Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2004

ТЕТ-А-ТЕТ
музеи мира

Николай Лукьянов

Музей архитектуры

Музей архитектуры

Первый в мире специализированный архитектурный музей был основан в Москве, на территории Донского монастыря, в конце 1934 г. Идея его создания выдвигалась Московским археологическим обществом еще в 1917 г., вскоре после Февральской революции. В 1919-м вопрос об учреждении музея обсуждается архитектурно-художественным отделом Наркомпроса во главе с И.В.Жолтовским и прорабатывается специальной комиссией из представителей Наркомпроса и Моссовета с участием архитекторов А.В.Щусева, И.П.Машкова и И.В.Рыльского. Местом сосредоточения «архитектурно-художественного фонда», включающего в себя, по замыслу организаторов, и исторический, и новейший материал, должно было стать здание бывшего Английского клуба. Четырнадцать лет спустя, в июле 1933 г., И.В.Рыльский, бывший одним из инициаторов этого замысла еще в досоветское время, вновь озвучил его в докладе на заседании Союза архитекторов. Решение принимается. Новый музей входит в структуру учрежденной тогда же Всесоюзной академии архитектуры. Уже через два года в его коллекциях насчитывалось до десяти тысяч гравюр, около девяти тысяч оригинальных чертежей XVIII и ХIX вв., свыше девятисот рисунков и произведений живописи, около тысячи пятисот предметов декоративно-прикладного искусства.

Многие из этих «единиц хранения» были переданы из других крупных московских музеев, часть – из Государственного Эрмитажа, остальные – из провинциальных хранилищ, частных коллекций и различных учреждений.

Документы Московского археологического общества за 1909 – 1919 гг. и Центральных государственных реставрационных мастерских за 1917–1934 гг. составили основу собрания обмерных чертежей музея. Первоначально небольшое (в 1936 г. – до 3 500 листов), оно постоянно пополнялось за счет материалов, создававшихся самими музейными сотрудниками. В те годы, когда архитектурные памятники сносились сотнями и тысячами, за стенами упраздненного монастыря к юго-западу от центра Москвы постоянно накапливалась ценнейшая документация, десятилетия спустя позволившая воссоздать сначала Триумфальные ворота О.И.Бове, затем Казанский собор на Красной площади, храм Христа Спасителя и множество утраченных в эпоху воинствующего атеизма церковных глав. Часто обмеры и фотофиксации осуществлялись буквально в последние дни и часы перед уничтожением исторических построек.

Яков Чернихов. Архитектурная фантазия. 1930

В музей доставлялись и целые фрагменты разобранных архитектурных шедевров. Их экспозиция была организована под открытым небом и сохраняется по сей день вдоль одного из прясел каменной ограды Донского монастыря по соседству с Тихвинской надвратной церковью. Те же драматические коллизии стали причиной создания коллекций изразцов, строительных материалов, фресок, деревянной резьбы... Около ста ныне хранящихся в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А.И.Щусева (ГНИМА) произведений монументальной живописи XVII в. были сняты командированными музейными специалистами и их коллегами из других структурных подразделений Академии архитектуры со стен старинного Троицкого собора калязинского Троице-Макарьева монастыря, затопленного в 1940 г. в связи со строительством Угличской ГЭС. Уникально и приобретенное уже в более позднее время собрание копий фресок Древней Руси – из соборов Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Ярославля, некоторых других городов России – и средневековой Грузии, выполненных в 1920–1940-е гг. художницей Н.И.Толмачевской.

Василий Баженов. Пректная модель Кремлевского дворца. Изданный в 1937 г. под редакцией известного исследователя русского и мирового зодчества А.И.Некрасова «Ежегодник музея архитектуры» дает представление о развернутой в этом учреждении научно-исследовательской работе, тесно связанной с экспозиционной и собирательской деятельностью. Приобретались и изучались не только русские, но и западные материалы: показательно название одной из статей «Ежегодника», написанной профессором Н.И.Романовым, – «Колоннада Лувра и ее изображение на чертеже А.Г.Григорьева».

В предисловии к сборнику сообщалось, что основные музейные фонды были распределены по трем разделам. Первый обозначен как «история зарубежной архитектуры, с подразделением на архитектуру доклассового общества, архитектуру античную, средних веков, Нового времени (Ренессанс, барокко, классицизм), архитектуру эпохи капитализма (ампир, ретроспективизм, модерн, конструктивизм), архитектуру Дальнего Востока, Средней и Передней Азии». Описание второго раздела также заслуживает цитирования: речь идет об «истории русской архитектуры с подразделением на древнерусскую архитектуру, новое русское зодчество (Петровская эпоха, барокко, классицизм и ампир), ретроспективизм, модерн, архитектуру Украины и Белоруссии». Перечисление творческих направлений показывает, что в стратегии музея научный подход, безусловно, возобладал над господствовавшими эстетическими критериями и даже политическими установками – общеизвестно распространенное и тогда, и позже – вплоть до 70-х годов – пренебрежительное отношение к архитектуре второй половины XIX в. и начала XX столетия за исключением неоклассицизма (через год после выхода «Ежегодника» Алексей Иванович Некрасов был репрессирован). Третий раздел, посвященный советской архитектуре, представлен крупным собранием чертежей и офортов маститых архитекторов-современников: И.А.Фомина, И.В.Жолтовского и А.В.Щусева, – а также весьма значительным по объему и по научной ценности фондом материалов крупных архитектурных конкурсов 1920-х и 1930-х гг. Особенно обширным оказался комплекс проектных чертежей по невоплощенному Дворцу Советов. При всей своей значимости для истории не только советской, но и мировой архитектуры (как известно, главное здание столицы Третьего Интернационала проектировали представители разных государств и архитектурных школ), несколько десятилетий он оставался практически невостребованным, как, впрочем, и вообще очень многое в архитектурно-художественном наследии послереволюционного пятнадцатилетия, отмеченного многообразием творческих поисков.

Николай Тамонькин. Колокольня церкви Св. Троицы в ВишнякахОдним из важнейших направлений в работе музея становятся выставки. Основная и наиболее представительная часть первоначального ядра музейной коллекции относилась к Новому времени, а поддержанные всей мощью государства стилистические пристрастия Академии архитектуры были совершенно очевидны, поэтому не случайно, что первая «опытная выставка» музея была посвящена эпохе классицизма и ампира.

Организованные музеем и Академией архитектуры в 1938 г. юбилейные выставки В.И.Баженова и М.Ф.Казакова стали очень заметным событием и немало способствовали своеобразной «канонизации» двух выдающихся московских зодчих екатерининской эпохи. Изучение их творчества становится темой музейной научно-исследовательской и издательской деятельности на многие годы: на рубеже 40-х и 50-х годов будут опубликованы два альбома, посвященные творчеству Баженова, а в 1956-м выйдут в свет подготовленные к печати научным сотрудником музея Е.А.Белецкой «Альбомы партикулярных строений» Матвея Казакова – часть представленного в собрании музея обширного комплекса обмерных чертежей начала XIX в. и копий проектных материалов по множеству жилых и общественных зданий Москвы и Подмосковья «допожарной» эпохи. Несколько забегая вперед, отметим: дело, начатое первым поколением научных сотрудников Музея архитектуры, получило развитие и в последние десятилетия – в 1988 г. к 250-летию В.И.Баженова издается иллюстрированный каталог всех сохранившихся работ мастера, а в 1997-м с задержкой на девять лет и очень малым тиражом, но все же публикуется сборник материалов научной конференции, посвященной творчеству обоих прославленных архитекторов русского классицизма.

Гордость музейной коллекции – знаменитая проектная модель баженовского Кремлевского дворца размером 17 х 8 метров. Она создавалась в течение пяти лет (1768–1773), в специально выстроенном на территории Кремля по соседству с Арсеналом «модельном доме». В «модельную команду» входило около трехсот человек, в том числе сорок архитекторов, один скульптор-миниатюрист (будущий калужский губернский архитектор Иван Ясныгин), три живописца, сорок резчиков, двенадцать модельеров, сорок четыре столяра. Модель несколько раз перевозилась с места на место. В 1938 г. она была установлена в Большом соборе Донского монастыря, где находилась до 1990-го, когда в связи с возвращением монастырского ансамбля патриархии это уникальное творение пришлось переместить в здание бывшей городской усадьбы Талызиных на Воздвиженке, предварительно разобрав на десятки фрагментов.

Классицистическую усадьбу, расположенную в самом центре столицы, рядом с Российской государственной библиотекой, нынешний ГНИМА унаследовал от Музея русской архитектуры (МРА), созданного в 1945 г. по инициативе А.В.Щусева, который и стал его первым директором. Само местоположение нового музея зримо утверждало значимость архитектурных образов прошлого в идеологическом контексте послевоенных лет. В его фондах и экспозиции значительное место занимали фотоснимки, создававшиеся в основном силами самого музея.

Лоренцо Бернини. Время раскрывает истинуВ 1947 г. на засекреченное хранение в МРА поступила коллекция из трехсот шестидесяти двух рисунков и двух картин европейских художников, вывезенная капитаном советской армии, архитектором-реставратором Виктором Балдиным из Бремена, где все эти произведения хранились в местном музее и в конце войны оказались под реальной угрозой гибели. В составе «балдинской коллекции» – произведения Тициана, Дюрера, Рембрандта, Буше, Гойи, Дела-круа, Коро, Тулуз-Лотрека, Мане. Началась детективная история, получившая продолжение в 90-е гг. и не завершившаяся по сей день. В прошлом, 2003 г. шедевры, двенадцатью годами ранее перемещенные в Эрмитаж, впервые экспонировались именно там, где они в свое время были приняты как ценнейший, но не вполне легальный с точки зрения международного права военный трофей, – в архитектурном комплексе на Воздвиженке.

В 1964 г. два параллельно существовавших архитектурных музея были объединены в одно целое – под эгидой Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое и под руководством того же В.И.Балдина, остававшегося директором ГНИМА имени А.В.Щусева почти четверть столетия. При нем музей вышел на международную арену, довольно часто принимая на своей территории выставки произведений зарубежных архитекторов, знакомя профессионалов и любителей с достижениями современного мирового зодчества. Многие интереснейшие материалы Музея архитектуры в 1979 г. впервые экспонировались в парижском Центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду на масштабной выставке «Москва–Париж. Париж–Москва. 1900–1930», которую спустя два года в несколько измененном виде повторили в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Тогда же, в начале 80-х, эстетическая реабилитация архитектуры модерна, распространившаяся и на историзм двух последних третей XIX в., была подтверждена значительно более камерной, чем «Москва–Париж», но не менее запомнившейся выставкой «От Александра Брюллова до Ивана Фомина», задуманной и осуществленной совместно с ленинградским музеем Академии художеств. В Донском монастыре все эти годы функционировала постоянная экспозиция по отечественной архитектуре до 1917 г. Здания на Воздвиженке предназначались для экспонирования материалов советского периода и зарубежных государств. В 1987 г., уже на перестроечной волне, целый зал бывшей талызинской усадьбы был отдан в распоряжение архитекторов-концептуалистов, авторов «бумажных» проектов, давно завоевавших признание на международных конкурсах, но внутри страны доселе официально не выставлявшихся.

Александр Веснин. Композиция. 1921В 90-е годы, когда музею пришлось распрощаться с Донским монастырем, музей оказался в весьма сложном положении. Постоянная экспозиция перестала существовать, и пока трудно прогнозировать, когда и где она могла бы быть возобновлена. В то же время материалы ГНИМА по советскому архитектурному и художественному авангарду (в состав музейной коллекции входят не только проектные чертежи, но и, к примеру, абстрактная живопись Александра Веснина) и даже по «сталинскoму cтилю» оказались чрезвычайно востребованы на международном уровне и неоднократно выставлялись в Европе и Америке.

В 1999 г. произведения из собрания Музея имени А.В.Щусева увидели посетители грандиозной выставки «Триумф барокко. Архитектура в Европе. 1600–1750» во Дворце дожей в Венеции. Участие ГНИМА было хорошо заметно и в таких запомнившихся внутрироссийских выставках конца ушедшего столетия, как «Екатерина Великая и Москва» (1997) и «Петр Великий и Москва» (1998). Музей стал одним из организаторов серии международных научных конференций «Восток–Запад: взаимодействие традиций в архитектуре» и соиздателем нескольких научных сборников из серий «Архитектура мира» и «Архитектура в истории русской культуры». Научная библиотека ГНИМА, унаследованная в свое время от Академии архитектуры, преобразовалась в отдел редкой книги и источниковедения мировой архитектуры. Статус научно-исследовательского музея подкрепился и c переходом под его юрисдикцию работавшего ранее в Институте теории и истории архитектуры сектора биографического словаря русских архитекторов под руководством А.Ф.Крашенинникова.

2001 год запомнился посетителям и сотрудникам музея на Воздвиженке как «Год Марии Рогозиной»: серия выставок, представлявших обширнейший музейный фотофонд, была названа по имени их куратора, сотрудника фототеки ГНИМА с многолетним стажем. В конце 2002-го музей, Фонд возрождения русской усадьбы и Общество изучения русской усадьбы организовали еще одну примечательнейшую фотовыставку – «Русский проект: традиции усадебной архитектуры». Изучение русской усадьбы как целостного культурного и художественного явления когда-то начиналось в первой трети ХХ столетия и было возобновлено совсем недавно, став одним из самых динамичных направлений сегодняшнего гуманитарно-научного развития. Участие в этом процессе Музея им. А.В.Щусева в высшей степени перспективно. Начало положено. Выставка, как, впрочем, и все современное российское усадьбоведение, имела и сугубо практический смысл: привлечь внимание общественности, бизнеса и властей к гибнущим архитектурно-историческим памятникам. Когда-то среди тех, кто стоял у истоков музея, были подвижники, готовые ради спасения культурного наследия идти в сталинские лагеря (архив одного из наиболее ярких представителей этой плеяды, архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского, содержащий десятки тысяч листов, ныне хранится в фондах ГНИМА и ждет исследователей). Эта давняя традиция, требующая ныне от своих приверженцев вместо прежнего героизма всего лишь принципиальности, жива. Не далее как 13 апреля 2004 г. в здании на Воздвиженке состоялся «круглый стол» архитектурных критиков, посвященный происходящему на наших глазах уничтожению исторической застройки Москвы. Было принято «Открытое письмо» московской общественности к российским властям.

Приближается семидесятилетний юбилей ГНИМА им. А.В.Щусева, и это хороший повод для актуализации многих из еще не раскрытых его потенциальных возможностей.