новости
культуры
Рубрику ведет Владимир
НЕВЕЛЬСКИЙ
Хроники Русского музея
- Как и было предусмотрено музейным планом на
нынешний год, очередной этап реализации
комплексной программы «Россия» переместился
вниз по Волге, в Саратов. В Саратовский
художественный музей имени А.Н. Радищева
переехала из Нижнего Новгорода выставка «Три
века русского искусства», а в Саратовском
государственном социально-экономическом
университете открылся «Виртуальный филиал
Русского музея», который останется действовать
там и после завершения выставки.
- В корпусе Бенуа состоялся вернисаж грандиозной
экспозиции под названием «Домашние и дикие»
(анималистика в русском искусстве XVIII– XXI вв.).
- «Петербург в творчестве детей» – это детские
работы, посвященные 300-летию северной столицы,
которые демонстрируются в Михайловском
(Инженерном) замке.
- В Строгановском дворце – обширная экспозиция
«Россия XVIII–XIX вв. в фотографиях из коллекции
Швейцарии».
- Продолжают пользоваться большой популярностью
выставки: «Борис Кустодиев. 125 лет со дня
рождения», «Борис Ермолаев», «Взгляд фотографа
на Санкт-Петербург» Даниэля Бискупа, «Борис
Смирнов».
- В испанском городе Саламанка проходит выставка
Русского музея «Репин и русский реализм».
Евгения Николаевна ПЕТРОВА, заместитель
директора Русского музея по научной части:
– Музейные события в наше время уже не
связаны географически только лишь с Петербургом:
Русский музей все чаще и все больше выставляется
за рубежом. Недавно я вернулась из Японии, куда по
просьбе наших японских коллег отправилась
картина Ивана Айвазовского «Девятый вал».
Удивительная и трогательная история связана с
нею. Дело в том, что четверть века назад «Девятый
вал» показывали в новом токийском «Фуджи-музее».
В 2003 г. он отмечал свое 30-летие, и администрация
опросила посетителей: какое из произведений за
минувшие три десятилетия запомнилось больше
всего? Японские зрители дружно ответили:
«Девятый вал» Айвазовского. Как же после этого не
отправить на юбилей нашу картину!..
После Токио работа Айвазовского прибыла в
город Кобэ, который расположен в двух часах езды
от столицы. Там «Девятый вал» ждали с особым
нетерпением. Девять лет назад Кобэ подверг-ся
чудовищному землетрясению, половина города была
полностью разрушена, погибли тысячи людей, и
потому для пострадавших жителей «Девятый вал»
оказался символичным полотном. Трагедия
кораблекрушения, надежда на спасение оставшихся
в живых, яркий солнечный луч, увиденный людьми,
спасающимися на обломках судна, – все это
ассоциировалось у японцев с их собственной
недавней трагедией. Они подолгу стояли у картины,
многие плакали, не стыдясь своих слез.
Масштабная выставка «Три века русского
искусства», путешествующая по России, теперь на
три месяца прописалась в Саратовском
государственном художественном музее, открытом
в 1885 г. по инициативе профессора Академии
художеств, внука А.Н. Радищева Алексея
Петровича Боголюбова. Этот музей принадлежит к
числу особо ценных объектов культурного
наследия Российской Федерации. Его коллекция,
основу которой первоначально составили работы
А.П. Боголюбова, а также современных ему русских и
западноевропейских художников, ныне включает в
себя произведения живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства русских и
западноевропейских мастеров XV–XX вв.
Наши знаменитые репинские «Бурлаки», уже
побывавшие в Нижнем Новгороде, снова стали
гвоздем программы передвижной выставки шедевров
из собрания Русского музея – от великолепных
портретов кисти Д.Левицкого и В.Боровиковского
до всемирно известных полотен родоначальника
супрематизма К.Малевича.
Из особо примечательных мартовских вернисажей,
состоявшихся в наших петербургских залах, можно
отметить (как самую масштабную) выставку под
интригующим названием «Домашние и дикие». В этой
необычной экспозиции представлены все виды
изобразительного искусства: рисунок, гравюра,
живопись, скульптура. Демонстрируются даже
резные рамы к портретам. Такого рода выставок в
Русском музее еще никогда не было. Причем зрители
смогли увидеть на ней не просто братьев наших
меньших в различной ипостаси. Мы попытались
показать, как на протяжении нескольких столетий
изменялось отношение к анималистике со стороны
художников, как они по-новому подходили к
изображению животных, как «очеловечивали» их.
От эпохи к эпохе художники все тщательней
совершенствовали анималистический жанр,
руководствуясь законами драматургии и канонами
портретного искусства. В истории отечественной
живописи первопроходцем в изображении зверей
явился Иоганн Грот, один из первых художников,
приглашенных Петром I в Россию.
Зритель найдет в экспозиции произведения
известных анималистов прошлого, в частности
П.Клодта и Ф.Матвеева, а также увидит работы
мастеров, которые ранее не выставлялись,
например, замечательные рисунки М.Яковлева.
Экспонаты выставки убедительно свидетельствуют,
что и современные художники с уважением
относятся к этому жанру.
Мы открыли эту выставку в начале марта, и она
стала нашим подарком женщинам, многие из которых
приходят на нее со своими детьми. А работать
выставка будет почти до конца июня, то есть до
начала летних школьных каникул, так что ее успеют
посмотреть все желающие. А каталог даст немало
пищи для ума не только обычным любителям
искусства, но и специалистам.
Наши мартовские «открытия» разнообразны по
объему, но все выставки несут зрителю какую-то
совершенно новую информацию – например,
экспозиция, посвященная творчеству выдающегося
гравера XVIII в. Гавриила Скородумова, которому
мы обязаны появлением цветной гравюры. Это очень
существенное новшество само по себе, а для ХVIII
столетия оно было особенно важно. Ведь
Скородумов выполнил немало гравюр с
произведений иностранных художников, благодаря
чему многие мастера стали известны в России.
Конечно, Скородумова нельзя поставить в один ряд
с такими выдающимися творцами, как Иванов или
Брюллов, но он внес в русскую культуру
значительный вклад.
Сегодняшнему любителю искусства имя нашего
современника Бориса Александровича Смирнова
практически ничего не говорит. Архитектор по
образованию, он увлеченно занимался
художественным стеклом, керамикой, станковой
графикой и оформлением книг.
В 60–80-х гг. XX в., которые можно назвать
временем художественного стекла, Смирнов был
хорошо известен зрителю, так как он делал много
ярких, оригинальных по форме вещей, порой весьма
озорных. Зачастую его работы шокировали коллег,
вызывали непримиримые споры. Но проходили годы –
и сделанные Смирновым вещи становились важными
вехами не только творческой биографии художника,
но и отечественного декоративно-прикладного
искусства. Чайник с запаянным носиком в
композиции «Пара чая» сначала вызвал
ожесточенную дискуссию среди специалистов, а
затем целую волну повторов.
Широта творческих интересов, безудержная
фантазия, способность мыслить свежо, смело,
вопреки устоявшимся понятиям – вот что всегда
отличало Бориса Александровича. Ему были
подвластны все декоративные приемы и способы
обработки стекла. Поистине виртуозно он владел и
техникой, основанной на свободном выдувании и
лепке, и алмазной гранью, и матовой гравировкой.
Он мастерски использовал оптические свойства
стекла – прозрачность, способность передавать
изображение так, как это невозможно ни в каком
другом материале. Смирновский рисунок то был
виден через толщу стекла, то его изображение на
задней стенке сосуда совмещалось с изображением
на передней, в результате чего появлялась особая
глубина. Стоило взять такой сосуд в руки и начать
поворачивать его, и рисунок как бы передвигался,
оживал… Эти приемы Смирнов довел до
совершенства, используя их в качестве одного из
основных принципов своего творчества.
Без конца экспериментируя, он никогда не
изменял себе. Его произведения узнавались сразу
же, но и каждый раз несказанно удивляли
окружающих. Впрочем, он и сам как будто удивлялся
неожиданным поворотам своего творчества.
Мы решили напомнить о выдающемся мастере
минувшего века, открыв выставку, посвященную его
столетнему юбилею. Она составлена из части
семейной коллекции и произведений,
принадлежащих Русскому музею.
|