новости культуры
Елена ЖУКОВА
Из Баха что-нибудь…
Гастроли Владимира Фельцмана, как правило,
проходят без шума и анонсов. Играя в США и других
странах мира по 40–50 концертов в год, в Москву он
приезжает прежде всего навестить родителей и
повидать друзей. Тем не менее примерно раз в
сезоне он появляется на столичной сцене с
каким-нибудь сюрпризом для публики. Его
февраль-ский концерт, прошедший в Камерном зале
Международного дома музыки, не стал исключением.
Владимир Фельцман выступил в амплуа не только
солиста, но и дирижера, исполнив
камерно-оркестровые произведения И.С. Баха
вместе с «Виртуозами Москвы».
Ежевечерне в любом концертном зале происходит
одно и то же: после убедительной просьбы
администрации отключить средства сотовой связи,
в момент исполнения к голосам рояля или скрипок
обязательно присоединяется звуковой сигнал
телефона. И мотив обязательно из классики,
обыкновенно – из Баха. Так что благодаря
производителям мобильных аппаратов Иоганн
Себастьян Бах стал самым популярным
композитором даже среди людей, далеких от музыки.
Как бы в противовес подобной популяризации в
профессиональной среде отношение к Баху стало
еще более консервативным. Бах – это святое.
Исполняя и слушая божественные звуки его
сочинений, полагается забыть о мирской суете и
возвыситься до небес, где царит лишь величавый
покой и томление духа.
Владимир Фельцман так не считает. Он вообще
против правил и законов, ограничивающих свободу.
Отчасти поэтому четверть века назад выпускник
Московской консерватории сменил советское
гражданство на американское. И по той же причине
он много лет играет музыку Баха в манере, далекой
от общепринятых традиций, играет, как он слышит.
Бах, по собственному признанию Владимира
Оскаровича, это сфера его личных интересов –
дискография пианиста насчитывает почти два
десятка альбомов клавирной музыки Баха.
Стремительной походкой выходя на сцену,
Фельцман почти подбегает к роялю и, не теряя ни
секунды, бросает на клавиши свои беглые пальцы.
Звуки рождаются не из тишины и покоя, а из самой
что ни на есть суеты. И вдруг оказывается, что
музыка, написанная триста лет назад, удивительно
соразмерна ритмам сегодняшнего дня. Она
перестает быть музейно-архивной ценностью и, не
требуя благоговения, перекликается с мыслями и
чувствами слушающих ее людей. Будто автор, как и
мы, жил в таком же сумасшедшем жизненном темпе и
сочинял свои мелодии на ходу в переходе с
кольцевой на радиальную.
Дирижирует Владимир Фельцман тоже «не по
правилам», совсем без пафоса. Его жесты легки и
лаконичны, он может пройтись по сцене, что
позволяют себе лишь руководители джаз-бандов, и
даже пошептаться в паузе с концертмейстером
виолончелей.
Как пианист и дирижер в одном лице он выступает
уже давно. Но если в Петербурге ему в таком
качестве уже аплодировали (на фестивале «Звезды
белых ночей» он выступал с оркестром Мариинского
театра), то в Москве – впервые. Одновременно
играть на инструменте и координировать действия
еще двух десятков человек – задача не из легких.
Для этого необходимо не только высокое
мастерство, но и идеально слаженный оркестр,
каковым, безусловно, является камерный оркестр
Владимира Спивакова «Виртуозы Москвы». Причем
музыканты, вероятно, заразились нетрадиционным
подходом Фельцмана к музыке Баха, так как во
время исполнения на их лицах вместо выражения
серьезности и отрешенности царили улыбки и
приветливость.
Программа была подобрана маэстро так, что из
сочетания двух баховских сюит и двух клавирных
концертов возникло подобие масштабного
симфонического цикла, тональность которого
можно было бы обозначить, как «in D». По-русски это
звучит несколько неуклюже: «в тоне ре». Но, так
или иначе, в роли сонатного аллегро выступил 3-й
концерт для клавира с оркестром ре мажор, на
месте лирической части – 2-я сюита для флейты си
минор, завершающаяся знаменитой баховской
«Шуткой» (солист Н.Попов по просьбе публики с
успехом сыграл ее на бис), третьей частью стала 3-я
оркестровая сюита ре мажор и финалом –
клавирный концерт № 1 ре минор.
В результате этого тонального объединения
концерт, невзирая на антракт, прошел на одном
дыхании, замысел Владимира Фельцмана удался. А
его, похоже, и привлекают всякого рода
сверхзадачи, пусть даже публика о них не
подозревает. Баха он любит исполнять циклами.
Просто преподавать в колледже города Нью-Полса, в
котором живет, и в «Манес-скул», одной из лучших
школ Нью-Йорка, ему тоже мало. Несколько лет назад
в Нью-Йорке по его идее была создана и существует
музыкальная школа для одаренных детей (наподобие
нашей ЦМШ), чего в Штатах никогда не было.
В общем, помимо того что Владимир Фельцман
прекрасный музыкант, он еще и блестящий выдумщик.
Идеи просто клубятся в его голове, на их
реализацию он тратит по несколько лет, а потом
загорается новыми. То придумывает ежегодный
форум «Фортепианное лето в Нью-Полсе» – что-то
вроде летнего университета, куда на концерты,
лекции и мастер-классы съезжаются
студенты-пианисты со всего мира. То
организовывает фестиваль русской музыки и
поэзии XX века, запрещавшейся во времена
советской власти. А в Москве, например, еще ни
разу не было большого – дней на пять – фестиваля
Баха. Говорят, эта идея Владимира Фельцмана
весьма занимает.
|