На временной выставке в корпусе Бенуа впервые
широко представлено творчество всемирно
известного испанского художника Хуана Миро.
В течение нескольких июньских дней в
Государственном Русском музее проходила
конференция, посвященная итогам
научно-исследовательской работы за 2003 год.
В Михайловском (Инженерном) замке экспонируются
работы принцессы Шлезвиг-Голштинской.
В Мраморном дворце состоялось открытие
выставки Эдуарда Штейнберга.
Готовится выставка произведений группы
художников «Бубновый валет», которая откроется в
июле.
Евгения Николаевна ПЕТРОВА,
заместитель директора Русского музея по научной
части:
– Долгожданная выставка
Хуана Миро подготовлена Жаном Луи Пратом,
директором фонда «Майэт», в котором хранятся
бесценные творения художника. Участие
руководителя фонда в подготовке этой акции имело
для нас особое значение, поскольку за плечами
Жана Луи Прата очень богатый экспозиционный
опыт. Господин Прат не раз устраивал
великолепные экспозиции в помещениях самого
фонда. Поэтому то, как он делал нынешнюю выставку,
вызывало у нас профессиональный интерес. Думаю,
что сделанное им не менее интересно и для
публики, которая увидела совершенно другой
подход к организации экспозиции.
На вернисаже присутствовали основатели и
владельцы фонда – господин Майэт и госпожа
Бланк. Посетила вернисаж и госпожа Габриелла
Белли, директор галереи современного искусства
итальянского города Роверетто, куда выставка
отправится после Санкт-Петербурга.
К открытию выставки был выпущен подробный
альбом-каталог – первая серьезная книга о Миро в
России.
С 7 по 9 июня в Русском музее проходила
конференция, посвященная итогам
научно-исследовательской работы за предыдущий
год. Такие конференции проводятся у нас ежегодно.
Тематика заседаний разнообразна – от икон до
современного искусства. Сотрудники музея
представляют на суд своих коллег результаты
научных изысканий, проведенных за год. Это могут
быть как материалы, связанные с определением
новых имен художников, уточнением дат, названий
произведений, так и концептуального характера по
достаточно широкому спектру проблем истории
русской культуры. После подробного обсуждения в
профессиональной среде труды наших сотрудников
публикуются в научном сборнике. И только затем
новые сведения становятся фактами истории
искусства и биографий художников.
Этот процесс очень важен для музея, который
является прежде всего хранителем, экспонентом,
исследователем и популяризатором произведений
искусства. Сейчас за глобальными планами это
иногда забывается. Ежегодные конференции
напоминают и нам самим, и общественности, что
музей в первую очередь представляет собой
научное учреждение.
На июньской конференции было прочитано свыше
тридцати докладов. Доклад о творчестве Гавриила
Скородумова, чья выставка только что закрылась в
корпусе Бенуа, касался истории создания гравюры
«Смерть князя Потемкина-Таврического» (недавно в
архивах были найдены ранее не публиковавшиеся
сведения, относящиеся к этому произведению).
Немалый интерес вызвали материалы о скульпторе
Каменском, авторе большой скульптурной
композиции «Мать и дитя», которая экспонируется
в залах Русского музея. Новые факты для
исследований на эту тему были обнаружены нашими
сотрудниками в американских архивах. Несколько
докладов было связано с историей и
современностью дворцов, ныне принадлежащих
музею. В частности, представлен неизвестный
автограф архитектора Антонио Ринальди, по
проекту которого возведен Мраморный дворец,
обнародованы новые материалы об истории храма
архангела Михаила в Михайловском замке.
В середине июня в Михайловском замке
состоялось открытие выставки работ принцессы
Шлезвиг-Голштинской. Принцесса впервые приехала
в Россию. Это очень интересная художница, она
работает в абстрактных формах, очень любит
сочетания красного, синего, желтого. Из этих
цветовых сочетаний художница создает образный
мир своих полотен. Принцесса имеет прямое
отношение к императорской фамилии – она
праправнучка императора Александра II. Ее
родословное древо, связанное с Россией, тоже
представлено на выставке.
Творчество Ингеборг Шлезвиг-Голштинской
абсолютно неизвестно российским любителям
искусства, и нам особенно приятно в Год Германии
в России познакомить с ним петербуржцев и гостей
северной столицы.
В начале июля в залах Мраморного дворца
развернется обширная экспозиция работ Эдуарда
Штейнберга, известного художника 60–80-х гг.
прошлого века. Свою творческую карьеру он
начинал в России, сейчас живет в Париже.
Штейнберг – художник абстрактного направления;
условно выражаясь, он – последователь Малевича.
Мне кажется, что точнее всего будет назвать его
творчество супрематической абстракцией. Это
означает, что художник предпочитает работать на
плоскости геометрическими формами, которые в
определенном сочетании передают и содержание
произведения, и мировосприятие автора.
Двадцатый век – время освоения космоса.
Еще в самом его начале, когда появилась авиация,
когда были опубликованы первые труды русских
ученых о ракетах и космических полетах, началось
увлечение небесными материями. С тех пор многие
художники пытались выстраивать в своих
произведениях взаимоотношения космического
пространства и планеты Земля, Вселенной и
человека. Наше мировосприятие далеко не всегда
связано с изображением чего-то конкретного, есть
нечто, что выходит за пределы обыденных
представлений об окружающем мире. Мысли,
мечтания, чувства и, наконец, представления о
мироздании – все эти понятия могут быть выражены
беспредметными формами. Первопроходцем в таком
направлении был Малевич. И естественно, что эта
идея никогда не уходила из визуальных искусств.
Интерес к космосу не ослабеет, пока не будут
раскрыты все тайны мироздания, поэтому
космическая тема еще долгие годы будет
привлекать художников, работающих в абстрактных
формах.
Штейнберг – один из них. Его произведения
хранятся во многих музеях мира, а недавно
выставлялись на аукционе Сотби. Имя Штейнберга
можно смело включить в первый ряд художников
российского андеграунда второй половины ХХ
столетия. Выставка в Мраморном дворце – его
первая персональная выставка в Санкт-Петербурге.
Она приобретает сегодня особое значение не
только потому, что наша аудитория пока еще мало
знакома с творчеством этого автора. Теперь, когда
мы смогли подробно изучить классический
авангард и собрали достаточно знаний о мировом
искусстве, интересно сопоставить все
накопленное с произведениями 60–80-х гг.,
находившимися под запретом, – тем более что
художники той эпохи получили в наши дни поистине
всемирное признание...
В Русском музее идет бурная подготовка к
открытию большой выставки «“Бубновый валет” в
русском авангарде». Экспонаты для нее представит
из своего собрания не только наш музей, но и
Третьяковская галерея, около пятнадцати
провинциальных музеев и владельцы частных
коллекций. После Петербурга экспозиция
отправится в Москву. Петербуржцы и москвичи
получат уникальную возможность увидеть многие
замечательные картины.
Собрать такую выставку непросто, да и дорого.
Впервые столь представительная акция проводится
на средства частного лица – Владимира
Анатольевича Семенихина, создателя фонда
«Екатерина». Влюбленный в русское искусство, он
является страстным его собирателем. В
экспозиции, включающей 160 произведений, будет
немало работ из его коллекции…
Сейчас мы ведем переговоры с российскими
музеями о комплектовании экспозиции, затем надо
договориться с транспортными кампаниями, чтобы
привезти в Петербург картины со всей России. И
здесь я хочу сказать доброе слово о московской
организации «РосИЗО», которая очень помогает
нам.
Мы думаем построить будущую экспозицию в
стилистике колоды карт. Эта идея родилась,
конечно же, от названия сообщества художников.
К предстоящей выставке планируется выпустить
солидный альбом-каталог, в котором будет
подробно представлено творчество всех мастеров
«Бубнового валета».