Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

новости культуры

Виктория Хан-Магомедова

Трансъевропейский мост

wpe71.jpg (49329 bytes)

Какие географические техники предпочитают современные европейские художники? Как они относятся к традиции? Продолжают ли работать с традиционными техниками гравюры или заворожены невиданными возможностями новых технологий? Существуют ли еще в Европе национальные школы графики? Или в нашем глобализованном мире и творчество графиков из различных европейских стран обретает все более универсальный характер, когда все трудней выявить национальные особенности той или иной школы? Неоднозначные ответы на эти вопросы дает масштабная, яркая и разнообразная выставка «Еврографика. Москва. 2004. Мост интеграции европейской культуры» в Московском музее современного искусства.

Ирена Дауксайте-Губене Сшитое серебряной ниткой   Борго. Королева каникул Олена Прыдувалова. После дождя.

Главная идея увлекательной передвижной выставки (представлено около 360 работ из Восточной, Западной, Центральной Европы) – интеграция художников, расширение и углубление контактов, стремление выйти за рамки существующего художественного процесса, трансформировать практику, навыки, традиции. Это действенный, перспективный способ интеграции, преодоления барьеров между странами, создания виртуального моста с Востока на Запад. Выставка задумана генеральным куратором, президентом общества Международное Триеннале графики Витольдом Скуричем именно как встреча разных индивидуальностей с различным менталитетом, как конфронтация представлений разных направлений, взаимообогащение участников художественными идеями. Правильная стратегия отбора – акцент на индивидуальность авторов; преимущества у тех, кто стремится к свободе и автономности. Показанные рядом работы художников из разных стран позволяют выявить общую направленность их поисков, обнаружить сходство и различие подходов к традиции.

В быстро меняющемся мире велика роль графики, мгновенно приспосабливающейся к трансформациям. Художники находят новые средства и способы, экспериментируют, успешно применяют новые технологии, работают в смешанных техниках, придумывают авторские техники. Выставка не только доставляет визуальное удовольствие, но и заставляет зрителей думать. Здесь много работ знаковых, с подтекстами, со сложными, ускользающими смыслами. Одни авторы привлекают изощренной фантазией, другие – новым языком графики говорят о наболевших современных проблемах, о войне и насилии, одиночестве и отчаянии, о любви и надежде. Число участников выставки из разных стран неравномерно, больше всего работ из Польши, Украины, России. Состав передвижной выставки будет меняться, обогащаясь произведениями художников, в чьей стране проводится выставка. В российском разделе – работы Виталия Комара и Александра Меламида, Дмитрия Плавинского, Игоря Макаревича, Владимира Наседкина и других. Зашифрованные символические, загадочные, ирреальные, жутковатые и остроумные работы (Великобритания). А зверюга на офорте «Бестия» Ади Хольцера (Австрия), напоминающем детский рисунок, вовсе не кажется страшной, выглядит незащищенной, испуганной, очень симпатичной. Запоминается и веселая, в народном духе шелкография «Королева каникул» Борго (Венгрия), и сложная, многозначная, броская шелкография «Кто мы?» группы «АЕС» (Россия). Прогуливаясь по европейскому саду расходящихся тропок, ощущаешь, что художники-графики разных стран имеют много общего, иногда удивительно совпадают в технических экспериментах и вместе с тем сохраняют национальные черты.

Предраг Микалачки. Марионетка V.