Надежда Виноградова
Музеи Китая
Древняя земля Китая настолько изобилует
памятниками старины, что сама напоминает музей
под открытым небом. Несмотря на терзавшие страну
войны и бесчисленные пожары, уничтожавшие целые
города, в разных концах Китая сохранились
крепостные сооружения, усыпальницы знати,
старинные дворцы, храмы и пагоды, огромные
вырубленные в скалах монастыри.
Одной из важнейших черт китайской культуры
является любовь к историческому прошлому, своему
наследию. Тяга к коллекционированию памятников
старины проявлялась уже на ранних этапах истории
страны. Однако вплоть до образования Китайской
Народной Республики ценнейшие произведения
живописи и прикладного искусства не
предназначались для всеобщего обозрения. Они
скапливались во дворцах императоров и богатых
ценителей искусства.
До середины XX столетия музейное дело в Китае
было развито крайне слабо. В начале века
существовало лишь несколько музеев, сложившихся
на базе средневековых собраний живописи и
разнообразных редкостей. Но и они были плохо
оборудованы и не располагали условиями,
необходимыми для хранения экспонатов. Только
после 1949 г. началось расширение и
строительство новых музеев, отвечающих
современным научным требованиям.
Вслед за образованием КНР государство, едва
оправившись от потрясений военных лет и
иностранной интервенции, взяло под охрану все
уцелевшие сооружения и достопримечательности
древности и Средневековья. На протяжении второй
половины XX столетия были восстановлены и
отреставрированы ценнейшие памятники зодчества
и паркового искусства. Непрерывно ведущиеся
археологические раскопки внесли много нового в
изучение китайской истории и культуры. По всей
стране открылись разнообразные музеи –
исторические, художественные, мемориальные,
дворцовые.
К концу прошлого века больших и малых музеев в
Китае образовалось такое множество, что их
описание могло бы вместиться в объемистую книгу.
Важная роль в познании истории и культуры Китая
отводится историко-археологическим музеям,
возникшим на местах существования древних
поселений, относящихся к эпохе неолита,
бронзовому веку, времени процветания
могущественных династий.
К музеям подобного типа, выстроенным в стиле
огромных ангаров, можно отнести, например, музей
неолитического поселения, обнаруженного в
окрестностях города Сиань в местечке Баньпоцунь
благодаря изысканиям археологов в 1953–1954 гг.
На месте неолитической стоянки сохранились
многочисленные остатки хижин и землянок, печей
для обжига керамики, монументальных расписных
керамических сосудов, украшений, игрушек,
домашней утвари. Эта уникальная находка была
законсервирована учеными в ее первозданном виде,
обнесена стеклянными стенами и перекрыта
кровлей, защищающей всю площадь поселения от
непогоды и превращающей ее в памятник истории
культуры Китая. Так быт и образ жизни
первобытного племени предстали перед зрителями
уже как музейные экспонаты, сопровождаемые
пояснительными таблицами, надписями,
датировками.
Не менее важной оказалась и находка огромного
подземного войска, изваянного из обожженной и
расписанной красками глины, хорошо
сохранившегося благодаря сухой почве в
окрестностях Сианя. Более шести тысяч
керамических фигур воинов, боевых коней и
колесниц, открытые в 1974 г. археологами в
полутора километрах от погребального холма
императора Цинь Шихуана (lll в. до н.э.),
предназначавшихся для символической охраны
правителя в его загробной жизни, обрели также
статус музейных экспонатов благодаря
застекленным стенам и огромной крыше,
перекрывшей внутреннее пространство, занимаемое
этими фигурами.
В своеобразные музеи-заповедники превратились
также дворцы и средневековые садово-парковые
усадьбы южных городов Сучжоу, Уси, Янчжоу с их
искусно воссоздающими мир естественной природы
горками, бассейнами, мостами, беседками,
мозаичными дорожками, ажурной резьбой галерей и
чайными павильонами. Мир средневековых усадеб,
приобщающий зрителей к атмосфере поэзии, тишины
и философских раздумий, стал еще одной
разновидностью китайских современных музеев,
оберегаемых как национальное сокровище и
открытых для всеобщего обозрения. Все они, равно
как и
специально выстроенные музейные здания Пекина,
Сианя, Тяньцзина, Шанхая, Лояна и других крупных
городов, посвящены только отечественному
искусству. Постоянных музеев, освещающих историю
западноевропейского и русского искусства, до
последних лет в Китае не существовало, временные
выставки устраиваются в новом Пекинском
художественном музее Мэйшугуань.
Самым крупным старым и самым величественным
архитектурно-художественным музеем Китая
является ансамбль бывшего императорского дворца
– своеобразный музей-заповедник Гугун.
Фактически целый город в городе. Он охватывает
центральную часть столицы, начинаясь от площади
Тяньаньмынь, и простирается с юга на север на
площади, занимающей 720 тыс. кв. м. Этот
огромный обнесенный стенами и окруженный
каналом с водой ансамбль прежде всего интересен
как замечательный памятник средневекового
зодчества. Основанный в XV в. и в течение пяти
веков служивший резиденцией правителей Минской
и Цинской династий, он хранит огромные богатства
национального искусства – бронзы, живописи,
каллиграфии, фарфора, прикладных изделий.
Построенный в основном из дерева, Гугун служит
ярким образцом традиционной национальной
архитектуры. В нем сочетаются и искусно
продуманное чередование просторных площадок, и
величие вознесенных на многоступенчатые
мраморные террасы парадных залов, и удивительные
ритмы разномасштабных золотистых черепичных
крыш с изогнутыми углами, и просторные интерьеры
палат с резными потолками, и длинные коридоры,
отделяющие стенами восточную и западную части
дворца от центральной.
Композиционным стержнем дворцового ансамбля
является главная пекинская ось, пересекающая его
с юга на север. Ворота, выходящие на юг и
следующие за воротами Тяньаньмынь, носят
название Умынь (Полуденные ворота). Северные
массивные каменные ворота завершают ансамбль, за
стенами которого возвышаются зеленые холмы
парка Цзиншань, увенчанные беседками. Гугун
включает в себя множество зданий и
микроансамблей, каждый из которых ныне
используется как музей.
По своей архитектурной планировке Гугун
делится на две большие части – Вайчэн (внешний
двор) и Нэйтин (внутренние покои). Первая часть
состоит из ряда торжественных площадей, каждая
из которых завершается парадным павильоном.
Центральным и самым главным архитектурным
комплексом внешнего двора являются три
величественные палаты, расположенные одна за
другой на высоком многоступенчатом мраморном
постаменте, – Тайхэдянь, Чжунхэдянь и Баохэдянь.
Здесь совершались важнейшие императорские
церемонии, а в Тайхэдянь расположен
императорский трон. Они дают представление о
парадной жизни пекинского двора.
Тайхэдянь (Дворец высшей гармонии) – самое
крупное здание императорского дворца – был
сооружен в 1420 г. Стены его и потолок украшены
многоцветной резьбой и позолотой. Вокруг трона и
на площадке перед фасадом размещены символы
долголетия – бронзовые фигуры журавлей и слоны,
дорогие сосуды и курильницы для благовоний.
Чжунхэдянь служил для отдыха монарха, Баохэдянь
предназначался для пиршеств и приемов
государственных экзаменов.
Позади трех больших павильонов расположены
внутренние покои. Здесь жили члены императорской
семьи. Здесь помещалась императорская
опочивальня, хранились императорские печати.
Пышный сад с мозаичными дорожками,
искусственными скалами, водоемами, редкими
породами деревьев и зверинцем, служил местом
отдыха монархов. Через него проходила дорога к
северным воротам «Запретного города».
К востоку и западу от главной магистрали
простирается лабиринт дворцов, двориков, садов,
соединенных друг с другом проходами в стенах и
воротами. Шесть восточных и шесть западных
покоев занимали императрица и наложницы. Особые
покои были отведены детям, родичам императора,
евнухам. Вся жизнь императорской семьи протекала
в стенах дворца, и потому здесь оказались такие
огромные коллекции драгоценностей, картин,
фарфора и бронзы, столетиями накапливаемые
правителями Китая.
История превращения императорского дворца в
музей многоступенчата. Революция 1911 г.
положила конец власти правителей последней
императорской династии Цин, правившей три
столетия (1644–1911), и в 1914 г. в передней, южной
части ансамбля впервые был основан музей
древностей. Северная часть ансамбля вплоть до
1924 г. продолжала принадлежать отрекшемуся от
престола последнему императору Сюань-Туну (Пу И).
В 1924 г., после изгнания Сюань Туна, его покои
были также преобразованы в дворцовый музей,
существовавший параллельно с музеем древностей.
Однако только в конце 1940-х гг., после
освобождения страны от японских интервентов, вся
территория ансамбля поступила в ведение
Национального музея, названного Гугун (Древний
дворец). Хотя значительная часть ценностей,
хранившихся в нем, была в конце 40-х гг. вывезена
на Тайвань, а в 60-х гг. наступила пагубная и
разрушительная эра «культурной революции»,
деятельность музея не прервалась, и он
сохранился как цельный организм. В настоящее
время в дворцовом музее Гугун ведется большая
собирательская и научно-исследовательская
работа.
Многие из хранящихся здесь драгоценных
памятников культуры и искусства представляют
собой огромную мировую редкость. Кроме
отреставрированных дворцов и павильонов, в музее
выделен целый ряд экспозиционных галерей и
залов.
Галерея искусств разных исторических эпох
расположена в центральных церемониальных
палатах. В палате Баохэдянь собраны предметы,
начиная с эпохи неолита и кончая XX столетием.
Здесь выставлены изделия из керамики и фарфора,
картины и каллиграфия, бронзовые изделия,
представляющие разные исторические стили
китайского искусства.
Важное место в экспозиции Гугуна занимают
классические образцы древней бронзы XVI–III вв.
до н.э. Их насчитывается свыше тысячи. Высокий
художественный уровень, техническое
совершенство, неповторимая фантазия
символических узоров и форм поставили древнюю
бронзу Китая в ряд высочайших достижений
мирового искусства. В Европе древняя китайская
бронза оставалась неизвестной вплоть до начала XX
столетия. Однако в самом Китае ее
коллекционирование началось уже в глубокой
древности. Бронзовые изделия, собранные в Гугуне,
включают в себя ритуальные сосуды, оружие,
предметы конской сбруи, музыкальные инструменты.
Экспозиция бронзы, развернутая в трех залах
дворца, строго систематизирована. Здесь дается
объяснение процессов литья бронзовых изделий, их
состав, а также показаны древние тигли. В
средневековом ансамбле древние предметы бронзы
приобретают особую значительность. Результаты
археологических раскопок последних десятилетий,
порой ошеломляющие своей неожиданностью,
сосредоточены в отдельных павильонах Музея
новых открытий.
В восточной части дворца-музея, а именно в залах
Ниншоугун, располагается галерея живописи, где
осенью, в самое сухое время года, экспонируются
старинные картины – шелковые и бумажные свитки
выдающихся китайских живописцев разных эпох.
Здесь собраны знаменитые картины (V по XX в.),
такие как «Фея реки Ло» Гу Кайчжи (V в.), «Ночная
пирушка у Хань Сицзая» (X в.), «Вверх по реке в
праздник поминовения» Чжан Цзэдуаня (XII в.), и
множество альбомных листов и вееров из
императорской коллекции. Живопись
средневекового Китая, создававшаяся на длинных
свитках бумаги или шелка, не вывешивается в музее
для постоянного обозрения. Ее хранение – особая
наука, требующая многих знаний. Она содержится в
специальных футлярах, обитых шелком, и требует
постоянного соблюдения температурного режима,
ровного, сухого, но не слишком жаркого.
Значительное место во дворце Ниншоугун
отведено скульптуре разных эпох (II тыс. до н.э. – XX
вв.). Памятники дают представление о древних
погребальных обрядах Китая, включающих
скульптурное сопровождение усопшего
керамическими фигурками слуг, воинов, боевых
коней. Они знакомят посетителей со скульптурой
буддийских храмов, скальных монастырей.
В шести дворцах восточной стороны размещены
выставки керамики и фарфора, создававшихся на
всем протяжении истории Китая. Здесь же
представлены и изделия различных керамических
заводов Китайской Народной Республики.
В бывшем императорском книгохранилище
Цзинъянтун экспонируются бронзовые изделия,
покрытые эмалью (XV–XVIII в.). Здесь и подносы, и
блюда, и курильницы, подчас достигающие
монументальных размеров и своей фактурой
напоминающие драгоценную парчу.
В шести дворцах западной стороны представлены
и другие изделия художественных ремесел: лаки,
резные изделия из корня бамбука, дерева и кости,
скульптуры, предметы домашнего обихода.
Специальные отделы посвящены тканям и
вышивкам, начиная от второго тысячелетия до н.э.
вплоть до двадцатого столетия. В числе ценнейших
экспонатов – императорские парчовые халаты и
ткани типа «кэсы» (XI–XII вв.), воспроизводящие
картины знаменитых художников, образцы вышивок
периодов Мин и Цин.
В некоторых зданиях Гугуна, таких как Чусюгун и
Тихэдянь, сохранена обстановка, в которой жили
император и его семья, а в других павильонах
выставлены драгоценности, украшавшие одежду и
головные уборы императорской семьи. Среди
экспонатов – регалии и знаки отличия,
употреблявшиеся в повседневном обиходе
ритуальные предметы.
В одном из северных павильонов, расположенном
за дворцом Куньингун, разместился и зал часов,
собранных в XVIII в. императорами Китая со всех
концов света. Огромные и крошечные, отличающиеся
тонкостью работы, сложностью орнаментации и
конструктивной замысловатостью, эти часы
приведены в действие: под приятную музыку даются
разнообразные представления. Таковы, например,
часы с фокусом: белая обезьянка протягивает
зрителям персик долголетия (перегородчатая
эмаль, конец XVIII в.).
Осмотр музея Гугун занимает не один день.
Тысячи людей приезжают сюда из самых отдаленных
провинций страны, чтобы приобщиться к великим
сокровищам культуры прошлого. Научный персонал и
администрация Гугуна проводит огромную и
постоянную работу по реставрации,
систематизации и пополнению экспонатов,
усовершенствованию экспозиции и организации
выставок.
Иной характер присущ зданию Пекинского
исторического музея. Это одно из современных
сооружений, выстроенных на площади Тяньаньмынь к
десятилетию Китайской Народной Республики.
Строгое, суховатое каменное здание с двумя
рядами высоких столбов, протянувшихся вдоль
всего фасада и вводящих посетителя в обширный
двор, вмещает в себя два музея: исторический,
знакомящий с историей Китая от древности до
середины XIX в., и музей революции,
рассказывающий о народно-освободительной борьбе
китайского народа.
Исторический музей построен в соответствии с
требованиями науки и современного музейного
дела. Высокие залы, огромные окна, пропускающие
дневной свет, пол, покрытый пластиком,
поглощающим шум шагов, умело расположенные
витрины, стенды, диорамы и макеты, хорошо
продуманное размещение экспозиционных
материалов – копий и подлинных произведений,
собранных из многих музеев Китая, обилие учебных
экспонатов, экспликаций, чертежей, картин и
рисунков – все это вместе соответствует музею
нового типа. Исторический музей служит
научно-просветительским целям. Вся его
экспозиция разделена на три больших отдела,
каждый из которых соответствует определенной
историко-культурной эпохе. На восьми тысячах
квадратных метров выставочной площади размещено
более восьми тысяч разнообразных экспонатов –
от муляжей до уникальных подлинников.
Таковы характерные типы современных китайских
музеев. Музейное дело в Китае постоянно
развивается. Возникают новые здания, расширяется
численность экспонатов. В новых районах страны
создаются музеи, копирующие древние дворцовые
сооружения и парки. В них свозятся многие
старинные памятники зодчества из разных концов
страны.
|