Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2004

ТЕТ-А-ТЕТ
wpe64.jpg (3216 bytes)

Владимир Невельский

Музей-квартира
Исаака Бродского

Исаак Бродский. Автопортрет. 1914

В самом центре Петербурга, на площади Искусств, по соседству с Государственным Русским музеем находится мемориальный музей-квартира Исаака Бродского (филиал научно-исследовательского музея Академии художеств), открывшийся для посетителей в ноябре 1949 года. В нем тщательно воссоздана обстановка нескольких жилых комнат и просторной студии, где художник трудился последние пятнадцать лет жизни. В экспозиции и музейных фондах около двухсот живописных работ и рисунков бывшего хозяина квартиры, о котором его любимый учитель Илья Ефимович Репин в одном из своих писем отозвался так: «И его характер, и произведения, в которые он вкладывает столько любви и красоты, всегда журчат чистым источником ключевой воды; этот родник чистого искусства всегда зеркально отражает в себе все, на чем душа симпатичного художника оставила свой глубокий взор. Особенность его творчества – тонкость и изящество линий. Это свойство редкое и драгоценное, оно говорит о глубокой любви к искусству и о той скрытой красоте, которую не всякий художник постигает в натуре».

Аллея Летнего сада осенью. 1928Разумеется, Репин имел в виду дореволюционный период творчества своего ученика, в ту пору уже признанного мастера пейзажа и портрета, а вовсе не советскую эпоху, когда Бродский писал портреты большевистских вождей. Но я не намерен касаться этой темы. Речь пойдет совсем о другом: особая притягательность и неповторимая атмосфера мемориальной квартиры – в превосходном собрании произведений русских мастеров ХVIII–ХХ веков, которое стоит того, чтобы познакомиться с ним поближе.

«Я считаю, что и по количеству, и по качеству моя коллекция может смело конкурировать с любым крупным музеем, за исключением, конечно, Третьяковской галереи и Русского музея», – не без основания с гордостью заявлял ее владелец.

Он истово увлекся собирательством благодаря Репину, к которому относился с благоговением и в чью мастерскую после настойчивых просьб был принят к концу первого года учебы в Академии художеств. «Помню, – пишет он в своих воспоминаниях, – у нас в мастерской позировал украинский бандурист; пришел Репин и попросил дать ему альбом порисовать. Я подсунул свой, надеясь, что рисунок Репина останется у меня на память. Но когда я попросил подарить мне рисунок, Репин сказал, что он ему нужен для какой-то работы и что взамен этого рисунка подарит другой. И действительно он подарил мне целых три рисунка. Это и было толчком к созданию моей будущей коллекции: именно после этих трех рисунков мною овладела страсть коллекционировать».

В студенческие годы Бродский восхищался работами Николая Рериха, в своих графических листах на первых порах стремился подражать Михаилу Врубелю. С особенной любовью относился к Исааку Левитану, Валентину Серову, Михаилу Нестерову, Константину Сомову. Ему очень нравились рисунки Леонида Пастернака и Федора Малявина. Он обожал Константина Коровина, восторгаясь смелостью его живописи.

Произведения всех этих и многих других художников постепенно заполонили его квартиру. В.И. Ленин на фоне Смольного 1924

С особым азартом начинающий коллекционер охотился за работами своего учителя, количество которых в его собрании со временем достигло пятидесяти. После очередного приобретения непременно созывал друзей и выставлял новую вещь на мольберт. Ее обсуждение обычно перерастало в жаркие дискуссии о современном искусстве.

Бродский настолько изучил манеру письма Репина, настолько проникся им, что как-то, поспорив с друзьями, предложил положить на стол несколько картин одинакового формата, исполненных разными живописцами, и с завязанными глазами, наощупь безошибочно определил репинскую – по технике мазка, фактуре живописи.

Портреты, этюды, рисунки и иллюстрации Репина ныне занимают почетное место в экспозиции. Среди них нельзя не отметить великолепные портреты жены В.А.Шевцовой-Репиной и дочери Веры («Девочка с букетом»), княгини М.К.Тенишевой, пианистки М.К.Бенуа и профессора Петербург-ской консерватории Ковалевской. А этюд «Бурлаки у костра» художник писал с натуры на Волге, когда собирал материал к своей знаменитой картине.

Сегодня музейное собрание насчитывает свыше 400 работ русских художников. Самая ранняя из них – портрет молодого М.И.Кутузова, изображенного в чине штаб-офицера Луганского полка, – написана неизвестным мастером в последней четверти ХVIII века. Прелестна поэтичная «Украинка со сливами» В.А.Тропинина – одно из его поздних произведений. Молодая женщина в праздничном украинском наряде смотрит на нас с мягкой, мечтательной улыбкой. Коралловые бусы оттеняют цвет карих глаз и смуглой кожи. В колористической гамме картины гармонично сочетаются золотисто-оливковые, красноватые и жемчужные тона.

Интересны пенсионерские работы П.П.Чистякова, выполненные в Риме. К ним прежде всего относятся портрет М.А.Григорьевой и две акварели – «Итальянка с бубном» и «Натурщик в средневековом костюме». Известный мастер бытового жанра Г.Г.Мясоедов представлен в собрании прекрасным этюдом «Старик-крестьянин с косой».

Наиболее впечатляющая часть коллекции включает в себя работы крупнейших мастеров отечественного искусства, относящиеся к последним десятилетиям ХIХ и началу ХХ века. Среди них – этюды В.И.Сурикова, пейзажи В.Д.Поленова, эскиз А.И.Куинджи к его известной картине «Север», находящейся в Третьяковской галерее, а также многочисленные иллюстрации к собранию сочинений Пушкина, выполненные В.Е.Маковским. Из находящихся в музее произведений И.Н.Крамского хочется особо выделить «Портрет неизвестной в платье с белым воротником» и «Портрет В.Н. фон Дервиз». Значительный интерес представляют также пейзажи И.И.Левитана и одна из редких работ в необычном для него жанре – «Портрет С.П.Кувшинниковой». Небольшая жанровая композиция А.Е.Архипова «Женщины и дети» создана в начальный период творчества, а пейзаж «Северная деревня. Мостки» был исполнен мастером в расцвете творческих сил, когда он увлекался поездками на Северную Двину и к Белому морю, каждый раз как бы заново открывая для себя красоту сурового и величественного края.

К числу маленьких шедевров можно отнести превосходную акварель М.А. Врубеля «Натурщица в восточном костюме». Привлекают к себе внимание пейзажи В.А.Серова и А.Н.Бенуа, изумительно изящные небольшие картины К.А.Сомова «Фейерверк» и «Первая любовь», импрессионистские полотна К.А.Коровина «После дождя. Париж» и «Женщина с гитарой», изысканнейший натюрморт А.Я.Головина «Цветы и фарфор». Сильное впечатление оставляет колоссальный по размеру портрет Шаляпина в роли Мефистофеля (опера Ш.Гуно «Фауст»), выполненный Головиным цветными мелками и пастелью. Великий певец позировал художнику, мастерская которого находилась над зрительным залом Мариинского театра, сразу же после окончания оперного спектакля.

Бродский был большим поклонником творчества Ф.А.Малявина, особенно его графики, и собрал немало рисунковПортрет И. Е. Репина 1912 своего старшего товарища по Академии художеств. Вот какой забавный эпизод он вспоминает в связи с первым таким приобретением: «В моей коллекции не было ни одной малявинской вещи. Купить его рисунки я не мог, они оценивались очень дорого – две-три тысячи рублей за один рисунок. Но наконец-то мне повезло. Однажды на выставке Союза русских художников в Москве распаковывали ящики, доставленные из мастерской Малявина. По выставке ходили московские богачи, именитые купцы, увлекающиеся собиранием произведений искусства. Несколько миллионеров выстроились в очередь у открытого ящика с малявинскими рисунками. Я тоже занял место в очереди. Рисунки буквально расхватывались. У одного миллионера я увидел в руках замечательный рисунок «Три бабы» и стал уверять его, что можно выбрать получше, а сам, схватив рисунок, быстро отошел в сторонку. Малявин обошел всех покупателей, посмотрел, у кого какие рисунки, и расценил их от одной до двух тысяч за штуку. Дошел черед до меня. Малявин знал, что я не смогу заплатить таких денег, и по-приятельски уступил мне свою работу за триста рублей».

Солидный раздел коллекции связан с творчеством Бориса Михайловича Кустодиева. В музее находится свыше шестидесяти его работ, в том числе три живописных полотна, среди которых одна из лучших вариаций на излюбленную тему – восхитительная, красочная «Масленица». В начале двадцатых годов художнику, прикованному болезнью к инвалидному креслу, жилось очень трудно. Чтобы хоть как-то помочь Кустодиеву, Бродский, часто навещавший его, заказал ему серию акварелей «Русь», которые затем издательство «Аквилон» объединило в одну книгу и выпустило ее под названием «Русские типы». Семнадцать из двадцати пяти авторских графических листов «Руси» – ныне жемчужина музейной экспозиции.

Гордостью музея являются поистине уникальные работы Бориса Григорьева – его большие картины «Улица блондинок» и «Портрет Шаляпина». В советские времена они никогда не выставлялись и, на десятилетия спрятанные от глаз, хранились на валу в запасниках Академии художеств. Лишь три года назад, когда музей-квартира вновь гостеприимно распахнул свои двери после многолетнего перерыва, вызванного капитальным ремонтом здания, эти великолепные полотна вернулись в родные стены и впервые предстали перед зрителями…

Невозможно перечислить все, чем богато музейное собрание в доме на площади Искусств. Но, думается, и сказанного достаточно, чтобы представить художественную значимость коллекции и ее место в истории отечественного изобразительного искусства.