новости культуры
Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА
Визуальные воспоминания
Пивоварова
«В некоторых своих работах я попытался сделать
живопись, открытую в обе стороны – туда и сюда, то
есть открытой к зрителю и открытой в глубину», –
пишет Виктор Пивоваров, известный нонконформист,
один из основоположников московского
концептуализма, с 1982 г. живущий в Праге. Это
програм-мное высказывание, конечно, применимо не
только к его картинам, но и к альбомам –
специфическому жанру, в котором он работает
много лет. В них смело сочетается обыденное,
общечеловеческое, абсурдное, алогичное и
наивное. И появляются тексты – остроумные,
ироничные, философские, а порой и ребусы. В
альбоме из двадцати шести листов «Заблудившийся
Данте» (2001) в крупных прозрачных песочных часах, в
сосудах появляются очертания домов, ландшафты с
явно дезориентирующими названиями: «Станция
Слышны», «Поселок Голоса». Или лист с таким
текстом:
Облако Только
Остров Останется
Море метафор
В капле воды.
Облако есть, остров есть, капля есть. А для
представления моря метафор (некая очень туманная
субстанция) зрителю надо напрячь свое
воображение. Все произведения Пивоварова
предназначены для зрителя, способного
«рисовать» собственные картинки.
После окончания Московского полиграфического
института в 1962 г. Пивоваров несколько лет
занимался иллюстрированием книг,
преимущественно детских. В дальнейшем этот опыт
ему очень пригодится. В 1970-е (как и Илья Кабаков, с
которым он сотрудничает) Пивоваров обращается к
жанру альбомов. В этом жанре сосуществуют
литературные, художественные, философские,
театрализованные элементы. В альбоме слова,
тексты органично интегрируются в визуальные
ряды, воспринимаются то как поэтические формулы,
то как элементы, вызывающие дополнительные
ассоциации, то как парадоксальная
сюрреалистическая игра в духе Магритта. Альбомы
стали для него способом ухода от враждебной
реальности, вместе с тем они представляли собой
визуальные размышления о прошлом и настоящем.
Вот характерный лист из альбома «Лицо» (1979): «Не
помнишь? У нас на Маросейке мы пили чай и
вспоминали уехавших напрасно». Альбом – это
такая форма, которая удобна для показа в
мастерской, в узком кругу единомышленников. На
выставке же воспринимать альбомы трудней.
Выставка в Третьяковской
галерее «Виктор Пивоваров: шаги механика» –
первая крупная ретроспектива художника в Москве.
Более ста экспонатов привезено из Праги.
«Тринадцать лет я живу в Праге, а до сих пор
сопротивляюсь слову «эмиграция», – писал
Пивоваров в 1995 г. – Вот и дом у меня тут свой, и
цветочки в садике, птички, свой вид из окна, лучи
вечернего солнца на веранде, а лучше всего мне
все равно в Москве». В созданных в Праге альбомах
Виктор Пивоваров, опираясь на эстетику детской
иллюстрации, детского рисунка, вдохновляясь
опытом и стилистикой сюрреалистов, создает
особый жанр – превращает листы в некие
специфические театрализованные представления с
участием друзей, близких. Причем главные
персонажи всегда узнаваемы – это И.Кабаков,
Г.Сапгир, Э.Булатов, О.Рабин, И.Холин. Есть у
Пивоварова и свой маргинальный, мифический герой
– «маленький человек», некий тайный поэт,
хранитель мудрости (картина-объект «Тетради
Григория Сергеевича Татузова», 1992–1995). Постоянно
обращаясь в разных циклах или к воспоминаниям,
или к ироничной интерпретации мира фантазий,
художник приходит к более сложному, более
глубокому постижению реальности («Разговор о
лимонной корочке»).
Выставка состоит из семи разделов,
обусловленных не хронологией, а тщательно
продуманной Пивоваровым экспозиционной,
драматургической интригой, выявляющей суть его
творческих устремлений. Здесь раскрывается
метафизическая модель жизни московского
концептуализма 70-х и дается визуальная
интерпретация существования людей в ту пору. И
сама красиво и умно смоделированная выставка
воспринимается как оригинальное произведение
искусства. Ненавязчиво, с мягким юмором в
картинах, объектах, альбомах художник
рассказывает об абсурдной реальности, о
постепенном погружении в свой мир, мистифицируя
зрителя игрой со сложными значениями, с новыми
парадигмами, намечая новые пути для
постконцептуализма.
|