новости культуры
Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА
Великий учитель и его ученицы
«Пока я жива, я всегда буду благоговеть
перед Вами, как перед великим художником и
человеком, давшим мне возможность жить», –
писала Огюсту Родену Анна Голубкина, выдающийся
русский скульптор. Работа под руководством
Родена определила ее творческий путь: многие ее
скульптуры созвучны работам мэтра. Обучение в
мастерской Родена было своеобразным. Мастер лишь
направлял общий ход пластического решения,
недаром он говорил: «Я не беру учеников, но я могу
принять вас в качестве мастеров».
Роден почувствовал
незаурядное дарование Голубкиной и своими
оценками, советами, наставлениями помогал в ее
духовных и профессиональных поисках. Он
ориентировал ее на самостоятельность. И уже на
парижском Весеннем салоне 1899 г. работы
русского скульптора имели большой успех. Среди
них – прекрасный «Портрет профессора
Э.Ж. Бальбиани», поражающий богатством приемов
лепки, остротой и напряженностью внутреннего
облика модели. Для Голубкиной искусство было
единственной страстью, подвижничеством, она
возродила национальную скульптурную школу и
стала ярчайшим ее представителем.
Иначе сложилась судьба другой
талантливой ученицы Родена – Камиллы Клодель,
родившейся в том же 1864 г., что и Голубкина. В
девятнадцать лет она пришла в мастерскую к
Родену, и вскоре красивая, женственная,
чувственная Камилла стала не только ученицей,
моделью, помощницей мэтру в создании эскизов для
многофигурных композиций, но и его возлюбленной
(он был старше ее на двадцать четыре года). Их
отношения были бурными, страстными, трагическими
и художественно плодотворными. Всю силу своей
любви Камилла Клодель передала в портрете
Родена. Сама же позировала для многих его работ.
Мастер изобразил ее в «Авроре», «Мысли».
Некоторые шедевры: «Вечная весна», «Адам и Ева»,
«Поцелуй» – созданы тогда, когда Камилла была
его музой. Роден высоко ценил ее: «Она обладает
талантом размером с Марсово поле». Но Камилле
никогда не удавалось «вырваться из тени» своего
блистательного учителя. К тому же для нее в
соответствии с семейной традицией брак был очень
важен, но Роден не хотел разводиться с женой, к
которой был сильно привязан.
В 1897 г. между Камиллой и Роденом
произошел окончательный разрыв. Артистичная,
талантливая, преданная
искусству, ранимая и незащищенная, Клодель
отчаянно стремилась к независимости, хотела
сделать карьеру, отказывалась от помощи учителя.
Но ничего не получилось. У нее были постоянные
нервные срывы, ей мешала неуверенность, она часто
нарушала сроки заказчиков. Двадцать лет Камилла
прожила без Родена – в забвении, в болезни, в
приюте. Работ ее сохранилось немного. Но до сих
пор имя Клодель, талантливой ассистентки Родена,
стоит рядом с именем ее великого учителя.
Необычная выставка в ГТГ «Встреча
через столетие. Роден. Голубкина. Клодель»
соединяет в одном пространстве произведения
этих творцов из российских музеев, Музея Родена,
музея Орсэ (Франция), Фонда Пьера Джанадда
(Швейцария).
Скульптуры и рисунки Родена позволяют
познакомиться с этапами творческих поисков
мэтра. Работая над образом Бальзака, скульптор
сначала делал множество эскизов, скульптурных
набросков фигуры, стремясь найти
«олицетворенную стихию», пластический
эквивалент. Облаченный в монашескую рясу Бальзак
– символ глубокого творческого раздумья.
Безусловный
раритет выставки – скульптурная композиция
Клодель «Зрелый возраст»: эпическая аллегория
Смерти, уводящей душу человека, и обнаженная
женщина на коленях, словно на пороге
потустороннего мира. Эта великолепная сложная
скульптурная композиция – и надгробный
памятник, и своеобразный автопортрет, и
свидетельство глубокой привязанности художницы
к Родену, и размышления о разрыве с ним. А
маленькая изящная композиция «Грезы у камина»
свидетельствует об увлечении Клодель
скульптурой малых форм.
Из зыбкого, трепещущего марева
проступают человеческие лики – символическое
воплощение жизни с ее горестями. Это мраморная
скульптура Голубкиной «Туман», в декоративной
лепке которой прослеживается влияние Врубеля и
Борисова-Мусатова, угадывается связь с модерном.
Понимание роли светотени в ранних скульптурах
Голубкиной – от Родена, как и внимание к
психологической характеристике образа. Одна из
самых поразительных ее работ – портрет Андрея
Белого: странный, очень экспрессивный, полный
преувеличений поэтический символ. Деревянная
скульптура (с деревом не работали Роден и
Клодель) выделяет русского скульптора. Обращаясь
к дереву, она вырабатывает новый художественный
язык. Как духовное завещание, эпилог творческой
деятельности воспринимаются эскизы Голубкиной к
«Березке». Бронзовый этюд к неосуществленной
деревянной скульптуре – обаятельный
национальный образ, символ России.
|