Елена Утенкова-Тихонова – коренная
москвичка, училась в художественной школе,
окончила Институт Сурикова. Тихую гармонию ее
картин, ее особенную тональную живописность ни с
чем не спутаешь, стоит только раз увидеть работы
художницы. На групповых выставках она не
бросается в глаза, не расталкивает соседей,
существует всегда отдельно, чуть одиноко, зато,
встретившись глазами с этим удивительным миром,
всегда будешь стремиться к нему. Персональные
выставки – а их у нее было уже немало в Москве –
мгновенно собирают свою аудиторию. Люди смотрят,
смотрят, печалятся, успокаиваются, улыбаются
красоте и покою.
Работы Утенковой есть не только в российских
музеях, картинных галереях, но и в частных
коллекциях у нас в стране, а также в Германии,
Италии, Франции, Швеции, Голландии, США и Южной
Корее. Это неудивительно, ведь с ними так не
хочется расставаться.
Елена любит Тарусу, ее улицы, дома, поляны,
овраги, ее рассветы и вечера. Она рисует, а Таруса
все «позирует» и манит своей красотой. Уловить и
передать настроение, при этом не вторгаясь в
тихое течение жизни, непросто. Как красивы ее
пастели! Но и холсты не грубее, чужды заданности,
настырности. Елена легко уступает другим
фактурность, броскость, она ищет внутренний свет
в природе, умеет ценить тишину. Тут все на
искренности, на интуиции, все очень лично.
Очарование гармонии, сообразности, нежности –
вот сила притяжения ее картин. А что гармония
дается только цельным натурам – уж поверьте. И
убедитесь, прочитав текст, которым художница
сопроводила свои работы.
Н.И.
Елена Утенкова-Тихонова
Прогулка
Почему-то издавна считается, что «гулять»
должны только дети. Для взрослого это занятие
если не постыдное (вспоминаются слова «гуляка»,
«загулял», «прогулял» и т.п.), то явно
второстепенное. «Кончил дело – гуляй смело!» –
гласит русская народная мудрость, и от этого
бодрого пожелания в душе возникает ощущение, что
дела ты своего, конечно, еще не доделал. И, видимо,
даже пока не понял, где оно то самое главное дело,
после конца и края которого обретется не только
свобода, но и смелость, так необходимая уже
сейчас.
Все меняется, когда рождается ребенок.
Непозволительная роскошь прогулки становится
священной обязанностью. Бескрайний мир, манивший
улететь, вдруг сжимается до размеров двора с
обрезанными тополями по краям и скрипучими
качелями в середине, знакомой лужи у подъезда с
облаком и осколками неба в глубине, старой
песочницы у забора. Жизнь как бы заново
заставляет проходить забытые азы бытия. Это не
кончилось лето – это пришла осень… – вдруг с
удивлением обнаруживаешь ты и уже радостно ждешь
первого снега, совсем первого для тебя и твоего
ребенка.
Мне
кажется, что и время в детстве течет совсем
по-другому, медленнее, тягучее. Оно замедляет
свой ход, цепляясь за куст сирени перед твоим
окном, закатываясь мячиком в заросли
ваньки-мокрого у забора (когда найдешь – вынешь),
терпеливо ожидая, пока звук превратится в букву,
а буква сложится в твое первое слово. Но по мере
того, как приходит умение смотреть вперед, а не по
сторонам, считать, планировать и экономить это
самое время, оно пугается, ускоряет свой ход и вот
уже несется вместе с тобой по наезженным рельсам
со скоростью поезда, а жизнь мелькает в окне, не
давая разглядеть особенности пейзажа и названия
станций.
«Из пункта А в пункт В вышли два пешехода…» –
читает ребенок в школе свою первую задачу. «Через
какой промежуток времени они достигнут своей
цели?» – спрашивает учебник, и я понимаю, что эти
пешеходы отнюдь не гуляют, что даже мысль о
прогулке недопустима, как недопустимо объяснить
ребенку всю нелепость данного вопроса. Ведь люди
бывают разные, и не исключено, что кому-то из них
захочется посидеть, поглядеть, а может, и вовсе
пойти другой дорогой.
В прежние времена, судя по рассказам моей
бабушки Елены Михайловны Заметиной, отношение к
прогулке было иное. В 20-е годы прошлого века
вместе с Валерией Ивановной Цветаевой бабушка
приехала в Тарусу, городок на Оке, издавна
привлекавший писателей и художников красотой
окрестного пейзажа. Приехали они не одни, а с
целой компанией таких же молодых людей,
объединенных одной целью: организовать в Тарусе
в летние месяцы школу «Искусство движения»
(А.Дункан) «Каждый день, до или после занятий, мы
ходили гулять, – вспоминала бабушка о том
времени – Маршрут выбирался заранее. Иногда это
был поход на Суторминскую гору (за 8 км от города),
с которой открывался вид на Тарусу и где
полагалось хоть один раз за лето, но встретить
рассвет. Солнце медленно рождалось из речной
глубины, дивно высвечивая распахнутые перед ним
окрестности».
Если гулять решали вечером, то
шли в Пачёвскую долину – «Долину грез», как
окрестили ее прежние дачники. Там на склоне
оврага подолгу сидели, отдыхая, завороженные
таинственной красотой открывающегося пейзажа. В
нашем семейном альбоме среди прочих старых
пожелтевших снимков сохранился один, совсем
маленький, на котором компания худеньких молодых
людей в старомодных шляпках разместилась на
большой поваленной березе на склоне того самого
Пачёвского оврага. И хотя прежней дороги в Долину
грез давно уже нет, земля продана под дачи, а
любимая роща вырублена, мне верится, что именно
та самая береза лежит сейчас на старом месте и
именно на ее ветки так любят залезать мои
быстроногие дети.
«Иди, погуляй!» – сочувственно говорит соседка
Тамара, старая тарусянка, моей родственнице, с
раннего утра готовившей обед на свою
разновозрастную семью. «Как, одна? Просто так? –
пугается та и вдруг с надеждой спрашивает: –
Может я хоть козу вашу Милку с собой возьму?»
После этих слов я уже другими, открывшимися
глазами смотрю и на Милку, и на тетю Тамару, и на
всех козьих хозяек, встречающихся мне на дороге в
подозрительной удаленности от дома. «Это мои
тайные братья», – догадываюсь я и уже
представляю себе, как заведу козу и с самого утра
буду бродить по оврагам и опушкам, отгоняя
прутиком комаров и покрикивая на свою рогатую
спутницу. А рыбаки, чего хотят эти хмурые люди,
сбегающие из дома на рассвете, чтоб, отсидевши
полдня в камышах, отказываться чистить и есть
пойманную с таким трудом рыбу.
«Вы что рисуете, пейзажи или людей?» – как
правило, спрашивает у художника любознательный
доброжелатель. И мне хочется, как в детстве,
показать ему язык, вместо того чтобы долго
объяснять, что пейзаж для меня – это состояние
души, а человек в пейзаже – неотделимая его
часть, мимолетный прохожий и таинственный
соглядатай происходящего.
И может, прав был один французский писатель,
подумавший (в середине прошлого века), что
человечество тогда выполнит свое призвание на
земле, когда докажет, «что все грандиозное и
ошеломительное, что оно могло свершить за тысячи
лет, не стоит ни легкого аромата шиповника, ни
оливковой рощи, ни любой собаки».