Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №6/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

новости культуры

 

Елена ЖУКОВА

Московский международный дом музыки

Из Баха что-нибудь…

Гастроли Владимира Фельцмана, как правило, проходят без шума и анонсов. Играя в США и других странах мира по 40–50 концертов в год, в Москву он приезжает прежде всего навестить родителей и повидать друзей. Тем не менее примерно раз в сезоне он появляется на столичной сцене с каким-нибудь сюрпризом для публики. Его февраль-ский концерт, прошедший в Камерном зале Международного дома музыки, не стал исключением. Владимир Фельцман выступил в амплуа не только солиста, но и дирижера, исполнив камерно-оркестровые произведения И.С. Баха вместе с «Виртуозами Москвы».

Ежевечерне в любом концертном зале происходит одно и то же: после убедительной просьбы администрации отключить средства сотовой связи, в момент исполнения к голосам рояля или скрипок обязательно присоединяется звуковой сигнал телефона. И мотив обязательно из классики, обыкновенно – из Баха. Так что благодаря производителям мобильных аппаратов Иоганн Себастьян Бах стал самым популярным композитором даже среди людей, далеких от музыки.

Как бы в противовес подобной популяризации в профессиональной среде отношение к Баху стало еще более консервативным. Бах – это святое. Исполняя и слушая божественные звуки его сочинений, полагается забыть о мирской суете и возвыситься до небес, где царит лишь величавый покой и томление духа.

Владимир Фельцман так не считает. Он вообще против правил и законов, ограничивающих свободу. Отчасти поэтому четверть века назад выпускник Московской консерватории сменил советское гражданство на американское. И по той же причине он много лет играет музыку Баха в манере, далекой от общепринятых традиций, играет, как он слышит. Бах, по собственному признанию Владимира Оскаровича, это сфера его личных интересов – дискография пианиста насчитывает почти два десятка альбомов клавирной музыки Баха.

Стремительной походкой выходя на сцену, Фельцман почти подбегает к роялю и, не теряя ни секунды, бросает на клавиши свои беглые пальцы. Звуки рождаются не из тишины и покоя, а из самой что ни на есть суеты. И вдруг оказывается, что музыка, написанная триста лет назад, удивительно соразмерна ритмам сегодняшнего дня. Она перестает быть музейно-архивной ценностью и, не требуя благоговения, перекликается с мыслями и чувствами слушающих ее людей. Будто автор, как и мы, жил в таком же сумасшедшем жизненном темпе и сочинял свои мелодии на ходу в переходе с кольцевой на радиальную.

Дирижирует Владимир Фельцман тоже «не по правилам», совсем без пафоса. Его жесты легки и лаконичны, он может пройтись по сцене, что позволяют себе лишь руководители джаз-бандов, и даже пошептаться в паузе с концертмейстером виолончелей.

Как пианист и дирижер в одном лице он выступает уже давно. Но если в Петербурге ему в таком качестве уже аплодировали (на фестивале «Звезды белых ночей» он выступал с оркестром Мариинского театра), то в Москве – впервые. Одновременно играть на инструменте и координировать действия еще двух десятков человек – задача не из легких. Для этого необходимо не только высокое мастерство, но и идеально слаженный оркестр, каковым, безусловно, является камерный оркестр Владимира Спивакова «Виртуозы Москвы». Причем музыканты, вероятно, заразились нетрадиционным подходом Фельцмана к музыке Баха, так как во время исполнения на их лицах вместо выражения серьезности и отрешенности царили улыбки и приветливость.

Программа была подобрана маэстро так, что из сочетания двух баховских сюит и двух клавирных концертов возникло подобие масштабного симфонического цикла, тональность которого можно было бы обозначить, как «in D». По-русски это звучит несколько неуклюже: «в тоне ре». Но, так или иначе, в роли сонатного аллегро выступил 3-й концерт для клавира с оркестром ре мажор, на месте лирической части – 2-я сюита для флейты си минор, завершающаяся знаменитой баховской «Шуткой» (солист Н.Попов по просьбе публики с успехом сыграл ее на бис), третьей частью стала 3-я оркестровая сюита ре мажор и финалом – клавирный концерт № 1 ре минор.

В результате этого тонального объединения концерт, невзирая на антракт, прошел на одном дыхании, замысел Владимира Фельцмана удался. А его, похоже, и привлекают всякого рода сверхзадачи, пусть даже публика о них не подозревает. Баха он любит исполнять циклами. Просто преподавать в колледже города Нью-Полса, в котором живет, и в «Манес-скул», одной из лучших школ Нью-Йорка, ему тоже мало. Несколько лет назад в Нью-Йорке по его идее была создана и существует музыкальная школа для одаренных детей (наподобие нашей ЦМШ), чего в Штатах никогда не было.

В общем, помимо того что Владимир Фельцман прекрасный музыкант, он еще и блестящий выдумщик. Идеи просто клубятся в его голове, на их реализацию он тратит по несколько лет, а потом загорается новыми. То придумывает ежегодный форум «Фортепианное лето в Нью-Полсе» – что-то вроде летнего университета, куда на концерты, лекции и мастер-классы съезжаются студенты-пианисты со всего мира. То организовывает фестиваль русской музыки и поэзии XX века, запрещавшейся во времена советской власти. А в Москве, например, еще ни разу не было большого – дней на пять – фестиваля Баха. Говорят, эта идея Владимира Фельцмана весьма занимает.