Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

н о в о с т и  к у л ь т у р ы

Зоя Воробьева

 

Прообраз нового музея

Василий Львович Пушкин. Рисунок Ж. Вивьена. 1823

 

В Музее А.С. Пушкина на Пречистенке к 205-летию поэта открылась выставка «Ау, Базиль Пушкин!». Базиль – это Василий Львович Пушкин, дядя поэта, известный в свое время писатель, «парнасский отец» Александра Сергеевича.

Эта выставка – прообраз будущего музея. Музей А.С. Пушкина помимо своей огромной научной и экспозиционной деятельности славен еще и тем, что благодаря ему возник ряд музеев, имеющих отношение к Пушкину: это и музей в имении Шереметевых-Вяземских в подмосковном Остафьеве, и музей-квартира Пушкина на Арбате. Москва не сохранила дом, где поэт родился, а вот дом на Арбате есть, и тем большую имеет ценность, что здесь началась семейная жизнь поэта, здесь он провел самые светлые дни…

Выставка «Ау, Базиль Пушкин!» станет прологом к созданию музея-квартиры Василия Львовича на Старой Басманной, где он жил и умер и откуда Александр Сергеевич вместе с друзьями покойного вынес его, чтобы захоронить в некрополе Донского монастыря. Организаторы выставки надеются, что окна дома на Старой Басманной скоро будут освещены, прохожие смогут заглянуть в них и увидеть старинную мебель, портреты писателей – античных, европейских и русских... А пока многие из этих экспонатов расположились в мезонине на Пречистенке.

На афишах выставки в центре изображен сверчок – так называли Александра Сергеевича в обществе «Арзамас», а Василий Львович в парнасском адресе-календаре «Благошляхетного Арзамасского общества» представлен таким образом: «В.Л. Пушкин, при водяной коммуникации, имеет в петлице листочек лавра с надписью: «За Буянова». Так было отмечено главное произведение Василия Львовича – поэма «Опасный сосед», герой которого развеселый Буянов так нравился Александру Сергеевичу, что он ввел персонажа с такой фамилией в «Евгения Онегина».

«Опасный сосед» был написан в 1811 г., но по причине фривольного характера не был напечатан. Поэма ходила в списках, о ней говорили, ругали и хвалили, упоминали в письмах, дневниках и мемуарах. Первое издание «Опасного соседа» появилось в Лейпциге в 1815 году. В экспозиции тексты из поэмы сопровождают забавные рисунки, в том числе из альбома «50 эротических карикатур».

Василий Львович, получивший блестящее образование, переводил Горация, Катулла, Парни, Вийона, Беранже, Лафонтена, Байрона. Он переводил и на французский; в его переводе было опубликовано стихотворение Пушкина «Черная шаль». Он писал племяннику:

...Все, что умно, красноречиво,

Все, что написано с душой,

Мне нравится, меня пленяет.

Твои стихи, поверь, читает

С живым восторгом дядя твой.

Пушкин был сердечно привязан к Василию Львовичу. Не случайно после разговора с царем в Чудовом дворце в Кремле (по возвращении из ссылки в Михайловском) он спешит к дяде на Басманную. Десять лет прошло с тех пор, как они виделись. Василий Львович болеет, заметно постарел. Видимо, это поразило Александра Сергеевича, и он дважды рисует дядин профиль на листе, где изображена виселица с повешенными…

Дядя для Пушкина – остроумный собеседник, радушный хозяин, добрый родственник. Александр Серге-евич часто бывал в его доме, читал – еще до публикации – «Путешествие в Арзрум». Василий Львович особенно любил «Руслана и Людмилу», «Кавказского пленника», «Цыган», «Бахчисарайский фонтан». В письме к Вяземскому Василий Львович пишет: «Вчера он был у меня и сидел долго. Я его ласкою доволен». А позже: «Невеста его, сказывают, милая и прекрасная, эта свадьба меня радует». Увы, на свадьбе его не было – Василий Львович Пушкин скончался 20 августа 1830 года.

Интересным человеком и серьезным литератором был Базиль Пушкин. Будучи домоседом, обожал путешествия – побывал в Берлине, Париже, Лондоне. Привез уйму книг. Его библиотеке завидовал даже владелец богатейшего собрания князь Д.П. Бутурлин. Библиотека сгорела в 1812 году, книги, собранные позже, были проданы, пропал и богатейший архив…

Экспозиция на Пречистенке открывает перед нами золотые страницы русской культуры, мы видим лица современников Пушкина, его лицейских друзей: Дельвига, Кюхельбекера, читаем высказывания Василия Львовича о творчестве Державина, Карамзина. И в XXI веке он нам интересен не только как дядя нашего первого поэта, интересен он сам – как незаурядная личность, как человек эпохи Просвещения, написавший такие строки:

 

Не тот к стране родной усердие питает,

Кто хвалит все свое, чужое   презирает…

Но тот, кто, следуя похвальному   стремленью,

Чтит дарования, стремится  к просвещенью.