Виктория Аптекман
Израильский музей
Музей Израиля справедливо называют «бесценной
жемчужиной в короне Иерусалима». До обретения
государством Израиль независимости в 1948 г.
единственным значительным собранием в стране
была археологическая коллекция Художественной
академии Бецалель в Иерусалиме. Почти не имея
возможности экспонировать работы на месте,
художники и скульпторы в большинстве своем
принимали участие в международных выставках.
Только в 1965 г. в Иерусалиме открылся
Израильский национальный музей. Это самое
крупное и значительное собрание в стране с
отделами археологии, еврейской этнографии и
иудаики, фотографии и дизайна, классического
искусства и современного израильского; с Садом
скульптуры Билли Роуза, где под открытым небом
выставлены творения современных ваятелей.
Музей Израиля расположен на вершине холма,
виден издалека и с разных точек зрения
воспринимается совершенно по-разному. Со стороны
долины Святого Креста – это ряд изящных
кубических зданий из иерусалимского серого
песчаника, медленно и плавно восходящих на
вершину пологого холма; перед самым входом в
музей – монолитная композиция из белого камня и
темного стекла в обрамлении зелени парка. Когда
посетитель оказывается на территории музея, то
он повторяет в своем пути к главному зданию тот
лейтмотив плавного движения, который составил
его первое зрительское впечатление. Всё
остальное: до мельчайших деталей продуманная
планировка парка, скульптурные и
археологические сюжеты – сопровождение,
обогащающее и усложняющее основную идею. Автор
всех этих превращений – архитектор Альфред
Мансфельд.
Музей объединяет несколько различных отделов.
В художественном отделе экспонируется искусство
последних четырех веков из Европы, а также Азии,
Африки, здесь же устраиваются выставки.
В отделе еврейской этнографии и иудаики
демонстрируется коллекция наиболее интересных
ритуальных предметов, связанных с синагогой,
Торой (Пятикнижием Моисея) и религиозными
праздниками. Здесь можно познакомиться с
уникальным собранием костюмов и предметов быта
евреев из разных стран мира.
Самый необычный по своей архитектуре
павильон музея – храм Книги (арх. Ф.Кислер и
А.Бартош), белое здание с огромным куполом на фоне
черной стены, специально построенное для
знаменитых свитков Мертвого моря, а также
археологических находок того времени. Контраст
между белым куполом, сделанным в форме
перевернутого кувшина, где нашли свитки, и черной
стеной символизирует борьбу Сынов Света против
Сынов Тьмы, которая служила одной из главных тем
в религии секты ессеев. Сектанты, которые
оставили обнаруженные свитки, жили довольно
обособленной общиной. Секта, просуществовавшая
до 70-х гг. н.э., отошла от главного направления
иудаизма (у нее был даже собственный календарь) и
оказала большое влияние на формирование
христианства. Семь драгоценных свитков были
найдены пастухом в пещере в 1947 г. Они
путешествовали по лавкам старьевщиков Вифлеема,
часть из них побывала в США, и наконец стали
собственностью государства Израиль.
Подземное помещение хранилища напоминает
пещеры, в которых были найдены рукописи; условия
хранения сокровищ Торы приближены к тем
условиям, которые существовали в пещерах
Иудейской пустыни. В середине главного зала
находится копия свитка Исайи, а по окружности
основания купола размещены фрагменты других
рукописей Мертвого моря. Книга Исайи –
единственная из книг Библии, которая сохранилась
целиком. Она написана на полосках пергамента,
сшитых друг с другом; манускрипт является
древнейшим их книг Библии, которые известны
ученым. В пещере было найдено около 800 свитков с
описанием войн между Сынами Света и Сынами Тьмы,
оружия, молитв, произносимых во время борьбы.
Устав содержит правила, по которым жило
монастырское сообщество, – правила поддержания
ритуальной чистоты, условия приема новых членов,
порядок трапез, обязанности членов сообщества и
наказания за нарушение правил. Находки Иудейской
пустыни стали гордостью музея.
Отдел еврейской этнографии показывает
коллекцию древностей, собранных и на территории
Израиля, и в других странах мира. Писатель и поэт
Анатолий Найман в своих заметках о путешествии
по Израилю пишет так: «Все, что ты там видишь, – то
самое. Чересчур то самое. В отделе древностей
Музея Израиля лежат вещи, не откуда-то, как во
всех музеях мира, привезенные, а принесенные из
ближайшего карьера. Может быть, «в ста стадиях от
музея», может быть в ста метрах. Все эти
невероятные тысячелетние ложки, тарелки, тазы,
цепи, жернова, бижутерия, статуэтки, плавильни,
чтобы отливать их, и молотки, которыми разбивать,
– все это такое же здешнее и готовое сию минуту
служить как взятое в ближайшей лавке, – пусть и
засыпанное временно землей».
Археологический отдел показывает самую
богатую коллекцию археологических находок в
стране – результат раскопок, проводившихся с
1948 г. Экспонаты расположены в хронологическом
порядке и последовательно представляют развитие
и смену культур на территории Израиля и смежных
стран от доханаанейского периода до крестовых
походов. Коллекция этого отдела все время
пополняется, так как еще идут раскопки и в
пустыне, и в различных городах. Среди находок
следует отметить два крошечных серебряных
свитка, обнаруженных вместе с более чем тысячей
других художественных изделий в древнем
захоронении на холме, на склоне, обращенном к
Старому городу. После того как свитки развернули,
на них обнаружили ивритские письмена, датируемые
VII в. до н.э. Свитки содержат благословения
священников (Числа 6:24-26): «Да благословит тебя
Г-дь и сохранит тебя: Да сделается лицо Г-да, и да
помилует Он тебя: Да обратит Г-дь свое лицо к тебе
и даст тебе мир».
Долгое время было распространено мнение, что
вследствие религиозного запрета на фигуративное
изображение – «Не делай себе кумира и никакого
изображения того, что на небе вверху, и что на
земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исход, ХХ,
4–6) – евреи не создали ничего существенного в
изобразительном искусстве. Однако последние
открытия в археологии и этнографии опровергли
эту точку зрения. Многочисленные синагоги,
украшенные фресками и мозаикой на библейские
сюжеты, были обнаружены и в Израиле, и вне его.
Стало очевидным, что со II в. до н. э. по VI в. н. э.
еврейское изобразительное искусство было широко
распространено.
Евреи были известны как ремесленники еще в
период античности, в особенности как ткачи,
вышивальщики и ювелиры по золоту и серебру. Во
многих странах их особо ценили и уважали. В
Йемене, например, евреи работали почти
исключительно с золотом и серебром – в качестве
ювелиров и ткачей, использовавших золотые нити. С
тех пор как йеменские евреи эмигрировали в
Израиль, в Йемене это древнее искусство
перестало существовать. Один из экспонатов
раздела – наряд еврейской невесты из Йемена:
многослойные одежды расшиты золотом, большой
головной убор с украшениями из серебра,
несколько ниток бус тонкой работы. Еврейские
невесты носили особую одежду, которую
предоставляла община на свадьбу, она
передавалась из поколения в поколение.
Ритуальные предметы, представленные здесь же,
включают все, что связано с празднованием
Субботы, других праздников и со всем еврейским
жизненным циклом: подсвечники, ханукальные
светильники, коробки для пряностей,
приспособления для написания, чтения и украшения
Торы и многое другое. Музей обладает крупнейшим
собранием ритуальных предметов еврейских общин
всего мира. Большая часть коллекции, однако,
относится к последним четырем столетиям.
В этой части собрания реконструированы
разнообразные интерьеры. Среди них две синагоги:
итальянская (арх. Витторио Венетти, 1701) и
германская из Хорба (деревянное сооружение с
декоративным потолком, расписанным польским
еврейским художником в народном стиле);
парижский салон богатого семейства эпохи
барокко, который дает представление о жизни
евреев в Европе; сукка, привезенная из Германии
1825 г. (ее впервые возвели в местечке Фишах на
юге страны, расписали по дереву сценами из жизни
деревни, где, вероятно, проживала эта семья, а
также видами Иерусалима, каким представлял его
местный художник).
В музее находится большая коллекция
светильников для праздника Ханука. На протяжении
столетий изменялись их формы, но неизменно
всегда были восемь свечей: по одной на каждый
день праздника, длящегося неделю, и отдельно
стоящая служка – свеча, от которой зажигают все
остальные. Веками ханукии предоставляли
мастерам творческую свободу художественного
выражения. В давние времена светильниками
служили обыкновенные масляные лампы римского
типа с отверстиями, а позже ханукальные
подсвечники превратились в произведения
искусства с высоким уровнем чеканки, ювелирного
мастерства, и конечно, на их украшение влияли
местные традиции и стили искусства.
«Мизрах» на иврите означает «восток», а еще это
название небольшого формата картинки,
выполненной на бумаге красками или чернилами.
Мизрахи появились с того времени, когда
еврейский народ оказался рассеянным по всему
миру. Мизрах закрепляется в еврейском доме на
восточной стене и служит указателем
местонахождения Иерусалима, в направлении
которого поворачиваются евреи во время
совершения каждодневной молитвы. На одном из
мизрахов XVIII в. из Германии в окружении
картинок со сценками еврейских праздников
надпись: “Из этого направления приходит дух
жизни”.
Новый корпус, отведенный под искусство ХХ века,
завершает собой много лет создаваемый ансамбль
Израильского музея. Построенный по проекту
Альфреда Мансфельда и Иоргена Бо (автора
Луизианского музея в Дании), павильон включает
отделы современного, новейшего искусства,
гравюр, рисунков и фотографий.
Коллекция отдела современного искусства
начала собираться еще до основания музея. Первые
картины были приобретены профессором Борисом
Шацем для музея Бецалель, основанного им в
1906 г. Он хотел дать публике представление о
разных видах изобразительного искусства. Основу
коллекции составили картины еврейских
художников XIX в. из Центральной Европы. В этих
полотнах чувствовалось стремление их авторов
внести дух иудаизма в господствующую тогда
академическую манеру письма.
В начале 30-х гг. музей поменял еврейскую
ориентацию на общекультурную: с приходом к
власти нацистов в Израиль устремились евреи
Германии и всей Европы со значительными, но
разными по составу коллекциями. В собрании музея
появились работы художников парижской школы –
Марка Шагала, Хаима Сутина, Осипа Цадкина, Жака
Липшица, Моиса Кислинга.
После войны музею были отданы картины, у
которых, к сожалению, уже не было хозяев.
Коллекцию также пополнили и подарки
благотворительных организаций, среди них «Раби»
(1913) Марка Шагала, «Город» (1915) Эгона Шиле, пейзаж
Альфреда Сислея. Теперь музей обладает работами
Мориса Утрилло, Германа Штрука, Артура Сегаля,
Леонида Пастернака и многих других.
В числе ценных работ, переданных музею в начале
1960-х гг., «Стога сена» (1887) Клода Моне, бронзовая
статуя «Обнаженная, сидящая в кресле» (1924) Анри
Матисса, картины Ренуара, две пастели Одилона
Редона, бронзовая статуя Эдгара Дега, скульптуры
Огюста Родена, Домье, Генри Мура, Поля Гогена.
К этому времени сложилось довольно
эклектичное, но большое собрание картин,
скульптуры, рисунков, еврейских культовых
предметов и археологических находок. К открытию
музея в 1965 г. ему были преподнесены в подарок
выдающиеся произведения искусства: «Предместье
Ментенона» (1888) Огюста Ренуара, этюд Фрэнсиса
Бэкона, работы Адольфа Готлиба и Пьера Сулажа. В
1966 г. фонд Ротшильда подарил музею ряд полотен,
– две картины Ван Гога, две Поля Гогена и одна
Поля Сезанна стали основой будущей коллекции
постимпрессионистов. В 1970-е гг. коллекция
пополнилась произведениями сюрреалистов.
Появилось тринадцать работ Марселя Дюшана,
подписанных и номерных, позже поступили картины
Поля Дельво, Сальвадора Дали, одно из знаменитых
произведений Рене Магритта – «Замок в Пиренеях».
Отдел современного искусства постоянно
устраивает тематические выставки: «О
поверхности: отношение к краскам и холсту»,
«Малые формы современной живописи и скульптуры».
Были выставки, посвященные отдельным течениям,
например «Геометрический абстракционизм»,
«Дадаизм и сюрреализм», «Американское
искусство».
Одна из самых интересных экспозиционных
площадок музея находится под открытым небом –
это Сад скульптуры, или Сад искусств. Он создан по
проекту американского скульптора и ландшафтного
архитектора японского происхождения Исаму
Ногучи. Территория сада покрыта камнями разного
размера, как в буддистских садах Японии, но
растения здесь все местные: кусты роз, оливы,
фиговые деревья и пальмы; весной в
фонтане-скульптуре распускаются кувшинки. Этот
сад с его плавными переходами между террасами,
похожими на дюны, с чередованием то каменистых,
то гладких, то посыпанных гравием, то засаженных
растениями площадок и дорожек, сам по себе
произведение искусства. Получилось так, что в
саду была представлена история скульптуры ХХ
века: работы Родена, Бурделя, Майоля иллюстрируют
начало современной скульптуры, монументальные
шедевры Пикассо, Липшица, Генри Мура отражают
следующий этап, а завершают этот путь
произведения современных израильских
скульпторов. Коллекция пополнялась гипсовыми
копиями с наиболее выдающихся произведений
ХХ в. В саду была установлена монументальная
скульптура Пикассо из бетона, обработанного
пескоструйным аппаратом; автор подарил музею
модель и право на создание на ее основе
скульптурной композиции.
В свою пятую годовщину музей получил
замечательный подарок: в саду появилась 131
бронзовая скульптура, переданная по завещанию
Жака Липшица. В этой прекрасной коллекции
представлены работы, которые Липшиц создал еще
подростком (в них заметно академическое влияние),
произведения времен увлечения его кубизмом,
сюрреализмом, а также работы, сделанные в
старости, лиричные и поэтичные.
За последние годы музей собрал большие
коллекции живописи и скульптуры разных стран.
Здесь рядом сосуществуют плоды еврейской
культуры и культуры других народов. Конечно,
музей является не только хранилищем, но и очагом
творческой жизни большого города. С момента
открытия музея работают творческие студии,
лектории, создан юношеский отдел,
организовываются экскурсии для семей. В музее
постоянно проводятся выставки как современного,
так и старого искусства; коллекция постоянно
пополняется. В Саду скульптуры проходят
музыкальные концерты, устраиваются красочные
шоу. Ночью скульптуры подсвечиваются и
становятся еще загадочнее и причудливее.
Таинственными силуэтами вырисовываются они на
фоне городских огней и черного иерусалимского
неба. С террас сада открывается дивная даль,
вбирающая в себя синагоги, мечети и храмы Старого
города, Масличную гору и гору Сион, жилые
кварталы новых районов, и рождается ощущение
вечности – вечный город и вечно то, что хранит он
в своем Музее.
|