Третьяковская галерея приглашает на 23-ю
выставку проекта «Золотая карта России». Это
Омский областной музей изобразительных искусств
им. М.А.Врубеля. Экспозиция называется «Сибирь
неизвестная: сокровища курганов, Михаил Врубель,
«Бубновый валет», «Червонная тройка» и другие».
Три больших великолепных холста задают тон
выставке: «Три сестры на диване» (1911) Ильи
Машкова, «Общество за столом» (1916) Аристарха
Лентулова и «Портрет сестер Петровых» (1916)
Валентины Ходасевич. Картины удачно помещены в
центре второго зала, и между ними словно
образуется некое напряженное духовное
пространство. Живительные импульсы нового
искусства покоряют зрителя. На картине Машкова,
отвергающего все стереотипы, изображены
пышнотелые, краснощекие дамы. Свежая красота в
народном духе и смелое использование упрощенных
цветовых сочетаний. А в «Обществе за столом»
Лентулова, открывшего рельефное построение
цвета, зеленые, красные, синие, желтые цвета
словно выпирают вперед. Все свидетельствует о
его неистощимой изобретательности, открытой
цветности. Выразительная пластика, изысканная
гамма – в работе В.Ходасевич.
В первом зале выставлены в красивых стеклянных
витринах с хорошей подсветкой редкие древнейшие
золотые и бронзовые серьги, пряжки, гривны (II в.
до н.э. – IV в. н.э.). Помещенные рядом
графические работы местного художника
Н.Я.Третьякова, вдохновленного археологическими
предметами из курганов и нашедшего
выразительный символический язык для создания
своего мира образов, свидетельствуют о
своеобразной преемственности традиций в
искусстве сибирских художников XX века.
Украшением выставки является почти
неизвестный широкому зрителю ранний крупный
эффектный триптих Врубеля «Цветы», созданный в
период, когда он был «придворным художником»
Саввы Мамонтова и оформлял интерьеры особняков
меценатов и буржуа. В триптихе угадывается и
характерная манера письма Врубеля: стремление
выявить светозарную кристаллическую структуру
листьев и цветов, даже намечается интерес к его
излюбленной колористической гамме – звучанию
чистых, сумрачных тонов, столь характерных для
поздних произведений художника. При создании
триптиха Врубель вдохновлялся пышными цветами в
садах Генуи и искусством эпохи Возрождения. В
основе всякой красоты – «форма, которая создана
природой вовек. Она – носительница души, которая
тебе одному откроется и расскажет тебе твою». В
«Цветах» ощущается романтическое истолкование
природы и даже уравнивание искусства с природой.
На выставке тонко подчеркивается двуединство
природы русского авангарда: с одной стороны –
обращение художников к исконным народным
традициям, с другой – трансформация на свой
манер новых западноевропейских течений. Как
глубока и свежа архаическая подлинность в
картине Натальи Гончаровой «Жатва» (1911), в
которой, как и в других ее работах того периода,
ощущается диалог восточных и западных традиций!
В Омском музее хорошая коллекция ранних
произведений выдающегося русского художника
мирового уровня Алексея Явленского, чье
творчество по-прежнему мало известно на родине, а
первая его выставка в России состоялась в
Санкт-Петербурге только в 2000 г. Явленский
глубоко чувствовал древнерусское искусство,
называл себя «урожденным русским», но умер в
Германии и похоронен в Висбадене. Он был
вольнослушателем Петербургской академии
художеств, учился у Репина и Куинджи, входил в
основанную Кандинским группу «Синий всадник», а
позднее в «Синюю четверку». В 1905 г. Явленский
работал в Бретани. «Картины пылали цветом», –
писал он. Сильное эмоциональное звучание цвета в
его холстах заставляет вспомнить Гогена и Ван
Гога, пластическую ясность Сезанна, экспрессию
Матисса.
В этом году Омскому музею, имеющему более 24
тысяч экспонатов, исполняется 80 лет, он
расположен в двух старинных зданиях. Еще в
1926 г. оказавшийся в Омске Н.К.Рерих писал о
богатом и разнообразном его собрании. Помимо
хорошей коллекции русского искусства XIX в.
(Венецианов, Репин, Серов), в музее имеется
солидное собрание старых мастеров, отличная
коллекция зарубежной графики и прекрасные
образцы русского авангарда. Большинство
произведений конца XIX – начала XX в. очень
высокого художественного уровня. Здесь
крупнейшие представители авангарда – Василий
Кандинский, Павел Кузнецов, Михаил Ларионов...
Название футуристической
литературно-художественной группировки
«Червонная тройка», образованной в Омске в
1910-х гг., вероятно, было навеяно «Бубновым
валетом». Ее глава – живописец Виктор Уфимцев –
вдохновлялся футуристическими вечерами,
организованными в Омске Давидом Бурлюком.
Блистательная выставочная и лекционная
деятельность Бурлюка вызвала переворот в
художественной жизни Омска и породила много
последователей и эпатажные выступления
«червонных троек». Новаторскими идеями «отца
русского футуризма» вдохновлялись многие
сибирские художники. Их работы помогли
воссоздать яркую, динамичную и противоречивую
атмосферу художественной жизни Омска первых
двух десятилетий XX в. И в целом выставка в
Третьяковке получилась цельная, логически
выстроенная, яркая.