтера, и эти высказывания принадлежат к одним
из самых глубоких из всего, что когда-либо
говорилось об этом великом пианисте.
Своим бунтарским характером Гульд
неожиданно напоминает другую нашу великую
соотечественницу – Марию Юдину. И что особенно
поразительно, в исполнении Баха – кумира их
обоих – они бывают достаточно схожими, хотя и шли
к постижению музыки Баха совершенно разными
путями.
В заключение хочу добавить, что книга
прекрасно издана и иллюстрирована множеством
фотографий Гульда. Всякий интересующийся
музыкой и судьбами великих исполнителей XX века,
несомненно, получит большое удовольствие от ее
прочтения.