новости культурыМихаил
Бусев
В ЧЕСТЬ ПИKАССО
Выставка «Поклонение Пикассо» в
Государственном центральном музее современной
истории России – весьма примечательное событие
столичной художественной жизни.
Экспозиция построена необычно – как
своеобразный пластический диалог, который ведут
с Пабло Пикассо (1881–1973) его младшие коллеги и
ученики. Работы 69 крупнейших и при этом подчас
совершенно не похожих друг на друга современных
живописцев, графиков, скульпторов объединены
тем, что они создавались в честь Пикассо, как знак
признательности и благодарности великому
испанскому мастеру.
Замысел этого масштабного проекта возник у
известного немецкого коллекционера Рихарда
Майера в 1971 году и спустя два года, уже после
смерти испанского художника, в Берлине
состоялось первое представление проекта, но
тогда в экспозиции не было работ американских
мастеров. Позднее в полном составе выставка 69
художников прошла в Ганновере, Вене, Риме,
Мадриде, Амстердаме, Нью-Йорке.
Экспозиция в Москве имеет свои отличия. В нее
дополнительно включены около сорока гравюр
Пикассо из собраний Кунстгалериен Боттингерхаус
(Бамберг, Германия) и Московского музея
современного искусства. Перед зрителем
предстают такие шедевры художника, как офорт
«Бедняки» (1905) – пронзительное повествование
о горестях человеческого бытия; многочисленные
иллюстрации к «Неведомому шедевру» Бальзака (1927)
и листы 1960-х годов на тему «Художник и модель» –
своеобразный философско-художественный трактат
о вечном стремлении искусства запечатлеть
ускользающую натуру; композиции по мотивам
испанской корриды и античной мифологии. Офорты,
литографии и линогравюры Пикассо, показанные на
выставке, бесспорно, принадлежат к его лучшим
творениям, и большинство из них наш зритель видит
впервые.
Творческий путь Пикассо, ставшего еще при жизни
легендой и символом искусства ХХ века, отличался
не только феноменальной продолжительностью,
широчайшим охватом самых разных сфер искусства,
но и фантастическим богатством пластических
открытий, постоянным поиском все новых и новых
форм и средств художественного выражения,
головокружительной сменой стилей и манер. Именно
поэтому его произведения восхищали и
вдохновляли мастеров самых разных творческих
ориентаций.
Младшие современники Пикассо, живописцы и
скульпторы Миро, Массон, Липшиц, Мур, Лам, Матта,
Беллмер, ставшие в 1920–1930-е годы признанными
лидерами авангарда, выразили языком графики
личное признание за-слуг старшего товарища. Для
создателя кубистической скульптуры Липшица
повышенной притягательностью обладали
композиции Пикассо-кубиста, для участ-ников
сюрреалистического движения Миро, Массона, Лама,
Матта особую ценность имели произведения
испанского мастера рубежа 1920–1930-х годов,
соприкасавшиеся с сюрреализмом. Неслучайно
участие в проекте таких мастеров, как итальянец
Гуттузо и француз Пиньон: их вдохновение
основывалось на личном знакомстве и на крепких
дружеских связях с Пикассо, на желании видеть в
нем учителя.
Дань признательности великому испанцу
выразили мастера и тех направлений западного
искусства середины – второй половины ХХ
столетия, которые были связаны с наследием
Пикассо лишь косвенно. Среди них – известные
европейские и американские абстракционисты
Хартунг, Шумахер, Мазервелл, Твомбли; члены
группы «Кобра» Алешински, Корнель, Бюри;
практически все ведущие представители
американского и британского поп-арта
(Раушенберг, Дайн, Лихтенстайн, Ольденбург,
Розенквист, Уорхол, Хокни, Хамильтон, Джонс);
участники движения «нового реализма» во Франции
(Арман, Христо, Тенгли, Ники де Сен-Фаль); лидеры
оп-арта (Вазарели, д’Арканджело) и лэнд-арта
(Уолтер де Мария), знаменитые акционисты (Бойс) и
минималисты (Джад).
В ошеломляющем калейдоскопе выставленных
работ особый интерес вызывают графические листы,
которые не просто выражают почтение мэтру, но и
откликаются на его произведения. Ино-гда это
достигается использованием приема «картина в
картине», когда зритель без труда узнает в
гравюре изображение какой-либо известной
композиции Пикассо. Так, гравюра итальянского
неореалиста Гуттузо представляет собой вольную
копию левой части картины Пикассо «Резня в
Корее» (1951), а лист британского мастера поп-арта
Хамильтона оказывается иронической парафразой
пикассовских «Менин» (1957), в свою очередь
являющихся вариацией знаменитого полотна
Веласкеса. Порою же острый пластический диалог
возникает из неожиданного взгляда на способы
художественного выражения Пикассо через призму
другой творческой системы. Таковы, к примеру,
выполненные в технике шелкографии листы
чешского художника Коларжа, трактующего
пикассовских «Авиньон-ских девиц» (1907) или «Трех
музыкантов» (1921) в духе оп-арта.
Великолепная серия графических произведений,
созданная в честь Пикассо крупнейшими
художниками разных направлений, школ и
поколений, живущих по всему миру – от Франции и
Италии до Японии и США, – стала еще одним
признанием великого испанца классиком ХХ века,
мастером, гениально выразившим в своем
творчестве современную эпоху.
|