новости культуры
Ирина Никифорова
Цветы и грезы Альфонса Мухи
Первые же дни работы выставки «Цветы и
грезы ар нуво» в ГМИИ им. А.С.Пушкина,
представившей плакаты и эстампы Альфонса Мухи,
показали любовь к нему в России. Несмотря на
долгое отсутствие достойной литературы о
художнике, осужденном у нас за «буржуазность и
вульгарность», один из главных идеологов стиля
«прекрасной эпохи», оказывается, не забыт.
Альфонс Мария Муха – один из
создателей ар нуво, художественного стиля,
царившего два последних десятилетия ХIХ в. в
Европе и Америке. Живописец, театральный
художник, иллюстратор, ювелир и плакатист,
Альфонс Муха (Мюша – на французский лад) был не
только ярким представителем нового стиля, но и
создателем собственного стиля – «стиля Мухи».
Этот стиль не так прост, как кажется. При огромном
числе активных подражателей, равных Мухе не было.
Велика его заслуга в развитии
искусства театральной афиши и рекламного
плаката. Верный воспитанник академической школы,
Муха придал классическую весомость «легкому
жанру», избегнув многословия и продумав и
мастерски стилизовав все элементы в единой
гармонии, где каждая деталь в согласии с
остальными: начиная с необычно вытянутого
длинного формата листа и заканчивая авторской
монограммой. В его виртуозных композициях нет
прямых углов и строгих геометрических форм, в них
присутствует только сознательная кривизна,
волнообразная подвижность и гибкость, текучесть
линий, столь характерные для нового стиля. Его
знаменитые арабески, выразительные складки
драпировок и прихотливые извивы локонов
складываются в эффектные и безупречные
композиции. Муха первым ввел в плакат сложные,
блеклые цвета, золото и серебро, используя новые
возможности литографии.
Первый из семи плакатов, выполненных
Альфонсом Мухой для Сары Бернар, появившийся на
улицах Парижа в январе 1895 г., сделал знаменитым
неизвестного художника в один день, ошеломив
парижскую публику оригинальностью замысла и
манерой исполнения. Здесь определены приемы,
ставшие традиционными в плакатном искусстве
Мухи: полукруг или полный диск за головой женской
фигуры, заполненный цветами, текстом, орнаментом
или имитирующий арочный проем, использование
сложного, блеклого цвета и, как дань
«византизму», золото и серебро в щедром декоре
листа.
Вырабатывая свои стилевые приемы, он
безошибочно следовал конъюнктуре: умеренный
символизм, легкий налет мистицизма,
чувственность в рамках приличия и обнаженность
модели в границах дозволенного. Преодолев
ортодоксальность академизма, он сохранил
верность ему. Сухой натурализм он преобразовал в
ирреальность, воплощая призыв Поля Верлена:
«Почти бесплотность предпочти всему, что слишком
плоть и тело».
Главной темой его творчества была
женщина; он создал галерею образов – Девы, Дамы,
Принцессы, Чаровницы. Появилось понятие «La Femme
Muchas» – «Женщины Мюша». Рисунки и акварели
художника, переведенные в технику литографии,
расходились тысячами экземпляров. Популярность
творчества Мухи была невероятна. На афишных
тумбах, на улице, в кабинетах признанных эстетов,
в дамских будуарах и салонах простых обывателей
– повсюду можно было встретить его литографии.
Это была роскошь, своей дешевизной доступная
всем сословиям общества, это была гармония,
безупречность которой признавала радикальная
художественная богема и консервативная в своем
большинстве публика.
Художественная галерея «Салон ста»
была организована в 1893г. и находилась в помещении
художественного журнала «La Plume», активно
проводившего идеи стиля ар нуво. Знаменитые
художники: Боннар, Тулуз-Лотрек, Энсор и др.
выставлялись здесь. Задачей галереи было не
только декларирование нового стиля, но также
«демократизация» изобразительного искусства,
получившего название «искусство для дома».
Доступны и недороги были художественные издания
галереи, литографированные альбомы и серии
выпусков плакатов и декоративных панно для
интерьеров. Пожелав стать членом «Салона ста»,
Альфонс Муха взялся за выполнение афиши к
двадцатой экспозиции Салона. Плакат привел в
восторг владельца галереи и имел успех у публики.
За две недели было продано семь тысяч эстампов.
Первым грандиозным показом творческих
работ Альфонса Мухи стала выставка его
произведений в 1897 г. Посетителей «Салона ста»
покорили 448 рисунков, плакатов и эскизов, был
выпущен специальный номер «La Plume» с
воспроизведением работ Мухи.
В пластическом и композиционном
решении плаката к выставке художник верен ранее
найденным приемам. Может быть, несколько
сдержанней используя в листе декоративную и
колористическую насыщенность, он нагружает лист
элементами символики. Меняется образ героини,
здесь это миловидная скромная девушка в
моравском чепце – настоящая его муза. Этот
женский тип белокурой славянки – то лукавой
чаровницы, то стыдливой девы – будет часто
сменять образ томной светской красавицы.
В конце ХIХ в. состоялось признание
плаката как явления искусства и оценка
литографической печати как полноценной
художественной техники. Организация
международных выставок афиш в Париже, Вене,
Кракове, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке и
распространение специализированных
периодических изданий принесли мировую
известность чешскому автору. На Международной
выставке афиш, проходившей в 1897 г. в
Санкт-Петербурге, были показаны 18 плакатов
Альфонса Мухи. Популярность его образов в России
была так велика, что на афишах выставки картин
современных русских и французских художников,
устроенной в Москве годом позже, была
воспроизведена композиция Мухи «Живопись» из
серии «Виды искусства».
В 1894 г. в Париже адвокатом Эдмоном
Бенуа-Леви было основано Народное общество
изящных искусств. Общество занималось
просветительской деятельностью: лекции по
изобразительному искусству, доклады и
дискуссии... Альфонс Муха со свойственным ему
энтузиазмом принимал участие в организации
практических занятий для молодых художников, а
его плакат немало способствовал популярности
Народного общества.
Нынешняя московская выставка Альфонса
Мухи является первым шагом в проекте
последовательного издания каталогов и
организации выставок афиш Франции, Англии,
Германии, Америки, Дании, Польши, Испании и
Мексики из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. В
музее имеется значительная коллекция прикладной
графики: плакаты, рекламные и политические
листовки, художественные открытки и
декоративные панно, экслибрисы, театральные
программы. Насчитывающая более двадцати тысяч
художественных литографий, она прекрасно
иллюстрирует быт, эпоху и эстетику двух
прошедших столетий.
|