Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №4/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

Арт-галерея

Алина Щербинина

 

Потомки Рубенса в Эрмитаже

Альфред Стевенс. Приятное письмо

Собрание Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге насчитывает около сорока работ Рубенса и более двадцати художников, либо вышедших из его мастерской, либо принадлежащих его школе.

Немало в эрмитажной коллекции и произведений бельгийских художников более позднего периода. Такое количество работ фламандских художников в Эрмитаже не удивляет – сложно найти еще одну европейскую страну, где на одного человека приходится столько выдающихся живописцев. Картины фламандцев XVII в. занимают лучшие и самые знаменитые залы музея. Работы фламандцев XIX в. менее известны, но они интересны прежде всего тем, как в них отразился один из самых сложных в истории Бельгии периодов – эпоха борьбы за независимость.

Революционный 1830 год стал для страны своего рода поворотным моментом, можно сказать, началом серебряного века бельгийской живописи. Именно в 40-е и 50-е гг. творили такие мастера, как Луи Галле, Анри Лейс, Эжен Вербукховен. Конечно, многие картины передают патриотические настроения того времени, рассказывают о недавно свершившейся революции. Яркий пример тому – масштабные картины сражений, названные авторами в строгом соответствии с темой, как, например, «Героическая защита Антверпена» Ф. де Бракелера. Встречаются и своеобразные воплощения в живописи революционных настроений бельгийцев. Это и «Пленение Жанны д’Арк» Адольфа Дилленса, и «Тассо в темнице» Луи Галле, и картина Дехоя «Виллем ван де Велде, рисующий морское сражение». Кругом стреляют пушки, один за другим тонут корабли, а в лодке на переднем плане де Велде как ни в чем не бывало рисует морскую битву.

Но главная тема фламандской живописи, как и вообще в искусстве, это никогда не теряющая актуальности тема человеческих отношений, переплетения разных судеб. Она остается неизменно привлекательной на протяжении столетий; меняются только фасоны одежды, формы причесок, манера строить дома и создавать интерьеры. Жизнь в ее повседневности и обыденности предстает перед нами на полотнах А.Стевенса «Приятное письмо», Л.Дефранса «Драка женщин» и «Драка мужчин», Т. де Хевеля «После чтения завещания», где лица разочарованных и обрадованных родственников являют собой картину пеструю и поучительную.

Есть тут и особенно любимые фламандцами натюрморты, и пейзажи. Переливы света и тени, озаренные верхушки деревьев, испуганные заячьи глаза, позолоченное солнцем стадо овец. Эти сотворенные масляными красками отражения будят неясные воспоминания о другой, безвозвратно ушедшей жизни...

Все эти картины попали в Эрмитаж уже после национализации в 1918 году. До того их бережно хранили в домашних коллекциях, вернее, в знаменитых в то время галереях князя А.М.Горчакова и графа Н.А.Кушелева-Безбородко. В XIX в. Императорский Эрмитаж не покупал картины зарубежных современников – считалось, что им не место в одних залах с великими классиками. «Галерейному» происхождению и обязано появление в музее таких картин, как «Портрет детей князя Горчакова» и «Портрет великой княгини Ольги Николаевны» кисти бельгийца Н. де Кейзера.

Собрание бельгийской живописи Государственного Эрмитажа – одно из лучших в мире.