Владимир Невельский
Музей-квартира
Исаака Бродского
В самом центре Петербурга, на площади Искусств,
по соседству с Государственным Русским музеем
находится мемориальный музей-квартира Исаака
Бродского (филиал научно-исследовательского
музея Академии художеств), открывшийся для
посетителей в ноябре 1949 года. В нем тщательно
воссоздана обстановка нескольких жилых комнат и
просторной студии, где художник трудился
последние пятнадцать лет жизни. В экспозиции и
музейных фондах около двухсот живописных работ и
рисунков бывшего хозяина квартиры, о котором его
любимый учитель Илья Ефимович Репин в одном из
своих писем отозвался так: «И его характер, и
произведения, в которые он вкладывает столько
любви и красоты, всегда журчат чистым источником
ключевой воды; этот родник чистого искусства
всегда зеркально отражает в себе все, на чем душа
симпатичного художника оставила свой глубокий
взор. Особенность его творчества – тонкость и
изящество линий. Это свойство редкое и
драгоценное, оно говорит о глубокой любви к
искусству и о той скрытой красоте, которую не
всякий художник постигает в натуре».
Разумеется, Репин имел в виду
дореволюционный период творчества своего
ученика, в ту пору уже признанного мастера
пейзажа и портрета, а вовсе не советскую эпоху,
когда Бродский писал портреты большевистских
вождей. Но я не намерен касаться этой темы. Речь
пойдет совсем о другом: особая притягательность
и неповторимая атмосфера мемориальной квартиры
– в превосходном собрании произведений русских
мастеров ХVIII–ХХ веков, которое стоит того, чтобы
познакомиться с ним поближе.
«Я считаю, что и по количеству, и по качеству моя
коллекция может смело конкурировать с любым
крупным музеем, за исключением, конечно,
Третьяковской галереи и Русского музея», – не
без основания с гордостью заявлял ее владелец.
Он истово увлекся собирательством благодаря
Репину, к которому относился с благоговением и в
чью мастерскую после настойчивых просьб был
принят к концу первого года учебы в Академии
художеств. «Помню, – пишет он в своих
воспоминаниях, – у нас в мастерской позировал
украинский бандурист; пришел Репин и попросил
дать ему альбом порисовать. Я подсунул свой,
надеясь, что рисунок Репина останется у меня на
память. Но когда я попросил подарить мне рисунок,
Репин сказал, что он ему нужен для какой-то работы
и что взамен этого рисунка подарит другой. И
действительно он подарил мне целых три рисунка.
Это и было толчком к созданию моей будущей
коллекции: именно после этих трех рисунков мною
овладела страсть коллекционировать».
В студенческие годы Бродский восхищался
работами Николая Рериха, в своих графических
листах на первых порах стремился подражать
Михаилу Врубелю. С особенной любовью относился к
Исааку Левитану, Валентину Серову, Михаилу
Нестерову, Константину Сомову. Ему очень
нравились рисунки Леонида Пастернака и Федора
Малявина. Он обожал Константина Коровина,
восторгаясь смелостью его живописи.
Произведения всех этих и многих других
художников постепенно заполонили его квартиру.
С особым азартом начинающий коллекционер
охотился за работами своего учителя, количество
которых в его собрании со временем достигло
пятидесяти. После очередного приобретения
непременно созывал друзей и выставлял новую вещь
на мольберт. Ее обсуждение обычно перерастало в
жаркие дискуссии о современном искусстве.
Бродский настолько изучил манеру письма
Репина, настолько проникся им, что как-то,
поспорив с друзьями, предложил положить на стол
несколько картин одинакового формата,
исполненных разными живописцами, и с завязанными
глазами, наощупь безошибочно определил
репинскую – по технике мазка, фактуре живописи.
Портреты, этюды, рисунки и иллюстрации Репина
ныне занимают почетное место в экспозиции. Среди
них нельзя не отметить великолепные портреты
жены В.А.Шевцовой-Репиной и дочери Веры («Девочка
с букетом»), княгини М.К.Тенишевой, пианистки
М.К.Бенуа и профессора Петербург-ской
консерватории Ковалевской. А этюд «Бурлаки у
костра» художник писал с натуры на Волге, когда
собирал материал к своей знаменитой картине.
Сегодня музейное собрание насчитывает свыше 400
работ русских художников. Самая ранняя из них –
портрет молодого М.И.Кутузова, изображенного в
чине штаб-офицера Луганского полка, – написана
неизвестным мастером в последней четверти
ХVIII века. Прелестна поэтичная «Украинка со
сливами» В.А.Тропинина – одно из его поздних
произведений. Молодая женщина в праздничном
украинском наряде смотрит на нас с мягкой,
мечтательной улыбкой. Коралловые бусы оттеняют
цвет карих глаз и смуглой кожи. В колористической
гамме картины гармонично сочетаются
золотисто-оливковые, красноватые и жемчужные
тона.
Интересны пенсионерские работы П.П.Чистякова,
выполненные в Риме. К ним прежде всего относятся
портрет М.А.Григорьевой и две акварели –
«Итальянка с бубном» и «Натурщик в средневековом
костюме». Известный мастер бытового жанра
Г.Г.Мясоедов представлен в собрании прекрасным
этюдом «Старик-крестьянин с косой».
Наиболее впечатляющая часть коллекции
включает в себя работы крупнейших мастеров
отечественного искусства, относящиеся к
последним десятилетиям ХIХ и началу ХХ века.
Среди них – этюды В.И.Сурикова, пейзажи
В.Д.Поленова, эскиз А.И.Куинджи к его известной
картине «Север», находящейся в Третьяковской
галерее, а также многочисленные иллюстрации к
собранию сочинений Пушкина, выполненные
В.Е.Маковским. Из находящихся в музее
произведений И.Н.Крамского хочется особо
выделить «Портрет неизвестной в платье с белым
воротником» и «Портрет В.Н. фон Дервиз».
Значительный интерес представляют также пейзажи
И.И.Левитана и одна из редких работ в необычном
для него жанре – «Портрет С.П.Кувшинниковой».
Небольшая жанровая композиция А.Е.Архипова
«Женщины и дети» создана в начальный период
творчества, а пейзаж «Северная деревня. Мостки»
был исполнен мастером в расцвете творческих сил,
когда он увлекался поездками на Северную Двину и
к Белому морю, каждый раз как бы заново открывая
для себя красоту сурового и величественного
края.
К числу маленьких шедевров можно отнести
превосходную акварель М.А. Врубеля «Натурщица в
восточном костюме». Привлекают к себе внимание
пейзажи В.А.Серова и А.Н.Бенуа, изумительно
изящные небольшие картины К.А.Сомова «Фейерверк»
и «Первая любовь», импрессионистские полотна
К.А.Коровина «После дождя. Париж» и «Женщина с
гитарой», изысканнейший натюрморт А.Я.Головина
«Цветы и фарфор». Сильное впечатление оставляет
колоссальный по размеру портрет Шаляпина в роли
Мефистофеля (опера Ш.Гуно «Фауст»), выполненный
Головиным цветными мелками и пастелью. Великий
певец позировал художнику, мастерская которого
находилась над зрительным залом Мариинского
театра, сразу же после окончания оперного
спектакля.
Бродский был большим поклонником творчества
Ф.А.Малявина, особенно его графики, и собрал
немало рисунков
своего старшего товарища по Академии художеств.
Вот какой забавный эпизод он вспоминает в связи с
первым таким приобретением: «В моей коллекции не
было ни одной малявинской вещи. Купить его
рисунки я не мог, они оценивались очень дорого –
две-три тысячи рублей за один рисунок. Но
наконец-то мне повезло. Однажды на выставке Союза
русских художников в Москве распаковывали ящики,
доставленные из мастерской Малявина. По выставке
ходили московские богачи, именитые купцы,
увлекающиеся собиранием произведений искусства.
Несколько миллионеров выстроились в очередь у
открытого ящика с малявинскими рисунками. Я тоже
занял место в очереди. Рисунки буквально
расхватывались. У одного миллионера я увидел в
руках замечательный рисунок «Три бабы» и стал
уверять его, что можно выбрать получше, а сам,
схватив рисунок, быстро отошел в сторонку.
Малявин обошел всех покупателей, посмотрел, у
кого какие рисунки, и расценил их от одной до двух
тысяч за штуку. Дошел черед до меня. Малявин знал,
что я не смогу заплатить таких денег, и
по-приятельски уступил мне свою работу за триста
рублей».
Солидный раздел коллекции связан с творчеством
Бориса Михайловича Кустодиева. В музее находится
свыше шестидесяти его работ, в том числе три
живописных полотна, среди которых одна из лучших
вариаций на излюбленную тему – восхитительная,
красочная «Масленица». В начале двадцатых годов
художнику, прикованному болезнью к инвалидному
креслу, жилось очень трудно. Чтобы хоть как-то
помочь Кустодиеву, Бродский, часто навещавший
его, заказал ему серию акварелей «Русь», которые
затем издательство «Аквилон» объединило в одну
книгу и выпустило ее под названием «Русские
типы». Семнадцать из двадцати пяти авторских
графических листов «Руси» – ныне жемчужина
музейной экспозиции.
Гордостью музея являются поистине уникальные
работы Бориса Григорьева – его большие картины
«Улица блондинок» и «Портрет Шаляпина». В
советские времена они никогда не выставлялись и,
на десятилетия спрятанные от глаз, хранились на
валу в запасниках Академии художеств. Лишь три
года назад, когда музей-квартира вновь
гостеприимно распахнул свои двери после
многолетнего перерыва, вызванного капитальным
ремонтом здания, эти великолепные полотна
вернулись в родные стены и впервые предстали
перед зрителями…
Невозможно перечислить все, чем богато
музейное собрание в доме на площади Искусств. Но,
думается, и сказанного достаточно, чтобы
представить художественную значимость
коллекции и ее место в истории отечественного
изобразительного искусства.
|