новости культуры
Виктория Хан-Магомедова
Трансъевропейский мост
Какие географические техники предпочитают
современные европейские художники? Как они
относятся к традиции? Продолжают ли работать с
традиционными техниками гравюры или заворожены
невиданными возможностями новых технологий?
Существуют ли еще в Европе национальные школы
графики? Или в нашем глобализованном мире и
творчество графиков из различных европейских
стран обретает все более универсальный характер,
когда все трудней выявить национальные
особенности той или иной школы? Неоднозначные
ответы на эти вопросы дает масштабная, яркая и
разнообразная выставка «Еврографика. Москва. 2004.
Мост интеграции европейской культуры» в
Московском музее современного искусства.
Главная идея увлекательной передвижной
выставки (представлено около 360 работ из
Восточной, Западной, Центральной Европы) –
интеграция художников, расширение и углубление
контактов, стремление выйти за рамки
существующего художественного процесса,
трансформировать практику, навыки, традиции. Это
действенный, перспективный способ интеграции,
преодоления барьеров между странами, создания
виртуального моста с Востока на Запад. Выставка
задумана генеральным куратором, президентом
общества Международное Триеннале графики
Витольдом Скуричем именно как встреча разных
индивидуальностей с различным менталитетом, как
конфронтация представлений разных направлений,
взаимообогащение участников художественными
идеями. Правильная стратегия отбора – акцент на
индивидуальность авторов; преимущества у тех,
кто стремится к свободе и автономности.
Показанные рядом работы художников из разных
стран позволяют выявить общую направленность их
поисков, обнаружить сходство и различие подходов
к традиции.
В быстро меняющемся мире велика роль графики,
мгновенно приспосабливающейся к трансформациям.
Художники находят новые средства и способы,
экспериментируют, успешно применяют новые
технологии, работают в смешанных техниках,
придумывают авторские техники. Выставка не
только доставляет визуальное удовольствие, но и
заставляет зрителей думать. Здесь много работ
знаковых, с подтекстами, со сложными,
ускользающими смыслами. Одни авторы привлекают
изощренной фантазией, другие – новым языком
графики говорят о наболевших современных
проблемах, о войне и насилии, одиночестве и
отчаянии, о любви и надежде. Число участников
выставки из разных стран неравномерно, больше
всего работ из Польши, Украины, России. Состав
передвижной выставки будет меняться, обогащаясь
произведениями художников, в чьей стране
проводится выставка. В российском разделе –
работы Виталия Комара и Александра Меламида,
Дмитрия Плавинского, Игоря Макаревича, Владимира
Наседкина и других. Зашифрованные символические,
загадочные, ирреальные, жутковатые и остроумные
работы (Великобритания). А зверюга на офорте
«Бестия» Ади Хольцера (Австрия), напоминающем
детский рисунок, вовсе не кажется страшной,
выглядит незащищенной, испуганной, очень
симпатичной. Запоминается и веселая, в народном
духе шелкография «Королева каникул» Борго
(Венгрия), и сложная, многозначная, броская
шелкография «Кто мы?» группы «АЕС» (Россия).
Прогуливаясь по европейскому саду расходящихся
тропок, ощущаешь, что художники-графики разных
стран имеют много общего, иногда удивительно
совпадают в технических экспериментах и вместе с
тем сохраняют национальные черты.
|