новости культуры
Анатолий КАНТОР
Пространство слова и
пространство образа
Выставка «Зримый образ и скрытый смысл.
Аллегория и эмблематика в живописи Фландрии и
Голландии второй половины XVI–XVII веков» из
собраний Государственного музея
изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и
Серпуховского историко-художественного музея не
предлагает никаких сенсаций.
Главная ее особенность заключается в том, что
это выставка, как теперь принято говорить,
«концептуальная», то есть основой ее замысла
является круг проблем, вызывающих определенные
ассоциации, пробуждаемые изображениями. Поэтому
устроители выставки не стремились к тому, чтобы
она поражала посетителей своими неожиданными
для зрителя образами или хотя бы привезенными из
дальних стран курьезами и сенсационными
произведениями. Как раз получили предпочтение
«рядовые», характерные для страны и эпохи
картины, которые демонстрируют обычные,
типические качества нидерландской живописи XVI и
XVII вв.
В истории мирового искусства Нидерланды стали
образцом точнейшего изучения натуры,
пристального наблюдения городской и сельской
жизни, не чуждавшегося любых мелочей быта,
природы, человеческих лиц и костюмов. Немецкая
живопись XVIII и начала XIX в., французская
живопись рубежа XVIII и XIX вв., английский пейзаж
этого времени, венециановская школа в России и
многие школы Европы и Америки – все внимательно
изучали опыт и методику нидерланд-ских мастеров
XVI и XVII вв., иногда очень близко им следовали,
иногда почти буквально повторяли, а иногда
свободно их интерпретировали на основе
собственных национальных традиций и интересов.
Важно, что повсюду обращение к нидерландским
образцам означало поворот национальных школ к
реализму, к доскональному знанию и изучению
собственной жизни, природы, собственного
бытового уклада. Но знатоки и историки
нидерландского искусства, преклоняясь перед ним,
давно стали замечать удивительные качества
нидерландского реализма.
В Нидерландах XVI и XVII вв. бушевали страшные,
кровавые войны, вызванные то стремлением
сбросить испанское владычество, то
соперничеством с соседними государствами, но
даже в батальной живописи нидерландцев эти драмы
и подвиги не находят отражения. В Нидерландах
XVII в. обострялись социальные конфликты,
контрасты нищеты и огромных награбленных
богатств, но в бытовой нидерландской живописи
бедные деревеньки и богатые городские
апартаменты выглядят удивительно мирно, уютно, и
драмы как будто обходят города и деревни. Лишь в
середине XX в. углубленные социологические и
эстетические исследования нидерландского
искусства приходят к выводу, что нидерландцы XVI и
XVII вв. хорошо видели и знали, в каком мире они
живут, и это разное понимание отразилось в их
картинах. Но в отличие от художников
«критического реализма» XIX в. они изображали
не непосредственные впечатления от жизни, а свой
собственный социальный и нравственный идеал, ту
жизнь, какую художник хотел бы видеть в своей
стране, вокруг себя, что он считал важным
сообщить зрителям и покупателям его картин.
Замечательно, что голландцы и фламандцы,
украшавшие свои дома купленными картинами,
проявляли необычайную чуткость как к
эстетическим качествам живописи: к
художественному образу, настроению, рисунку,
колориту, – так и к внутреннему смыслу картин,
умели их «читать» и обнаруживать настроения,
взгляды, симпатии автора, родственные их
собственным ощущениям. Французы, немцы,
англичане (а также русские начала XVIII в.),
коллекционировавшие нидерландские картины,
отлично разбирались в их скрытом смысле и
выбирали то, что им было близко и понятно.
«Чтению» картин способствовало то, что их авторы
опирались на общие и общедоступные фольклорные и
литературные источники – на народные пословицы,
поговорки, песенки, предания, сказки, на
Священное писание, нравоучительные притчи,
наконец, на популярные в Нидерландах и других
странах литературные произведения. В первой
половине XX в. историки искусства стали
внимательно изучать скрытый смысл
художественных образов, их фольклорные и
литературные источники, их философские,
религиозные и нравственные установки. Большую
роль в этом сыграла школа иконологии, раскрывшая
образно-символическое содержание многих
произведений мирового искусства.
Выставка в ГМИИ является итогом многолетней
работы по прочтению скрытого для нас внутреннего
смысла картин. Поэтому каждая картина
сопровождается более или менее пространным
текстом, позволяющим нынешнему зрителю прочесть
в картине не только свои мысли и переживания, но и
те, которые картина возбуждала в людях
XVI–XVII вв. Мы узнаем, какие ассоциации вызывала
у них смена времен года или времени суток.
Изображения богатых лавок связывались с
праздником 19 декабря – днем святого Николая,
когда дети получали завидные подарки; катание на
коньках – с опасным скольжением по замерзшему
«морю житейскому». Особенно часто встречается
скрытая оценка нравственного или
безнравственного поведения. Даже натюрморты
осуждают чревоугодие или суетность, пристрастие
к бесцельным занятиям или бессмысленному
времяпрепровождению.
Можно четко выделить на выставке три основные
нидерландские школы живописи. Первая –
собственно нидерландская, приходящаяся на
XVI в.; вторая – школа Северных Нидерландов
XVII в., где была одержана победа над чужеземным
феодальным игом и засильем католической церкви;
третья – фламандская школа. Фламандская
живопись XVII в. наиболее ярко и откровенно
выразила свои идеалы – это буйная радость мирной
жизни и мирного труда, огненная любовь к
изобилию, красоте мира, плоти, здоровье и сила
людей.
В картинах трех нидерландских школ редко
встречаются надписи или символические знаки. Но
скрытый смысл их читается, в общем, без труда,
особенно в таких шедеврах, как «Зимний пейзаж»
Питера Брейгеля Младшего, «Пастух с флейтой»
Хендрика Тер-брюггена, «Рыбная лавка» Франса
Снейдерса или «Вакханалия» Питера Пауля Рубенса.
Радость жизни, любовь к труду и трудовому
человеку, обаяние мирной жизни и красота
человека – это качества, дорогие нам не меньше,
чем «старым мастерам», и не требующие перевода
или истолкования.
|