Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №13/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

новости культуры

 

Виктория Хан-Магомедова

 

 

 

Триумф Омского музея

 

Алексей Явленский. Натрюрморт с желтыми цветами       Виктор Уфимцев. Женский портрет.

 

Третьяковская галерея приглашает на 23-ю выставку проекта «Золотая карта России». Это Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. Экспозиция называется «Сибирь неизвестная: сокровища курганов, Михаил Врубель, «Бубновый валет», «Червонная тройка» и другие».

Три больших великолепных холста задают тон выставке: «Три сестры на диване» (1911) Ильи Машкова, «Общество за столом» (1916) Аристарха Лентулова и «Портрет сестер Петровых» (1916) Валентины Ходасевич. Картины удачно помещены в центре второго зала, и между ними словно образуется некое напряженное духовное пространство. Живительные импульсы нового искусства покоряют зрителя. На картине Машкова, отвергающего все стереотипы, изображены пышнотелые, краснощекие дамы. Свежая красота в народном духе и смелое использование упрощенных цветовых сочетаний. А в «Обществе за столом» Лентулова, открывшего рельефное построение цвета, зеленые, красные, синие, желтые цвета словно выпирают вперед. Все свидетельствует о его неистощимой изобретательности, открытой цветности. Выразительная пластика, изысканная гамма – в работе В.Ходасевич.

В первом зале выставлены в красивых стеклянных витринах с хорошей подсветкой редкие древнейшие золотые и бронзовые серьги, пряжки, гривны (II в. до н.э. – IV в. н.э.). Помещенные рядом графические работы местного художника Н.Я.Третьякова, вдохновленного археологическими предметами из курганов и нашедшего выразительный символический язык для создания своего мира образов, свидетельствуют о своеобразной преемственности традиций в искусстве сибирских художников XX века.

Украшением выставки является почти неизвестный широкому зрителю ранний крупный эффектный триптих Врубеля «Цветы», созданный в период, когда он был «придворным художником» Саввы Мамонтова и оформлял интерьеры особняков меценатов и буржуа. В триптихе угадывается и характерная манера письма Врубеля: стремление выявить светозарную кристаллическую структуру листьев и цветов, даже намечается интерес к его излюбленной колористической гамме – звучанию чистых, сумрачных тонов, столь характерных для поздних произведений художника. При создании триптиха Врубель вдохновлялся пышными цветами в садах Генуи и искусством эпохи Возрождения. В основе всякой красоты – «форма, которая создана природой вовек. Она – носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». В «Цветах» ощущается романтическое истолкование природы и даже уравнивание искусства с природой. На выставке тонко подчеркивается двуединство природы русского авангарда: с одной стороны – обращение художников к исконным народным традициям, с другой – трансформация на свой манер новых западноевропейских течений. Как глубока и свежа архаическая подлинность в картине Натальи Гончаровой «Жатва» (1911), в которой, как и в других ее работах того периода, ощущается диалог восточных и западных традиций!

В Омском музее хорошая коллекция ранних произведений выдающегося русского художника мирового уровня Алексея Явленского, чье творчество по-прежнему мало известно на родине, а первая его выставка в России состоялась в Санкт-Петербурге только в 2000 г. Явленский глубоко чувствовал древнерусское искусство, называл себя «урожденным русским», но умер в Германии и похоронен в Висбадене. Он был вольнослушателем Петербургской академии художеств, учился у Репина и Куинджи, входил в основанную Кандинским группу «Синий всадник», а позднее в «Синюю четверку». В 1905 г. Явленский работал в Бретани. «Картины пылали цветом», – писал он. Сильное эмоциональное звучание цвета в его холстах заставляет вспомнить Гогена и Ван Гога, пластическую ясность Сезанна, экспрессию Матисса.

В этом году Омскому музею, имеющему более 24 тысяч экспонатов, исполняется 80 лет, он расположен в двух старинных зданиях. Еще в 1926 г. оказавшийся в Омске Н.К.Рерих писал о богатом и разнообразном его собрании. Помимо хорошей коллекции русского искусства XIX в. (Венецианов, Репин, Серов), в музее имеется солидное собрание старых мастеров, отличная коллекция зарубежной графики и прекрасные образцы русского авангарда. Большинство произведений конца XIX – начала XX в. очень высокого художественного уровня. Здесь крупнейшие представители авангарда – Василий Кандинский, Павел Кузнецов, Михаил Ларионов...

Название футуристической литературно-художественной группировки «Червонная тройка», образованной в Омске в 1910-х гг., вероятно, было навеяно «Бубновым валетом». Ее глава – живописец Виктор Уфимцев – вдохновлялся футуристическими вечерами, организованными в Омске Давидом Бурлюком. Блистательная выставочная и лекционная деятельность Бурлюка вызвала переворот в художественной жизни Омска и породила много последователей и эпатажные выступления «червонных троек». Новаторскими идеями «отца русского футуризма» вдохновлялись многие сибирские художники. Их работы помогли воссоздать яркую, динамичную и противоречивую атмосферу художественной жизни Омска первых двух десятилетий XX в. И в целом выставка в Третьяковке получилась цельная, логически выстроенная, яркая.