Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

новости культуры

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

Визуальные воспоминания Пивоварова

Московская готика. 2000

«В некоторых своих работах я попытался сделать живопись, открытую в обе стороны – туда и сюда, то есть открытой к зрителю и открытой в глубину», – пишет Виктор Пивоваров, известный нонконформист, один из основоположников московского концептуализма, с 1982 г. живущий в Праге. Это програм-мное высказывание, конечно, применимо не только к его картинам, но и к альбомам – специфическому жанру, в котором он работает много лет. В них смело сочетается обыденное, общечеловеческое, абсурдное, алогичное и наивное. И появляются тексты – остроумные, ироничные, философские, а порой и ребусы. В альбоме из двадцати шести листов «Заблудившийся Данте» (2001) в крупных прозрачных песочных часах, в сосудах появляются очертания домов, ландшафты с явно дезориентирующими названиями: «Станция Слышны», «Поселок Голоса». Или лист с таким текстом:Два эйдоса. Беседа. 2003

Облако Только

Остров Останется

Море метафор

В капле воды.

Облако есть, остров есть, капля есть. А для представления моря метафор (некая очень туманная субстанция) зрителю надо напрячь свое воображение. Все произведения Пивоварова предназначены для зрителя, способного «рисовать» собственные картинки.

После окончания Московского полиграфического института в 1962 г. Пивоваров несколько лет занимался иллюстрированием книг, преимущественно детских. В дальнейшем этот опыт ему очень пригодится. В 1970-е (как и Илья Кабаков, с которым он сотрудничает) Пивоваров обращается к жанру альбомов. В этом жанре сосуществуют литературные, художественные, философские, театрализованные элементы. В альбоме слова, тексты органично интегрируются в визуальные ряды, воспринимаются то как поэтические формулы, то как элементы, вызывающие дополнительные ассоциации, то как парадоксальная сюрреалистическая игра в духе Магритта. Альбомы стали для него способом ухода от враждебной реальности, вместе с тем они представляли собой визуальные размышления о прошлом и настоящем. Вот характерный лист из альбома «Лицо» (1979): «Не помнишь? У нас на Маросейке мы пили чай и вспоминали уехавших напрасно». Альбом – это такая форма, которая удобна для показа в мастерской, в узком кругу единомышленников. На выставке же воспринимать альбомы трудней.

Овощи к супу. 2001Выставка в Третьяковской галерее «Виктор Пивоваров: шаги механика» – первая крупная ретроспектива художника в Москве. Более ста экспонатов привезено из Праги. «Тринадцать лет я живу в Праге, а до сих пор сопротивляюсь слову «эмиграция», – писал Пивоваров в 1995 г. – Вот и дом у меня тут свой, и цветочки в садике, птички, свой вид из окна, лучи вечернего солнца на веранде, а лучше всего мне все равно в Москве». В созданных в Праге альбомах Виктор Пивоваров, опираясь на эстетику детской иллюстрации, детского рисунка, вдохновляясь опытом и стилистикой сюрреалистов, создает особый жанр – превращает листы в некие специфические театрализованные представления с участием друзей, близких. Причем главные персонажи всегда узнаваемы – это И.Кабаков, Г.Сапгир, Э.Булатов, О.Рабин, И.Холин. Есть у Пивоварова и свой маргинальный, мифический герой – «маленький человек», некий тайный поэт, хранитель мудрости (картина-объект «Тетради Григория Сергеевича Татузова», 1992–1995). Постоянно обращаясь в разных циклах или к воспоминаниям, или к ироничной интерпретации мира фантазий, художник приходит к более сложному, более глубокому постижению реальности («Разговор о лимонной корочке»).

Выставка состоит из семи разделов, обусловленных не хронологией, а тщательно продуманной Пивоваровым экспозиционной, драматургической интригой, выявляющей суть его творческих устремлений. Здесь раскрывается метафизическая модель жизни московского концептуализма 70-х и дается визуальная интерпретация существования людей в ту пору. И сама красиво и умно смоделированная выставка воспринимается как оригинальное произведение искусства. Ненавязчиво, с мягким юмором в картинах, объектах, альбомах художник рассказывает об абсурдной реальности, о постепенном погружении в свой мир, мистифицируя зрителя игрой со сложными значениями, с новыми парадигмами, намечая новые пути для постконцептуализма.

Мастерская Кабакова. 1996