Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №4/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

новости культуры

Ирина Никифорова

 

 

wpe5.jpg (1712 bytes)  Цветы и грезы Альфонса Мухиwpe4.jpg (1712 bytes)

wpeA.jpg (7742 bytes)Альфонс Муха. Декаративное панно "Зима". 1896wpeB.jpg (5312 bytes)

Первые же дни работы выставки «Цветы и грезы ар нуво» в ГМИИ им. А.С.Пушкина, представившей плакаты и эстампы Альфонса Мухи, показали любовь к нему в России. Несмотря на долгое отсутствие достойной литературы о художнике, осужденном у нас за «буржуазность и вульгарность», один из главных идеологов стиля «прекрасной эпохи», оказывается, не забыт.

Альфонс Мария Муха – один из создателей ар нуво, художественного стиля, царившего два последних десятилетия ХIХ в. в Европе и Америке. Живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелир и плакатист, Альфонс Муха (Мюша – на французский лад) был не только ярким представителем нового стиля, но и создателем собственного стиля – «стиля Мухи». Этот стиль не так прост, как кажется. При огромном числе активных подражателей, равных Мухе не было.

Велика его заслуга в развитии искусства театральной афиши и рекламного плаката. Верный воспитанник академической школы, Муха придал классическую весомость «легкому жанру», избегнув многословия и продумав и мастерски стилизовав все элементы в единой гармонии, где каждая деталь в согласии с остальными: начиная с необычно вытянутого длинного формата листа и заканчивая авторской монограммой. В его виртуозных композициях нет прямых углов и строгих геометрических форм, в них присутствует только сознательная кривизна, волнообразная подвижность и гибкость, текучесть линий, столь характерные для нового стиля. Его знаменитые арабески, выразительные складки драпировок и прихотливые извивы локонов складываются в эффектные и безупречные композиции. Муха первым ввел в плакат сложные, блеклые цвета, золото и серебро, используя новые возможности литографии.

Первый из семи плакатов, выполненных Альфонсом Мухой для Сары Бернар, появившийся на улицах Парижа в январе 1895 г., сделал знаменитым неизвестного художника в один день, ошеломив парижскую публику оригинальностью замысла и манерой исполнения. Здесь определены приемы, ставшие традиционными в плакатном искусстве Мухи: полукруг или полный диск за головой женской фигуры, заполненный цветами, текстом, орнаментом или имитирующий арочный проем, использование сложного, блеклого цвета и, как дань «византизму», золото и серебро в щедром декоре листа.

Вырабатывая свои стилевые приемы, он безошибочно следовал конъюнктуре: умеренный символизм, легкий налет мистицизма, чувственность в рамках приличия и обнаженность модели в границах дозволенного. Преодолев ортодоксальность академизма, он сохранил верность ему. Сухой натурализм он преобразовал в ирреальность, воплощая призыв Поля Верлена: «Почти бесплотность предпочти всему, что слишком плоть и тело».

Главной темой его творчества была женщина; он создал галерею образов – Девы, Дамы, Принцессы, Чаровницы. Появилось понятие «La Femme Muchas» – «Женщины Мюша». Рисунки и акварели художника, переведенные в технику литографии, расходились тысячами экземпляров. Популярность творчества Мухи была невероятна. На афишных тумбах, на улице, в кабинетах признанных эстетов, в дамских будуарах и салонах простых обывателей – повсюду можно было встретить его литографии. Это была роскошь, своей дешевизной доступная всем сословиям общества, это была гармония, безупречность которой признавала радикальная художественная богема и консервативная в своем большинстве публика.

Художественная галерея «Салон ста» была организована в 1893г. и находилась в помещении художественного журнала «La Plume», активно проводившего идеи стиля ар нуво. Знаменитые художники: Боннар, Тулуз-Лотрек, Энсор и др. выставлялись здесь. Задачей галереи было не только декларирование нового стиля, но также «демократизация» изобразительного искусства, получившего название «искусство для дома». Доступны и недороги были художественные издания галереи, литографированные альбомы и серии выпусков плакатов и декоративных панно для интерьеров. Пожелав стать членом «Салона ста», Альфонс Муха взялся за выполнение афиши к двадцатой экспозиции Салона. Плакат привел в восторг владельца галереи и имел успех у публики. За две недели было продано семь тысяч эстампов.

Первым грандиозным показом творческих работ Альфонса Мухи стала выставка его произведений в 1897 г. Посетителей «Салона ста» покорили 448 рисунков, плакатов и эскизов, был выпущен специальный номер «La Plume» с воспроизведением работ Мухи.

В пластическом и композиционном решении плаката к выставке художник верен ранее найденным приемам. Может быть, несколько сдержанней используя в листе декоративную и колористическую насыщенность, он нагружает лист элементами символики. Меняется образ героини, здесь это миловидная скромная девушка в моравском чепце – настоящая его муза. Этот женский тип белокурой славянки – то лукавой чаровницы, то стыдливой девы – будет часто сменять образ томной светской красавицы.

В конце ХIХ в. состоялось признание плаката как явления искусства и оценка литографической печати как полноценной художественной техники. Организация международных выставок афиш в Париже, Вене, Кракове, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке и распространение специализированных периодических изданий принесли мировую известность чешскому автору. На Международной выставке афиш, проходившей в 1897 г. в Санкт-Петербурге, были показаны 18 плакатов Альфонса Мухи. Популярность его образов в России была так велика, что на афишах выставки картин современных русских и французских художников, устроенной в Москве годом позже, была воспроизведена композиция Мухи «Живопись» из серии «Виды искусства».

В 1894 г. в Париже адвокатом Эдмоном Бенуа-Леви было основано Народное общество изящных искусств. Общество занималось просветительской деятельностью: лекции по изобразительному искусству, доклады и дискуссии... Альфонс Муха со свойственным ему энтузиазмом принимал участие в организации практических занятий для молодых художников, а его плакат немало способствовал популярности Народного общества.

Нынешняя московская выставка Альфонса Мухи является первым шагом в проекте последовательного издания каталогов и организации выставок афиш Франции, Англии, Германии, Америки, Дании, Польши, Испании и Мексики из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. В музее имеется значительная коллекция прикладной графики: плакаты, рекламные и политические листовки, художественные открытки и декоративные панно, экслибрисы, театральные программы. Насчитывающая более двадцати тысяч художественных литографий, она прекрасно иллюстрирует быт, эпоху и эстетику двух прошедших столетий.