Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

wpe44.jpg (3170 bytes)

 

Виктория Аптекман

 

Израильский музей

Женский еврейский костюм из Эфиопии Амадео Модельяни. Жанна Эбютерн

 

Музей Израиля справедливо называют «бесценной жемчужиной в короне Иерусалима». До обретения государством Израиль независимости в 1948 г. единственным значительным собранием в стране была археологическая коллекция Художественной академии Бецалель в Иерусалиме. Почти не имея возможности экспонировать работы на месте, художники и скульпторы в большинстве своем принимали участие в международных выставках. Только в 1965 г. в Иерусалиме открылся Израильский национальный музей. Это самое крупное и значительное собрание в стране с отделами археологии, еврейской этнографии и иудаики, фотографии и дизайна, классического искусства и современного израильского; с Садом скульптуры Билли Роуза, где под открытым небом выставлены творения современных ваятелей.

Музей Израиля расположен на вершине холма, виден издалека и с разных точек зрения воспринимается совершенно по-разному. Со стороны долины Святого Креста – это ряд изящных кубических зданий из иерусалимского серого песчаника, медленно и плавно восходящих на вершину пологого холма; перед самым входом в музей – монолитная композиция из белого камня и темного стекла в обрамлении зелени парка. Когда посетитель оказывается на территории музея, то он повторяет в своем пути к главному зданию тот лейтмотив плавного движения, который составил его первое зрительское впечатление. Всё остальное: до мельчайших деталей продуманная планировка парка, скульптурные и археологические сюжеты – сопровождение, обогащающее и усложняющее основную идею. Автор всех этих превращений – архитектор Альфред Мансфельд.

Музей объединяет несколько различных отделов. В художественном отделе экспонируется искусство последних четырех веков из Европы, а также Азии, Африки, здесь же устраиваются выставки.

В отделе еврейской этнографии и иудаики демонстрируется коллекция наиболее интересных ритуальных предметов, связанных с синагогой, Торой (Пятикнижием Моисея) и религиозными праздниками. Здесь можно познакомиться с уникальным собранием костюмов и предметов быта евреев из разных стран мира.

Самый необычный по своей архитектуре павильон музея – храм Книги (арх. Ф.Кислер и А.Бартош), белое здание с огромным куполом на фоне черной стены, специально построенное для знаменитых свитков Мертвого моря, а также археологических находок того времени. Контраст между белым куполом, сделанным в форме перевернутого кувшина, где нашли свитки, и черной стеной символизирует борьбу Сынов Света против Сынов Тьмы, которая служила одной из главных тем в религии секты ессеев. Сектанты, которые оставили обнаруженные свитки, жили довольно обособленной общиной. Секта, просуществовавшая до 70-х гг. н.э., отошла от главного направления иудаизма (у нее был даже собственный календарь) и оказала большое влияние на формирование христианства. Семь драгоценных свитков были найдены пастухом в пещере в 1947 г. Они путешествовали по лавкам старьевщиков Вифлеема, часть из них побывала в США, и наконец стали собственностью государства Израиль.

Ротшильдский манускрипт Ок. 1470

Подземное помещение хранилища напоминает пещеры, в которых были найдены рукописи; условия хранения сокровищ Торы приближены к тем условиям, которые существовали в пещерах Иудейской пустыни. В середине главного зала находится копия свитка Исайи, а по окружности основания купола размещены фрагменты других рукописей Мертвого моря. Книга Исайи – единственная из книг Библии, которая сохранилась целиком. Она написана на полосках пергамента, сшитых друг с другом; манускрипт является древнейшим их книг Библии, которые известны ученым. В пещере было найдено около 800 свитков с описанием войн между Сынами Света и Сынами Тьмы, оружия, молитв, произносимых во время борьбы. Устав содержит правила, по которым жило монастырское сообщество, – правила поддержания ритуальной чистоты, условия приема новых членов, порядок трапез, обязанности членов сообщества и наказания за нарушение правил. Находки Иудейской пустыни стали гордостью музея.

Отдел еврейской этнографии показывает коллекцию древностей, собранных и на территории Израиля, и в других странах мира. Писатель и поэт Анатолий Найман в своих заметках о путешествии по Израилю пишет так: «Все, что ты там видишь, – то самое. Чересчур то самое. В отделе древностей Музея Израиля лежат вещи, не откуда-то, как во всех музеях мира, привезенные, а принесенные из ближайшего карьера. Может быть, «в ста стадиях от музея», может быть в ста метрах. Все эти невероятные тысячелетние ложки, тарелки, тазы, цепи, жернова, бижутерия, статуэтки, плавильни, чтобы отливать их, и молотки, которыми разбивать, – все это такое же здешнее и готовое сию минуту служить как взятое в ближайшей лавке, – пусть и засыпанное временно землей».

Археологический отдел показывает самую богатую коллекцию археологических находок в стране – результат раскопок, проводившихся с 1948 г. Экспонаты расположены в хронологическом порядке и последовательно представляют развитие и смену культур на территории Израиля и смежных стран от доханаанейского периода до крестовых походов. Коллекция этого отдела все время пополняется, так как еще идут раскопки и в пустыне, и в различных городах. Среди находок следует отметить два крошечных серебряных свитка, обнаруженных вместе с более чем тысячей других художественных изделий в древнем захоронении на холме, на склоне, обращенном к Старому городу. После того как свитки развернули, на них обнаружили ивритские письмена, датируемые VII в. до н.э. Свитки содержат благословения священников (Числа 6:24-26): «Да благословит тебя Г-дь и сохранит тебя: Да сделается лицо Г-да, и да помилует Он тебя: Да обратит Г-дь свое лицо к тебе и даст тебе мир».

Долгое время было распространено мнение, что вследствие религиозного запрета на фигуративное изображение – «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исход, ХХ, 4–6) – евреи не создали ничего существенного в изобразительном искусстве. Однако последние открытия в археологии и этнографии опровергли эту точку зрения. Многочисленные синагоги, украшенные фресками и мозаикой на библейские сюжеты, были обнаружены и в Израиле, и вне его. Стало очевидным, что со II в. до н. э. по VI в. н. э. еврейское изобразительное искусство было широко распространено.

Евреи были известны как ремесленники еще в период античности, в особенности как ткачи, вышивальщики и ювелиры по золоту и серебру. Во многих странах их особо ценили и уважали. В Йемене, например, евреи работали почти исключительно с золотом и серебром – в качестве ювелиров и ткачей, использовавших золотые нити. С тех пор как йеменские евреи эмигрировали в Израиль, в Йемене это древнее искусство перестало существовать. Один из экспонатов раздела – наряд еврейской невесты из Йемена: многослойные одежды расшиты золотом, большой головной убор с украшениями из серебра, несколько ниток бус тонкой работы. Еврейские невесты носили особую одежду, которую предоставляла община на свадьбу, она передавалась из поколения в поколение.

Ханукальные светильники. 18-20 векПогребальная маска. 900-1460Фигурка "Ашдода". 12 в .до н.э.

Ритуальные предметы, представленные здесь же, включают все, что связано с празднованием Субботы, других праздников и со всем еврейским жизненным циклом: подсвечники, ханукальные светильники, коробки для пряностей, приспособления для написания, чтения и украшения Торы и многое другое. Музей обладает крупнейшим собранием ритуальных предметов еврейских общин всего мира. Большая часть коллекции, однако, относится к последним четырем столетиям.

В этой части собрания реконструированы разнообразные интерьеры. Среди них две синагоги: итальянская (арх. Витторио Венетти, 1701) и германская из Хорба (деревянное сооружение с декоративным потолком, расписанным польским еврейским художником в народном стиле); парижский салон богатого семейства эпохи барокко, который дает представление о жизни евреев в Европе; сукка, привезенная из Германии 1825 г. (ее впервые возвели в местечке Фишах на юге страны, расписали по дереву сценами из жизни деревни, где, вероятно, проживала эта семья, а также видами Иерусалима, каким представлял его местный художник).

В музее находится большая коллекция светильников для праздника Ханука. На протяжении столетий изменялись их формы, но неизменно всегда были восемь свечей: по одной на каждый день праздника, длящегося неделю, и отдельно стоящая служка – свеча, от которой зажигают все остальные. Веками ханукии предоставляли мастерам творческую свободу художественного выражения. В давние времена светильниками служили обыкновенные масляные лампы римского типа с отверстиями, а позже ханукальные подсвечники превратились в произведения искусства с высоким уровнем чеканки, ювелирного мастерства, и конечно, на их украшение влияли местные традиции и стили искусства.

«Мизрах» на иврите означает «восток», а еще это название небольшого формата картинки, выполненной на бумаге красками или чернилами. Мизрахи появились с того времени, когда еврейский народ оказался рассеянным по всему миру. Мизрах закрепляется в еврейском доме на восточной стене и служит указателем местонахождения Иерусалима, в направлении которого поворачиваются евреи во время совершения каждодневной молитвы. На одном из мизрахов XVIII в. из Германии в окружении картинок со сценками еврейских праздников надпись: “Из этого направления приходит дух жизни”.

Новый корпус, отведенный под искусство ХХ века, завершает собой много лет создаваемый ансамбль Израильского музея. Построенный по проекту Альфреда Мансфельда и Иоргена Бо (автора Луизианского музея в Дании), павильон включает отделы современного, новейшего искусства, гравюр, рисунков и фотографий.

Коллекция отдела современного искусства начала собираться еще до основания музея. Первые картины были приобретены профессором Борисом Шацем для музея Бецалель, основанного им в 1906 г. Он хотел дать публике представление о разных видах изобразительного искусства. Основу коллекции составили картины еврейских художников XIX в. из Центральной Европы. В этих полотнах чувствовалось стремление их авторов внести дух иудаизма в господствующую тогда академическую манеру письма.

В начале 30-х гг. музей поменял еврейскую ориентацию на общекультурную: с приходом к власти нацистов в Израиль устремились евреи Германии и всей Европы со значительными, но разными по составу коллекциями. В собрании музея появились работы художников парижской школы – Марка Шагала, Хаима Сутина, Осипа Цадкина, Жака Липшица, Моиса Кислинга.

После войны музею были отданы картины, у которых, к сожалению, уже не было хозяев. Коллекцию также пополнили и подарки благотворительных организаций, среди них «Раби» (1913) Марка Шагала, «Город» (1915) Эгона Шиле, пейзаж Альфреда Сислея. Теперь музей обладает работами Мориса Утрилло, Германа Штрука, Артура Сегаля, Леонида Пастернака и многих других.

Фернан Леже. Натюрморт.1919

В числе ценных работ, переданных музею в начале 1960-х гг., «Стога сена» (1887) Клода Моне, бронзовая статуя «Обнаженная, сидящая в кресле» (1924) Анри Матисса, картины Ренуара, две пастели Одилона Редона, бронзовая статуя Эдгара Дега, скульптуры Огюста Родена, Домье, Генри Мура, Поля Гогена.

К этому времени сложилось довольно эклектичное, но большое собрание картин, скульптуры, рисунков, еврейских культовых предметов и археологических находок. К открытию музея в 1965 г. ему были преподнесены в подарок выдающиеся произведения искусства: «Предместье Ментенона» (1888) Огюста Ренуара, этюд Фрэнсиса Бэкона, работы Адольфа Готлиба и Пьера Сулажа. В 1966 г. фонд Ротшильда подарил музею ряд полотен, – две картины Ван Гога, две Поля Гогена и одна Поля Сезанна стали основой будущей коллекции постимпрессионистов. В 1970-е гг. коллекция пополнилась произведениями сюрреалистов. Появилось тринадцать работ Марселя Дюшана, подписанных и номерных, позже поступили картины Поля Дельво, Сальвадора Дали, одно из знаменитых произведений Рене Магритта – «Замок в Пиренеях».

Отдел современного искусства постоянно устраивает тематические выставки: «О поверхности: отношение к краскам и холсту», «Малые формы современной живописи и скульптуры». Были выставки, посвященные отдельным течениям, например «Геометрический абстракционизм», «Дадаизм и сюрреализм», «Американское искусство».

Одна из самых интересных экспозиционных площадок музея находится под открытым небом – это Сад скульптуры, или Сад искусств. Он создан по проекту американского скульптора и ландшафтного архитектора японского происхождения Исаму Ногучи. Территория сада покрыта камнями разного размера, как в буддистских садах Японии, но растения здесь все местные: кусты роз, оливы, фиговые деревья и пальмы; весной в фонтане-скульптуре распускаются кувшинки. Этот сад с его плавными переходами между террасами, похожими на дюны, с чередованием то каменистых, то гладких, то посыпанных гравием, то засаженных растениями площадок и дорожек, сам по себе произведение искусства. Получилось так, что в саду была представлена история скульптуры ХХ века: работы Родена, Бурделя, Майоля иллюстрируют начало современной скульптуры, монументальные шедевры Пикассо, Липшица, Генри Мура отражают следующий этап, а завершают этот путь произведения современных израильских скульпторов. Коллекция пополнялась гипсовыми копиями с наиболее выдающихся произведений ХХ в. В саду была установлена монументальная скульптура Пикассо из бетона, обработанного пескоструйным аппаратом; автор подарил музею модель и право на создание на ее основе скульптурной композиции.

В свою пятую годовщину музей получил замечательный подарок: в саду появилась 131 бронзовая скульптура, переданная по завещанию Жака Липшица. В этой прекрасной коллекции представлены работы, которые Липшиц создал еще подростком (в них заметно академическое влияние), произведения времен увлечения его кубизмом, сюрреализмом, а также работы, сделанные в старости, лиричные и поэтичные.

Храм книги. ИнтерьерХрам книги.

За последние годы музей собрал большие коллекции живописи и скульптуры разных стран. Здесь рядом сосуществуют плоды еврейской культуры и культуры других народов. Конечно, музей является не только хранилищем, но и очагом творческой жизни большого города. С момента открытия музея работают творческие студии, лектории, создан юношеский отдел, организовываются экскурсии для семей. В музее постоянно проводятся выставки как современного, так и старого искусства; коллекция постоянно пополняется. В Саду скульптуры проходят музыкальные концерты, устраиваются красочные шоу. Ночью скульптуры подсвечиваются и становятся еще загадочнее и причудливее. Таинственными силуэтами вырисовываются они на фоне городских огней и черного иерусалимского неба. С террас сада открывается дивная даль, вбирающая в себя синагоги, мечети и храмы Старого города, Масличную гору и гору Сион, жилые кварталы новых районов, и рождается ощущение вечности – вечный город и вечно то, что хранит он в своем Музее.