Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2004

ТЕТ-А-ТЕТ
wpe81.jpg (2212 bytes)

 

Надежда Виноградова

Музеи Китая

Гу Хунчжун. Ночная пирушка у Хань Сицзая. Фрагмент свитка. 10 век

Древняя земля Китая настолько изобилует памятниками старины, что сама напоминает музей под открытым небом. Несмотря на терзавшие страну войны и бесчисленные пожары, уничтожавшие целые города, в разных концах Китая сохранились крепостные сооружения, усыпальницы знати, старинные дворцы, храмы и пагоды, огромные вырубленные в скалах монастыри.

Одной из важнейших черт китайской культуры является любовь к историческому прошлому, своему наследию. Тяга к коллекционированию памятников старины проявлялась уже на ранних этапах истории страны. Однако вплоть до образования Китайской Народной Республики ценнейшие произведения живописи и прикладного искусства не предназначались для всеобщего обозрения. Они скапливались во дворцах императоров и богатых ценителей искусства.

До середины XX столетия музейное дело в Китае было развито крайне слабо. В начале века существовало лишь несколько музеев, сложившихся на базе средневековых собраний живописи и разнообразных редкостей. Но и они были плохо оборудованы и не располагали условиями, необходимыми для хранения экспонатов. Только после 1949 г. началось расширение и строительство новых музеев, отвечающих современным научным требованиям.

Вслед за образованием КНР государство, едва оправившись от потрясений военных лет и иностранной интервенции, взяло под охрану все уцелевшие сооружения и достопримечательности древности и Средневековья. На протяжении второй половины XX столетия были восстановлены и отреставрированы ценнейшие памятники зодчества и паркового искусства. Непрерывно ведущиеся археологические раскопки внесли много нового в изучение китайской истории и культуры. По всей стране открылись разнообразные музеи – исторические, художественные, мемориальные, дворцовые.

Интерьер Тронного зала Тайхэдянь                           Площадь Тайхэмынь

К концу прошлого века больших и малых музеев в Китае образовалось такое множество, что их описание могло бы вместиться в объемистую книгу. Важная роль в познании истории и культуры Китая отводится историко-археологическим музеям, возникшим на местах существования древних поселений, относящихся к эпохе неолита, бронзовому веку, времени процветания могущественных династий.

К музеям подобного типа, выстроенным в стиле огромных ангаров, можно отнести, например, музей неолитического поселения, обнаруженного в окрестностях города Сиань в местечке Баньпоцунь благодаря изысканиям археологов в 1953–1954 гг. На месте неолитической стоянки сохранились многочисленные остатки хижин и землянок, печей для обжига керамики, монументальных расписных керамических сосудов, украшений, игрушек, домашней утвари. Эта уникальная находка была законсервирована учеными в ее первозданном виде, обнесена стеклянными стенами и перекрыта кровлей, защищающей всю площадь поселения от непогоды и превращающей ее в памятник истории культуры Китая. Так быт и образ жизни первобытного племени предстали перед зрителями уже как музейные экспонаты, сопровождаемые пояснительными таблицами, надписями, датировками.

Не менее важной оказалась и находка огромного подземного войска, изваянного из обожженной и расписанной красками глины, хорошо сохранившегося благодаря сухой почве в окрестностях Сианя. Более шести тысяч керамических фигур воинов, боевых коней и колесниц, открытые в 1974 г. археологами в полутора километрах от погребального холма императора Цинь Шихуана (lll в. до н.э.), предназначавшихся для символической охраны правителя в его загробной жизни, обрели также статус музейных экспонатов благодаря застекленным стенам и огромной крыше, перекрывшей внутреннее пространство, занимаемое этими фигурами.

Фигурки из нефрита. 12-17 века

В своеобразные музеи-заповедники превратились также дворцы и средневековые садово-парковые усадьбы южных городов Сучжоу, Уси, Янчжоу с их искусно воссоздающими мир естественной природы горками, бассейнами, мостами, беседками, мозаичными дорожками, ажурной резьбой галерей и чайными павильонами. Мир средневековых усадеб, приобщающий зрителей к атмосфере поэзии, тишины и философских раздумий, стал еще одной разновидностью китайских современных музеев, оберегаемых как национальное сокровище и открытых для всеобщего обозрения. Все они, равно как и

специально выстроенные музейные здания Пекина, Сианя, Тяньцзина, Шанхая, Лояна и других крупных городов, посвящены только отечественному искусству. Постоянных музеев, освещающих историю западноевропейского и русского искусства, до последних лет в Китае не существовало, временные выставки устраиваются в новом Пекинском художественном музее Мэйшугуань.

Самым крупным старым и самым величественным архитектурно-художественным музеем Китая является ансамбль бывшего императорского дворца – своеобразный музей-заповедник Гугун. Фактически целый город в городе. Он охватывает центральную часть столицы, начинаясь от площади Тяньаньмынь, и простирается с юга на север на площади, занимающей 720 тыс. кв. м. Этот огромный обнесенный стенами и окруженный каналом с водой ансамбль прежде всего интересен как замечательный памятник средневекового зодчества. Основанный в XV в. и в течение пяти веков служивший резиденцией правителей Минской и Цинской династий, он хранит огромные богатства национального искусства – бронзы, живописи, каллиграфии, фарфора, прикладных изделий. Построенный в основном из дерева, Гугун служит ярким образцом традиционной национальной архитектуры. В нем сочетаются и искусно продуманное чередование просторных площадок, и величие вознесенных на многоступенчатые мраморные террасы парадных залов, и удивительные ритмы разномасштабных золотистых черепичных крыш с изогнутыми углами, и просторные интерьеры палат с резными потолками, и длинные коридоры, отделяющие стенами восточную и западную части дворца от центральной.

 Гу Кайчжи. Феи реки Ло. Фрагмент свитка. 4-5 вв. Шэнь Чжоу. Чтения среди осенней природы. Альбомный лист. 15 век

Композиционным стержнем дворцового ансамбля является главная пекинская ось, пересекающая его с юга на север. Ворота, выходящие на юг и следующие за воротами Тяньаньмынь, носят название Умынь (Полуденные ворота). Северные массивные каменные ворота завершают ансамбль, за стенами которого возвышаются зеленые холмы парка Цзиншань, увенчанные беседками. Гугун включает в себя множество зданий и микроансамблей, каждый из которых ныне используется как музей.

По своей архитектурной планировке Гугун делится на две большие части – Вайчэн (внешний двор) и Нэйтин (внутренние покои). Первая часть состоит из ряда торжественных площадей, каждая из которых завершается парадным павильоном. Центральным и самым главным архитектурным комплексом внешнего двора являются три величественные палаты, расположенные одна за другой на высоком многоступенчатом мраморном постаменте, – Тайхэдянь, Чжунхэдянь и Баохэдянь. Здесь совершались важнейшие императорские церемонии, а в Тайхэдянь расположен императорский трон. Они дают представление о парадной жизни пекинского двора.

Тайхэдянь (Дворец высшей гармонии) – самое крупное здание императорского дворца – был сооружен в 1420 г. Стены его и потолок украшены многоцветной резьбой и позолотой. Вокруг трона и на площадке перед фасадом размещены символы долголетия – бронзовые фигуры журавлей и слоны, дорогие сосуды и курильницы для благовоний. Чжунхэдянь служил для отдыха монарха, Баохэдянь предназначался для пиршеств и приемов государственных экзаменов.

Неизвестный художник. Верхом по снежным горам. Альбомный лист. 11 -12 века - Шэнь Чжоу. Автопортрет художника в возрасте 80 лет. 16 век

Позади трех больших павильонов расположены внутренние покои. Здесь жили члены императорской семьи. Здесь помещалась императорская опочивальня, хранились императорские печати. Пышный сад с мозаичными дорожками, искусственными скалами, водоемами, редкими породами деревьев и зверинцем, служил местом отдыха монархов. Через него проходила дорога к северным воротам «Запретного города».

К востоку и западу от главной магистрали простирается лабиринт дворцов, двориков, садов, соединенных друг с другом проходами в стенах и воротами. Шесть восточных и шесть западных покоев занимали императрица и наложницы. Особые покои были отведены детям, родичам императора, евнухам. Вся жизнь императорской семьи протекала в стенах дворца, и потому здесь оказались такие огромные коллекции драгоценностей, картин, фарфора и бронзы, столетиями накапливаемые правителями Китая.

История превращения императорского дворца в музей многоступенчата. Революция 1911 г. положила конец власти правителей последней императорской династии Цин, правившей три столетия (1644–1911), и в 1914 г. в передней, южной части ансамбля впервые был основан музей древностей. Северная часть ансамбля вплоть до 1924 г. продолжала принадлежать отрекшемуся от престола последнему императору Сюань-Туну (Пу И). В 1924 г., после изгнания Сюань Туна, его покои были также преобразованы в дворцовый музей, существовавший параллельно с музеем древностей. Однако только в конце 1940-х гг., после освобождения страны от японских интервентов, вся территория ансамбля поступила в ведение Национального музея, названного Гугун (Древний дворец). Хотя значительная часть ценностей, хранившихся в нем, была в конце 40-х гг. вывезена на Тайвань, а в 60-х гг. наступила пагубная и разрушительная эра «культурной революции», деятельность музея не прервалась, и он сохранился как цельный организм. В настоящее время в дворцовом музее Гугун ведется большая собирательская и научно-исследовательская работа.

Неизвестный художник. Лотос. Альбомный лист. 11 - 12 вв                                 Неизвестный художник. Дврцовый павильон и лодки. Альбомный лист. 12-13 вв

Многие из хранящихся здесь драгоценных памятников культуры и искусства представляют собой огромную мировую редкость. Кроме отреставрированных дворцов и павильонов, в музее выделен целый ряд экспозиционных галерей и залов.

Галерея искусств разных исторических эпох расположена в центральных церемониальных палатах. В палате Баохэдянь собраны предметы, начиная с эпохи неолита и кончая XX столетием. Здесь выставлены изделия из керамики и фарфора, картины и каллиграфия, бронзовые изделия, представляющие разные исторические стили китайского искусства.

Важное место в экспозиции Гугуна занимают классические образцы древней бронзы XVI–III вв. до н.э. Их насчитывается свыше тысячи. Высокий художественный уровень, техническое совершенство, неповторимая фантазия символических узоров и форм поставили древнюю бронзу Китая в ряд высочайших достижений мирового искусства. В Европе древняя китайская бронза оставалась неизвестной вплоть до начала XX столетия. Однако в самом Китае ее коллекционирование началось уже в глубокой древности. Бронзовые изделия, собранные в Гугуне, включают в себя ритуальные сосуды, оружие, предметы конской сбруи, музыкальные инструменты. Экспозиция бронзы, развернутая в трех залах дворца, строго систематизирована. Здесь дается объяснение процессов литья бронзовых изделий, их состав, а также показаны древние тигли. В средневековом ансамбле древние предметы бронзы приобретают особую значительность. Результаты археологических раскопок последних десятилетий, порой ошеломляющие своей неожиданностью, сосредоточены в отдельных павильонах Музея новых открытий.

В восточной части дворца-музея, а именно в залах Ниншоугун, располагается галерея живописи, где осенью, в самое сухое время года, экспонируются старинные картины – шелковые и бумажные свитки выдающихся китайских живописцев разных эпох. Здесь собраны знаменитые картины (V по XX в.), такие как «Фея реки Ло» Гу Кайчжи (V в.), «Ночная пирушка у Хань Сицзая» (X в.), «Вверх по реке в праздник поминовения» Чжан Цзэдуаня (XII в.), и множество альбомных листов и вееров из императорской коллекции. Живопись средневекового Китая, создававшаяся на длинных свитках бумаги или шелка, не вывешивается в музее для постоянного обозрения. Ее хранение – особая наука, требующая многих знаний. Она содержится в специальных футлярах, обитых шелком, и требует постоянного соблюдения температурного режима, ровного, сухого, но не слишком жаркого.

Ван Шиминь. Размышления по поводу поэмы Ду Фу. 16 - 17 века

Значительное место во дворце Ниншоугун отведено скульптуре разных эпох (II тыс. до н.э. – XX вв.). Памятники дают представление о древних погребальных обрядах Китая, включающих скульптурное сопровождение усопшего керамическими фигурками слуг, воинов, боевых коней. Они знакомят посетителей со скульптурой буддийских храмов, скальных монастырей.

В шести дворцах восточной стороны размещены выставки керамики и фарфора, создававшихся на всем протяжении истории Китая. Здесь же представлены и изделия различных керамических заводов Китайской Народной Республики.

В бывшем императорском книгохранилище Цзинъянтун экспонируются бронзовые изделия, покрытые эмалью (XV–XVIII в.). Здесь и подносы, и блюда, и курильницы, подчас достигающие монументальных размеров и своей фактурой напоминающие драгоценную парчу.

В шести дворцах западной стороны представлены и другие изделия художественных ремесел: лаки, резные изделия из корня бамбука, дерева и кости, скульптуры, предметы домашнего обихода.

Специальные отделы посвящены тканям и вышивкам, начиная от второго тысячелетия до н.э. вплоть до двадцатого столетия. В числе ценнейших экспонатов – императорские парчовые халаты и ткани типа «кэсы» (XI–XII вв.), воспроизводящие картины знаменитых художников, образцы вышивок периодов Мин и Цин.

В некоторых зданиях Гугуна, таких как Чусюгун и Тихэдянь, сохранена обстановка, в которой жили император и его семья, а в других павильонах выставлены драгоценности, украшавшие одежду и головные уборы императорской семьи. Среди экспонатов – регалии и знаки отличия, употреблявшиеся в повседневном обиходе ритуальные предметы.

В одном из северных павильонов, расположенном за дворцом Куньингун, разместился и зал часов, собранных в XVIII в. императорами Китая со всех концов света. Огромные и крошечные, отличающиеся тонкостью работы, сложностью орнаментации и конструктивной замысловатостью, эти часы приведены в действие: под приятную музыку даются разнообразные представления. Таковы, например, часы с фокусом: белая обезьянка протягивает зрителям персик долголетия (перегородчатая эмаль, конец XVIII в.).

Осмотр музея Гугун занимает не один день. Тысячи людей приезжают сюда из самых отдаленных провинций страны, чтобы приобщиться к великим сокровищам культуры прошлого. Научный персонал и администрация Гугуна проводит огромную и постоянную работу по реставрации, систематизации и пополнению экспонатов, усовершенствованию экспозиции и организации выставок.

Иной характер присущ зданию Пекинского исторического музея. Это одно из современных сооружений, выстроенных на площади Тяньаньмынь к десятилетию Китайской Народной Республики. Строгое, суховатое каменное здание с двумя рядами высоких столбов, протянувшихся вдоль всего фасада и вводящих посетителя в обширный двор, вмещает в себя два музея: исторический, знакомящий с историей Китая от древности до середины XIX в., и музей революции, рассказывающий о народно-освободительной борьбе китайского народа.

Исторический музей построен в соответствии с требованиями науки и современного музейного дела. Высокие залы, огромные окна, пропускающие дневной свет, пол, покрытый пластиком, поглощающим шум шагов, умело расположенные витрины, стенды, диорамы и макеты, хорошо продуманное размещение экспозиционных материалов – копий и подлинных произведений, собранных из многих музеев Китая, обилие учебных экспонатов, экспликаций, чертежей, картин и рисунков – все это вместе соответствует музею нового типа. Исторический музей служит научно-просветительским целям. Вся его экспозиция разделена на три больших отдела, каждый из которых соответствует определенной историко-культурной эпохе. На восьми тысячах квадратных метров выставочной площади размещено более восьми тысяч разнообразных экспонатов – от муляжей до уникальных подлинников.

Таковы характерные типы современных китайских музеев. Музейное дело в Китае постоянно развивается. Возникают новые здания, расширяется численность экспонатов. В новых районах страны создаются музеи, копирующие древние дворцовые сооружения и парки. В них свозятся многие старинные памятники зодчества из разных концов страны.