Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

 

Книжная полка

 

Перевод с английского и комментарии

ученика 9 класса московской школы № 1227

Викентия МАЙКАПАРА

 

 

Николай Слонимский

Скрипичный концерт
со спиритического стола

Книга музыкальных историй

Камилл Фламмарион, знаменитый французский астроном, который в конце жизни значительно расширил сферу своих исследований и вышел за пределы астрономии, в своей книге «Проблемы психики и неведомое» сообщает об экспериментах, проведенных Эженом Сю в 1852 г., во время которых посредством спиритического стола были получены законченные музыкальные произведения умерших неизвестных композиторов. Названия этих пьес связаны с астрономией – возможно, это было данью уважения с его стороны к интересу Фламмариона в области спиритизма...

Новый интерес к спиритической музыке возник уже в наше время, когда не кто иной, как сам Шуман «явился» на один из спиритических сеансов, которые проводились в Лондоне шведским священником бароном Эриком Пальмстиерна, венгерской скрипачкой Йелли д’Арани и другими. Появление Шумана на таком сеансе не должно восприниматься как слишком уж большая неожиданность, поскольку сам Шуман при жизни был восприимчив к спиритическим эманациям. Так, по его утверждению, в ночь на 17 февраля 1854 г. он получил от Шуберта и Мендельсона музыкальную тему, на которую позже написал цикл вариаций. В лондонском появлении Шумана было одно любопытное обстоятельство: он говорил по-немецки в высшей степени неграмотно. Как бы то ни было, Шуман «передал» Йелли д’Арани весьма специфическое сообщение, а именно: что она должна сыграть его скрипичный концерт. Когда пораженная скрипачка ответила, что не знает о существовании у Шумана скрипичного концерта (он не значится в Словаре Грова1 среди шумановских произведений), он произнес: «Запомните, что я сказал вам. Сообщите об этом Тови» (безусловно, имелся в виду сэр Дональд Тови, известный английский музыковед). Йелли д’Арани отправила Тови письмо2. Он ответил, что скрипичный концерт Шумана действительно существует, но никогда не публиковался. Шуман написал его в последние месяцы перед тем, как полностью лишился рассудка, в состоянии крайнего душевного расстройства. После смерти Шумана Клара Шуман, Брамс и Иоахим решили не публиковать это произведение, так как посчитали, что оно недостойно шумановского гения. Рукопись оставалась в собственности Иоахима, а после его смерти в 1907 г. была продана его семьей в Берлинскую государственную библиотеку при условии, что произведение это не будет издаваться, пока не истечет сто лет со дня смерти Шумана. Весьма примечательно, что в вариациях Брамса на тему Шумана op. 23 для фортепиано в четыре руки имеется ремарка: «Geisterthema» (нем. – «тема духа») – и это тема медленной части шумановского скрипичного концерта.

Прошло почти четыре года, прежде чем Йелли д’Арани заполучила копию Концерта. На очередном спиритическом сеансе она сказала духу Шумана о том, как ей понравилась эта музыка. Шуман был доволен и ответил ей опять-таки на скверном немецком. Он потребовал, чтобы Йелли сделала несколько изменений в скрипичной партии. Летом 1937 г. она сыграла Концерт Дональду Тови. Этот эпизод описан бароном Эриком Пальмстиерна в его книге «Горизонты бессмертия»: «Как только закончилась первая часть, фортепианную партию которой исполнял сэр Дональд, он вскочил и произнес: «Кто это сделал? Это великолепно. Это совершенно по-шумановски». Тогда мисс д’Арани рассказала ему о тех изменениях, которые она внесла на основании полученных от Шумана указаний. Сэр Дональд попросил, чтобы ему показали эти послания Шумана. Изучив их, он пришел к выводу, что они никак не могли быть сделаны самой мисс д’Арани. Эти послания заключали в себе характерные черты шумановского стиля.

Тем временем слухи об этом дошли до скептически настроенной прессы, что породило много беспардонных насмешек и издевок. Тови ответил на них письмом в лондонскую газету «Таймс», которое было опубликовано 23 сентября 1937 г.: «Для меня, как и для многих других, для кого материализм девятнадцатого века является столь же устаревшим, как и теория флогистона3… Я заявляю, что совершенно уверен в том, что дух Шумана вдохновил Йелли д’Арани зафиксировать все то, что она зафиксировала в шумановском концерте».

Пока все это происходило в Лондоне, немецкое музыкальное издательство «Шотт и Ко» приобрело фотокопию автографа Концерта и предложило ее для исполнения Иегуди Менухину. Затем, словно deus ex machina, в дело вмешивается нацистское руководство, обеспокоенное тем, что мировая премьера неизвестного произведения Шумана может состояться с участием американского скрипача неарийского происхождения. Оно распоряжается, чтобы исполнителем на премьере был непременно ариец. Концерт состоялся в Берлине
26 ноября 1937 г.4. Менухин исполнил Концерт Шумана чуть позже, в том же году5. Что касается бедной мисс д’Арани, то ей пришлось ждать своего шанса до 16 февраля 1938 г., когда она сыграла это произведение в Лондоне с оркестром Би-би-си. После этого Концерт спокойно пролежал на полке. Больше его никто не исполнял6. Странно, что не последовало новых реакций от духа Шумана. Возможно, он решил, что все это не стоит его волнений.

 

1 Слонимский имеет в виду пятое издание «Словаря музыки и музыкантов» Грова; в шестом издании Концерт значится.

2 Письмо хранится в Библиотеке музыкального факультета Эдинбургского университета.

3 В XVIII в. появилась теория флогистона, пытавшаяся объяснить явления горения и окисления. Ложность ее стала очевидной при открытии закона сохранения вещества.

4 Солистом выступил Георг Куленкампф, а Берлинским филармоническим оркестром дирижировал Г. Шмидт-Иссерштедт.

5 С Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением сэра Джона Барбиролли.

6 Н.Слонимский утверждал это в 1948 г. С тех пор Концерт исполняется чаще. Одними из первых – после долгого перерыва – его исполнителей были скрипач Игорь Ойстрах и дирижер Геннадий Рождествен-ский (запись 1969 г.).