Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №8/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

новости культуры

 

Виктория Хан-Магомедова

 

Сквозь призму фотографии

Хайнц Хайек-Хальке Эротика – крупным планом! 1928–1932Фотоавангард родился именно в Берлине в то время, когда художников и фотографов увлекало не точное отображение реальности, а визуальная трансформация на основе смелых экспериментов. Тогда появилось новое определение телесной идентичности (блестящие фотоконструкции Ласло Мохой-Надя, мастерские дадаистские фотомонтажи Ральфа Хаусманна).

Как никакое другое искусство, фотография является ярким, бескомпромиссным свидетельством исторических событий. Об этом говорит масштабная выставка в рамках программы «Российско-германских культурных встреч 2003–2004» под названием «О телах и других вещах. Немецкая фотография в ХХ веке». Она проходит в Московском доме фотографии и представляет триста работ пятидесяти шести фотографов. Взгляд фотографов Анке Штальперс. Сон, № 73. 2002на события и немецкую историю проходит сквозь призму различных прочтений темы телесности, что придает работам зрелищность и дает зрителям возможность проследить развитие этой темы от «машинной эстетики» до «субъективной фотографии, причем в контексте различных архитектурных течений. Современные здания на одних снимках словно бы превращаются в защитный покров человеческого тела, на других – вступают в конфликт с ним.

Хайнц Хайек-Хальке Натура в черно-белом исполнении 1930-1936Экспозиция хорошо показывает развитие немецкой фотографии от «новой вещественности» до «постановочной фотографии» с акцентом на эстетическую сторону как мощное художественное средство воздействия. В 1930-е гг. апофеозом нового течения стало фиксирование массовых социал-националистических праздников – «классические», совершенные тела в фотографиях Лени Рифеншталь и Макса Элерта. В 50-е гг. в соответствии с новыми веяниями на фотографиях доминировали спрятанные, «укрощенные» тела. В 70-е гг. художники и фотографы, используя опыт перформансов и хэппенингов, открыли новые способы интерпретации телесного опыта. Авторы современных немецких фотографий взяли на вооружение изображения в кино, на телевидении, новые технологии.

Неповторимы эстетские снимки Эдмунда Кестинга, смело манипулирующего ракурсами, умножающего главный образ, тем самым придавая ему загадочность. Откровенно-беспощадны ню Хельмута Ньютона. Идеально продуманы с точки зрения света, цвета и композиции работы Арно Янсена. Полны иронии и юмора фотографии Олафа Мартенса. Тонко сочетают в себе эмоциональность и иронию снимки Даниэля Иозефсона. Все работы на выставке показывают высокий творческий потенциал немецкой фотографии, ее исключительную роль как в истории фотоискусства, так и сегодня, ее особую миссию – быть свидетельством времени.

Михаэль Рютц. Timescape 313. О. Пятница, 2 февраля 1990, 13:30