Арт-галерея
Алина Щербинина
Потомки Рубенса в Эрмитаже
Собрание Государственного Эрмитажа в
Санкт-Петербурге насчитывает около сорока работ
Рубенса и более двадцати художников, либо
вышедших из его мастерской, либо принадлежащих
его школе.
Немало в эрмитажной коллекции и произведений
бельгийских художников более позднего периода.
Такое количество работ фламандских художников в
Эрмитаже не удивляет – сложно найти еще одну
европейскую страну, где на одного человека
приходится столько выдающихся живописцев.
Картины фламандцев XVII в. занимают лучшие и самые
знаменитые залы музея. Работы фламандцев XIX в.
менее известны, но они интересны прежде всего
тем, как в них отразился один из самых сложных в
истории Бельгии периодов – эпоха борьбы за
независимость.
Революционный 1830 год стал для страны своего
рода поворотным моментом, можно сказать, началом
серебряного века бельгийской живописи. Именно в
40-е и 50-е гг. творили такие мастера, как Луи Галле,
Анри Лейс, Эжен Вербукховен. Конечно, многие
картины передают патриотические настроения того
времени, рассказывают о недавно свершившейся
революции. Яркий пример тому – масштабные
картины сражений, названные авторами в строгом
соответствии с темой, как, например, «Героическая
защита Антверпена» Ф. де Бракелера. Встречаются и
своеобразные воплощения в живописи
революционных настроений бельгийцев. Это и
«Пленение Жанны д’Арк» Адольфа Дилленса, и
«Тассо в темнице» Луи Галле, и картина Дехоя
«Виллем ван де Велде, рисующий морское сражение».
Кругом стреляют пушки, один за другим тонут
корабли, а в лодке на переднем плане де Велде как
ни в чем не бывало рисует морскую битву.
Но главная тема фламандской живописи, как и
вообще в искусстве, это никогда не теряющая
актуальности тема человеческих отношений,
переплетения разных судеб. Она остается
неизменно привлекательной на протяжении
столетий; меняются только фасоны одежды, формы
причесок, манера строить дома и создавать
интерьеры. Жизнь в ее повседневности и
обыденности предстает перед нами на полотнах
А.Стевенса «Приятное письмо», Л.Дефранса «Драка
женщин» и «Драка мужчин», Т. де Хевеля «После
чтения завещания», где лица разочарованных и
обрадованных родственников являют собой картину
пеструю и поучительную.
Есть тут и особенно любимые фламандцами
натюрморты, и пейзажи. Переливы света и тени,
озаренные верхушки деревьев, испуганные заячьи
глаза, позолоченное солнцем стадо овец. Эти
сотворенные масляными красками отражения будят
неясные воспоминания о другой, безвозвратно
ушедшей жизни...
Все эти картины попали в Эрмитаж уже после
национализации в 1918 году. До того их бережно
хранили в домашних коллекциях, вернее, в
знаменитых в то время галереях князя
А.М.Горчакова и графа Н.А.Кушелева-Безбородко. В XIX
в. Императорский Эрмитаж не покупал картины
зарубежных современников – считалось, что им не
место в одних залах с великими классиками.
«Галерейному» происхождению и обязано появление
в музее таких картин, как «Портрет детей князя
Горчакова» и «Портрет великой княгини Ольги
Николаевны» кисти бельгийца Н. де Кейзера.
Собрание бельгийской живописи
Государственного Эрмитажа – одно из лучших в
мире.
|