новости культуры
Виктория Хан-Магомедова
Сквозь призму фотографии
Фотоавангард родился именно в
Берлине в то время, когда художников и фотографов
увлекало не точное отображение реальности, а
визуальная трансформация на основе смелых
экспериментов. Тогда появилось новое
определение телесной идентичности (блестящие
фотоконструкции Ласло Мохой-Надя, мастерские
дадаистские фотомонтажи Ральфа Хаусманна).
Как никакое другое искусство, фотография
является ярким, бескомпромиссным свидетельством
исторических событий. Об этом говорит масштабная
выставка в рамках программы
«Российско-германских культурных встреч 2003–2004»
под названием «О телах и других вещах. Немецкая
фотография в ХХ веке». Она проходит в Московском
доме фотографии и представляет триста работ
пятидесяти шести фотографов. Взгляд фотографов на события и немецкую историю проходит
сквозь призму различных прочтений темы
телесности, что придает работам зрелищность и
дает зрителям возможность проследить развитие
этой темы от «машинной эстетики» до
«субъективной фотографии, причем в контексте
различных архитектурных течений. Современные
здания на одних снимках словно бы превращаются в
защитный покров человеческого тела, на других –
вступают в конфликт с ним.
Экспозиция хорошо показывает
развитие немецкой фотографии от «новой
вещественности» до «постановочной фотографии» с
акцентом на эстетическую сторону как мощное
художественное средство воздействия. В 1930-е гг.
апофеозом нового течения стало фиксирование
массовых социал-националистических праздников
– «классические», совершенные тела в
фотографиях Лени Рифеншталь и Макса Элерта. В 50-е
гг. в соответствии с новыми веяниями на
фотографиях доминировали спрятанные,
«укрощенные» тела. В 70-е гг. художники и
фотографы, используя опыт перформансов и
хэппенингов, открыли новые способы
интерпретации телесного опыта. Авторы
современных немецких фотографий взяли на
вооружение изображения в кино, на телевидении,
новые технологии.
Неповторимы эстетские снимки Эдмунда Кестинга,
смело манипулирующего ракурсами, умножающего
главный образ, тем самым придавая ему
загадочность. Откровенно-беспощадны ню Хельмута
Ньютона. Идеально продуманы с точки зрения света,
цвета и композиции работы Арно Янсена. Полны
иронии и юмора фотографии Олафа Мартенса. Тонко
сочетают в себе эмоциональность и иронию снимки
Даниэля Иозефсона. Все работы на выставке
показывают высокий творческий потенциал
немецкой фотографии, ее исключительную роль как
в истории фотоискусства, так и сегодня, ее особую
миссию – быть свидетельством времени.
|