Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

новости культуры

Владимир Издебский. Без названия. 1950-е

 

Рубрику ведет Владимир НЕВЕЛЬСКИЙ

 

Хроники Русского музея

Орест Кипренский. Портрет Е. С. Авдулиной. 1822

Весна в Русском музее проходит под знаменем современного искусства:

  • в Мраморном дворце состоялся вернисаж петербуржца Николая Сажина, корпус Бенуа готовится принять в своих стенах десятки произведений крупного испанского художника Хуана Миро, а также работы русского скульптора, хозяина известных петербургских салонов Владимира Издебского.
  • По-прежнему популярны у горожан выставки произведений Бориса Кустодиева, Бориса Ермолаева, «Дикие и домашние» (анималистика в отечественном искусстве ХVIII–ХХ веков), «Пионеры русской фотографии» из собраний швейцарских музеев и частных коллекций.
  • В Саратовском художественном музее имени А.Н.Радищева второй месяц гостит выставка «Три века русского искусства», прибывшая с невских берегов, а в Саратовском социально-экономическом университете надолго обосновался «Виртуальный мир Русского музея». Следующий пункт назначения ста шедевров из Петербурга – Самара.

Евгения Николаевна ПЕТРОВА,
заместитель директора Русского музея по научной части:

– В Мраморном дворце сейчас можно увидеть выставку произведений Николая Сажина – одного из наиболее ярких представителей современного искусства северной столицы. Участник скандально-знаменитой выставки молодых художников во Дворце культуры имени И.И.Гааза в 1974 году, Сажин уже неоднократно выставлялся в Русском музее вместе с другими мастерами. В частности, его работы были в экспозиции «Абстракция в России, ХХ век». В собрании Русского музея есть как его ранние произведения, так и вещи последних лет. По ним хорошо заметно, как изменилась со временем творческая манера художника.

Сейчас Сажин работает в фигуративно-абстрактных формах. Но даже в абстракции он склонен к символике, выраженной цветом. На мой взгляд, это один из очень необычных творцов. Он мыслит ансамблево. Его диптихи и триптихи представляют интерес и для искусствоведов, и для любителей современного искусства.

У Николая Сажина до сих пор не было персональных выставок, и вот теперь мы решили сделать ее. Она символична еще и потому, что он принадлежит к поколению питерского анде-граунда, которому сегодня уже за пятьдесят.

Русский музей продолжает последовательно знакомить своих зрителей с искусством фотографии: подобные акции стали уже традицией в выставочных помещениях Строгановского дворца. Сейчас представлены «Пионеры русской фотографии» из различных швейцарских коллекций. Дело в том, что и в музеях, и в частных собраниях Швейцарии находится много работ русских фотографов конца ХIХ – начала ХХ века, чем мы сами, увы, похвастать не можем, поскольку наш музей какое-то время совершенно не занимался пополнением своих фондов фотографиями того периода отечественной истории. И вот теперь мы пытаемся в какой-то мере заполнить образовавшиеся лакуны систематическим показом зарубежных коллекций, в которых много произведений русского авангарда.

Главной весенней выставкой в Русском музее (хотя она откроется в мае, но уже сейчас музей начал активно готовиться к ее проведению), бесспорно, может быть названа экспозиция работ всемирно известного испанского художника, духовного отца современного авангарда Хуана Миро. Эта масштабная и чрезвычайно сложная экспозиция займет место нынешней выставки Бориса Кустодиева в корпусе Бенуа. На ней предполагается представить семьдесят – восемьдесят произведений, в числе которых живопись, графика и знаменитые скульптуры из крашеной бронзы, алебастра и пластических материалов. Среди будущих экспонатов есть вещи очень большие по размеру и необычайно замысловатые по технике исполнения.

Эту выставку нам любезно предоставил фонд Maedht, который базируется недалеко от Ниццы, в небольшом местечке Сан-Поль де Ванс, известном тем, что в нем жили многие знаменитости, в том числе Пикассо, Миро, Леже. Там жил и похоронен Марк Шагал. Фонд обладает огромной художественной коллекцией. Она включает в себя произведения тех мастеров, чья жизнь и чье творчество были связаны с Ниццей.

Множество людей из разных стран приезжает, чтобы познакомиться с уникальным собранием фонда Maedht. У нас там состоялись две собственные выставки. И когда мы сказали директору фонда господину Жану-Луи Прату, что было бы неплохо показать в Петербурге произведения художников, которых хорошо знают во всем мире, но которые практически неизвестны российской публике, он сразу же одобрительно отнесся к нашей идее. И вот сейчас мы уже готовимся принять в Русском музее выставку Хуана Миро, а на следующий год, если нам ничто не помешает, обязательно привезем из коллекции фонда и покажем нашим зрителям произведения Джакометти.

К сказанному остается добавить, что после Русского музея выставка Миро поедет в итальянский город Ровверетто, где совсем недавно появился новый музей современного искусства...

Сейчас мы начали подготовку к открытию еще одной очень интересной выставки, вернисаж которой состоится в начале лета. Она посвящена творчеству Владимира Издебского, о котором ныне знают только лишь специалисты. Меж тем он заслуживает гораздо большего. Талантливый импресарио, оригинальный художник и скульптор, он когда-то проложил путь к славе Василию Кандинскому, Давиду Бурлюку, Наталье Гончаровой и многим другим пионерам русского авангарда.

Дочь Издебского подарила Русскому музею коллажи дадаистского толка, черно-белые абстракции и полуфигуративные скульптуры. Все эти вещи представляют собой основные направления творчества ее отца. Поскольку многие скульптуры отливались в Италии, не так-то просто сейчас в целости и сохранности доставить их гипсовые оригиналы в Россию. А затем, после их доставки, нас ожидает большая и сложная работа, связанная с их датированием, так как сам автор не уделил в свое время этому внимания.

За пределами Петербурга Русский музей показывает в основном произведения отечественных классиков. В частности, пятьдесят три картины из нашего собрания экспонируются в испанском городе Саламанка. Для этой выставки мы вместе с нашими испанскими коллегами отобрали работы двадцати восьми художников-реалистов, среди которых – Репин, Крамской, Суриков, Поленов, Маковский, Левитан, Ге, Перов, Саврасов, Ярошенко и другие.

Русский реализм и Илья Репин пользуются большим вниманием у любителей живописи Испании. Насколько мне известно, только за первые дни выставку посетило около десяти тысяч человек. А ведь население Саламанки насчитывает всего-навсего 180 тыс. жителей. И снова я с удовлетворением отмечаю, как постепенно у зарубежных зрителей расширяется представление о русском искусстве, в котором до недавнего времени они в лучшем случае знали только некоторых мастеров авангарда минувшего века.

Продолжает свое триумфальное турне по российским городам замечательная выставка «Три века русского искусства». Составленная из ста произведений богатейшей коллекции Русского музея, она наглядно демонстрирует основные процессы, протекавшие в изобразительном искусстве страны в течение трех столетий. Как уже говорилось ранее, первым городом Поволжья, принявшим наши шедевры, был Нижний Новгород. Сейчас экспозиция развернута в залах Саратовского художественного музея имени Радищева, а в конце мая она переедет в Самарский музей.

В заключение скажу, что у нас прошли встречи и переговоры с директорами крупнейших художественных хранилищ Соединенных Штатов, Австралии, Италии, во время которых обсуждались выставочные планы Русского музея (разумеется, еще весьма предварительные) на 2005 год…