Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

новости культуры

 

Рубрику ведет Владимир Невельский

Хроники Русского музея

Борис Ермолаев. Улица в Володарском районе. 1935

  • Состоялось заседание ученого совета, который принял план работы на 2004 год. На этом заседании также решался вопрос о вошедшем в состав музея Летнем саде и, в частности, обсуждалось, как будет праздноваться его 300-летие, которое грядет в наступившем году.
  • В Михайловском дворце продолжают работу выставки «Борис Кустодиев», «Французы в Петербурге» и «Дитер Блюм. ТелоСоборы»
  • В Мраморном дворце открывается реэкспозиция выставки «Иностранные художники в России» («Россика»)
  • В корпусе Бенуа – очередной вернисаж. На нем представлена живопись и графика Бориса Ермолаева.
  • В Мраморном дворце – выставки современных петербургских художников Валерия Лукки и Феликса Волосенкова.
  • В Строгановском дворце экспонируются работы немецкого фотографа Даниэля Бискупа.
  • В испанском городе Саламанка открылась выставка «Репин и русский реализм».

Евгения Николаевна ПЕТРОВА, заместитель директора Русского музея по научной части:

– В новом году Русский музей, его залы постепенно обретают привычный вид. Наконец-то вернулись домой два монументальных полотна академических залов (живопись первой половины ХIХ в.). В 2003 г. в связи с петербург-ским юбилеем замечательная картина «Медный змий» Федора Бруни гостила в Москве на выставке «Я Петербург люблю…». Если учесть, что перед московской поездкой она проходила сложнейшую реставрацию, нетрудно понять, почему эта картина надолго исчезла из постоянной экспозиции. Только теперь посетители Русского музея могут снова видеть ее, да еще в обновленном виде.

А шедевр Карла Брюллова «Последний день Помпеи» выезжал за границу, в Италию, став притягательным экспонатом грандиозной, поистине всемирной выставки, посвященной римской Академии художеств. Ее участниками были крупнейшие художественные сокровищницы мира, к которым впервые присоединился и Русский музей. Для нас такая акция очень важна. Ведь еще некоторое время назад русское искусство для Запада вообще не существовало. Но год от года холодок откровенного равнодушия исчезает, сменяясь повышенным интересом к творчеству наших мастеров прошлого, чему в немалой степени способствует очное знакомство зарубежной публики с их лучшими произведениями. Неудивительно, что картина великого Брюллова пользовалась на римском вернисаже необычайной популярностью.

Кстати, с Италией у нас прекрасные деловые контакты, в том числе и в полиграфии. Именно там мы печатаем свои издания. За последнее время вышли великолепные альбомы-каталоги нескольких выставок, в частности «Борис Кустодиев», «Французы в Петербурге», «Воспоминания об Италии». Очень эффектно выглядит альбом «Три века русского искусства», который будет теперь сопровождать выездные выставки Русского музея по городам России.

Что же касается наших сегодняшних будней, то можно сказать, что залы музея практически полностью укомплектованы. Говорю «практически», потому что в отъезде еще одна популярная картина – «Девятый вал» Ивана
Айвазовского. Она была «на гастролях» в Финляндии, а сейчас по просьбе японских коллег улетела в Страну восходящего солнца, чтобы принять участие в обширной выставке, посвященной юбилею двух японских музеев.

В феврале мы осуществили реэкспозицию «Россики» – выставки произведений иностранных художников, работавших в России. У нас в музее находится довольно большое количество их работ. Нынешняя экспозиция расположена в тех же залах Мраморного дворца, где находилась и прежде, но теперь она выстроена с более четким разделением по странам и, кроме того, пополнилась новыми произведениями, которые были приобретены нами за последние месяцы.

Колоссальный интерес вызвала у петербургских зрителей выставка живописных и графических работ Бориса Кустодиева, приуроченная к 125-летию со дня рождения художника. Очереди не уменьшаются даже в будни. И потому мы хотели бы продлить ее работу до середины мая, если, разумеется, удастся достичь договоренности с
Третьяковской галереей, предоставившей нам свои экспонаты. Думаю, что мы найдем общий язык с московскими коллегами, тем более что Борис Кустодиев после нас должен отправиться в Третьяковку.

Из небольших февральских выставок, несомненно, не останутся незамеченными «Гравюра Гавриила Скородумова», посвященная творчеству одного из первых русских граверов XVIII в., а также выставка в честь юбилея Бориса Смирнова – замечательного художника по стеклу. Мы показываем его графику и произведения из стекла, принадлежащие Русскому музею.

Но, пожалуй, к наиболее примечательным событиям я бы все же отнесла выставку, которая откроется 26 февраля, – нашу дань памяти Бориса Ермолаева. Этот ленинградский мастер, работавший в основном в 30–70-годы (он умер в 1982 г.), мало известен широкой публике, но заслуживает самого пристального внимания. Вот что поражает при знакомстве с его творчеством: в годы существования искусства тоталитарной эпохи вдруг появляются небольшие ермолаевские работы, изображающие бесхитростные городские пейзажи, проникнутые своеобразной поэтикой, такие прозрачные, чистые, что щемят душу. Вроде бы их тематика традиционна: рабочий город, его окраины, обыденный труд, – но акцент в ней совсем другой. Нет ни пафоса, присущего произведениям той эпохи, ни оппозиционных настроений, иронии или какого-то подтекста. Все негромко, душевно, проникновенно. Реальная жизнь показана такой, какой она была: без патоки, но и без натурализма. Причем все созданные Ермолаевым вещи – маленького размера, что тогда вообще было не принято.

Одним словом, когда задумываешься над тем, в какие годы творил Борис Ермолаев, то не перестаешь снова и снова удивляться ему. Например, он занимался литографией, и в то время, когда отечественный авангард находился под запретом, художник, в
сущности, работал в той же манере,
правда, никак не повторяя никого из
известных авангардистов.

В 30-е годы Ермолаев побывал в Бердичеве, где создал целую серию произведений, посвященных жизни этого еврейского городка: пейзажи, портреты, жанровые зарисовки – также не характерные работы для того времени. В Русском музее очень большое собрание Бориса Ермолаева, которое подарено самим автором. Мы его вводим в наши выставки не в первый раз, он очень хорошо смотрится в общем контексте (например, недавно его вещи были на юбилейной выставке «Санкт-Петербург. Портрет города и горожан»), а вот персональная выставка в Русском музее проводится впервые. На мой взгляд, это открытие для публики, и открытие очень важное. Мы считаем, что музей просто обязан шире показывать художников, чьи произведения большей частью хранятся в запасниках.

Валерий Лукка и Феликс Волосенков – современные петербургские художники; оба учились в Ленинграде, оба участвовали в нашей выставке «Абстракция в России». Правда, Волосенков работает не только в живописи, но и в скульптуре. Он, даже внешне похожий на русского богатыря, очень связан, как мне кажется, с народным искусством своей любовью к красному цвету, к таким паутинным линиям, которые перекликаются с кружевом. Феликс Лукка – представитель другого направления. Я бы назвала его драматическим художником, если можно говорить о драматургии применительно к беспредметной живописи.

Выставкой немецкого фотографа Даниэля Бискупа в Строгановском дворце мы открываем Год Германии в России. Этот художник очень любит нашу страну, и хотя он достаточно брутален, у него очень добрый, положительный взгляд на Россию. И конечно же перед нами мастер, очень большой мастер.

В заключение несколько слов о весьма интересной выставке, открытие которой состоится в самом конце февраля в одном из австрийских городов. Ее название – «Любовь, страсть и смерть в русском искусстве девятнадцатого века». На ней представлена жанровая живопись, полная эмоций, самых разнообразных чувств, что очень характерно для произведений такого рода в русском искусстве XIX столетия. Мы придаем этой выставке большое значение. Почему она так важна для нас? Раньше за рубежом знали только русский авангард и иконы, а теперь все заметней становится интерес и к живописи реалистической. Это не может не радовать, поскольку русское искусство, с одной стороны, начинает обретать европейскую известность и, с другой стороны, демонстрировать свою особенность, свои характерные черты.

Хочу непременно отметить существенный нюанс наших австрийских «гастролей»: мы впервые сами готовим каталог для зарубежной выставки. Обычно западные музеи «не доверяли» нам, считая, вероятно, что они делают это качественней. Так что самостоятельная подготовка нами своего каталога – еще один показатель того, что Русский музей выходит на европейский уровень.