Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №13/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

с о в р е м е н н и к и

 

Андрей ЭШПАЙ,композитор, народный артист СССР

Роман ЛЕДЕНЁВ,композитор, народный артист России

 

Гармония и алгебра Михаила Марутаева

Гармония и алгебра Михаила Марутаева

Наша культурная ситуация такова: можно, подобно стеклодувам, из почти ничего выдуть что угодно (мы видим ослепительные вспышки новых «раскрученных» «звезд») и можно не замечать того, что является настоящим искусством.

Среди тех, кто сегодня оказался в тени, Михаил Марутаев. Заслуженный деятель искусств России, композитор и пианист, ученый, человек удивительно талантливый, он как бы выпал из поля зрения музыкальной среды. Творчество его абсолютно естественно, лишено, по выражению Грибоедова (в письме к Катенину) nuage deficile – «замысловатых пустяков», то есть нарочитого, внешнего, поверхностной демонстрации «композиторского умения», и потому для музыкальных эстетских кругов, ориентированных на непременное новаторство (шлейф которого намного длиннее его сущности) Марутаев «традиционен» и, следовательно, неинтересен. Для непредвзятого же слушателя он очень интересен, потому что задевает за живое. Вот слова из письма к Михаилу Марутаеву композитора Сергея Слонимского: «Только что прослушал по радио Ваш Второй квартет. И хочу от души поздравить Вас с этим выразительным стройным сочинением (не знаю его даты, это и неважно для настоящей музыки)... в нем есть даже нечто от поздних бетховенских квартетов – а что может быть выше!»

Заметим, что этот взволнованный отклик вызван сочинением, написанным двадцатью семью годами ранее. А как известно, не устаревают лишь шедевры. Музыка Михаила Марутаева создана по вечным законам гармонии и классической стройности формы. Она выдерживает сравнение с образцами классической музыки. Характерные особенности его композиторской личности, его художественной манеры – «моцартовская» прозрачность, легкость музыкальной «постройки», чистота тона...

Вся его музыка настоящая – она мелодична, красива, благородна и очень содержательна. Композитору под силу все многообразие жанров. Им созданы: оратория «Героическая Русь» (1980) в девяти частях для солистов, хора и симфонического оркестра; кантата «Слово матери» (1954) в четырех частях для меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра; три струнных квартета (1952, 1957, 1982); симфония в четырех частях (2003); Сонатина для фортепиано (1953), сонаты для фортепиано, для скрипки и фортепиано, прелюдии, романсы, а также музыка для детей, к театральным, радио- и телепостановкам, музыка для кино (более двадцати фильмов).

Известность пришла к Марутаеву очень рано, еще в студенческие годы, когда он учился в Московской консерватории по классу композиции В.Я. Шебалина и Ю.А. Шапорина. Нам памятен огромный успех его Первого струнного квартета, исполненного в 1954 г. в Малом зале Московской консерватории. Широкая эрудиция, высокий профессионализм и подлинный темперамент проявились уже в ранних его произведениях. В том же 1954 г. Марутаев, представивший несколько сочинений на заседании секретариата, стал членом Союза композиторов без заявлений о приеме, письменных рекомендаций и прочих полагающихся процедур (трудно вспомнить, бывали ли еще подобные случаи в практике Cоюза).

Музыка Марутаева исполнялась многими выдающимися артистами, дирижерами и коллективами (квартеты имени Прокофьева, Бородина, Комитаса, Римского-Корсакова). Ее играют дети в музыкальных школах и училищах. В больших концертных залах она, к сожалению, звучит сегодня очень редко, но всякий раз захватывает аудиторию и находит горячий слушательский отклик.

Музыкальное творчество Михаила Марутаева органично дополняется научной исследовательской деятельностью.

Доктор философских и кандидат физико-математических наук В.М. Петров так оценивает научные результаты Михаила Марутаева: «Ему пришлось прочитать труды Платона и Аристотеля, Канта и Гегеля, Ньютона, Эйнштейна, Планка и Фейнмана, работы по астрономии, химии и генетике... И он построил свою собственную систему – «Числовую Гармонию Вселенной»... Ему удалось открыть новые числовые законы, в свете которых появилась целая панорама совершенно новых экспериментальных фактов... Михаил Александрович приводит множество иллюстраций – свидетельство поразительной близости эмпирической реальности к результатам его теоретических предсказаний».

Числовые ряды выявленных им законов гармонии с впечатляющей точностью проявляются в музыкальном звукоряде, в расположении элементов в таблице Менделеева, расположении планет, спектре масс элементарных частиц, в биологии, генетике, физике, математике, а также в музыкальных произведениях – у Баха, Моцарта, Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича – и в других областях. Его научные труды были представлены на отечественных и международных симпозиумах и опубликованы в издательстве «Наука», в журналах «Вопросы философии», «Сознание и физическая реальность» и др. Михаил Марутаев – действительный член трех научных академий, Человек года в Англии и Америке. Увлеченный своей идеей, которой даже трудно подыскать определение, настолько широки ее границы, он отдает ей не меньшую часть своего жизненного времени, чем музыкальному сочинительству.

Марутаев живет по своим художественным представлениям. Он абсолютно независим от господствующих течений и вкусов. За место под солнцем славы никогда не боролся. Его жизненные и художественные принципы совпадают, и еще потому мы верим в гармонию мира, о которой он говорит, и думаем, что будут времена, когда композитор и ученый Михаил Марутаев сможет гораздо более интенсивно делиться с обществом своими глубокими мыслями, настоящими сильными чувствами и яркой живой музыкой.

В последнее время композитор создал ряд симфонических многочастных циклов – скрипичный и альтовый концерты, заканчивает новую симфонию. Все эти произведения, как и несколько ранее написанная оратория «Героическая Русь», ждут исполнения. Они могли бы стать событиями...