В Музее А.С. Пушкина на Пречистенке к
205-летию поэта открылась выставка «Ау, Базиль
Пушкин!». Базиль – это Василий Львович Пушкин,
дядя поэта, известный в свое время писатель,
«парнасский отец» Александра Сергеевича.
Эта выставка – прообраз будущего
музея. Музей А.С. Пушкина помимо своей огромной
научной и экспозиционной деятельности славен
еще и тем, что благодаря ему возник ряд музеев,
имеющих отношение к Пушкину: это и музей в имении
Шереметевых-Вяземских в подмосковном Остафьеве,
и музей-квартира Пушкина на Арбате. Москва не
сохранила дом, где поэт родился, а вот дом на
Арбате есть, и тем большую имеет ценность, что
здесь началась семейная жизнь поэта, здесь он
провел самые светлые дни…
Выставка «Ау, Базиль Пушкин!» станет
прологом к созданию музея-квартиры Василия
Львовича на Старой Басманной, где он жил и умер и
откуда Александр Сергеевич вместе с друзьями
покойного вынес его, чтобы захоронить в
некрополе Донского монастыря. Организаторы
выставки надеются, что окна дома на Старой
Басманной скоро будут освещены, прохожие смогут
заглянуть в них и увидеть старинную мебель,
портреты писателей – античных, европейских и
русских... А пока многие из этих экспонатов
расположились в мезонине на Пречистенке.
На афишах выставки в центре изображен
сверчок – так называли Александра Сергеевича в
обществе «Арзамас», а Василий Львович в
парнасском адресе-календаре «Благошляхетного
Арзамасского общества» представлен таким
образом: «В.Л. Пушкин, при водяной коммуникации,
имеет в петлице листочек лавра с надписью: «За
Буянова». Так было отмечено главное произведение
Василия Львовича – поэма «Опасный сосед», герой
которого развеселый Буянов так нравился
Александру Сергеевичу, что он ввел персонажа с
такой фамилией в «Евгения Онегина».
«Опасный сосед» был написан в 1811 г., но
по причине фривольного характера не был
напечатан. Поэма ходила в списках, о ней говорили,
ругали и хвалили, упоминали в письмах, дневниках
и мемуарах. Первое издание «Опасного соседа»
появилось в Лейпциге в 1815 году. В экспозиции
тексты из поэмы сопровождают забавные рисунки, в
том числе из альбома «50 эротических карикатур».
Василий Львович, получивший блестящее
образование, переводил Горация, Катулла, Парни,
Вийона, Беранже, Лафонтена, Байрона. Он переводил
и на французский; в его переводе было
опубликовано стихотворение Пушкина «Черная
шаль». Он писал племяннику:
...Все, что умно, красноречиво,
Все, что написано с душой,
Мне нравится, меня пленяет.
Твои стихи, поверь, читает
С живым восторгом дядя твой.
Пушкин был сердечно привязан к Василию
Львовичу. Не случайно после разговора с царем в
Чудовом дворце в Кремле (по возвращении из ссылки
в Михайловском) он спешит к дяде на Басманную.
Десять лет прошло с тех пор, как они виделись.
Василий Львович болеет, заметно постарел. Видимо,
это поразило Александра Сергеевича, и он дважды
рисует дядин профиль на листе, где изображена
виселица с повешенными…
Дядя для Пушкина – остроумный
собеседник, радушный хозяин, добрый родственник.
Александр Серге-евич часто бывал в его доме,
читал – еще до публикации – «Путешествие в
Арзрум». Василий Львович особенно любил «Руслана
и Людмилу», «Кавказского пленника», «Цыган»,
«Бахчисарайский фонтан». В письме к Вяземскому
Василий Львович пишет: «Вчера он был у меня и
сидел долго. Я его ласкою доволен». А позже:
«Невеста его, сказывают, милая и прекрасная, эта
свадьба меня радует». Увы, на свадьбе его не было
– Василий Львович Пушкин скончался 20 августа 1830
года.
Интересным человеком и серьезным
литератором был Базиль Пушкин. Будучи домоседом,
обожал путешествия – побывал в Берлине, Париже,
Лондоне. Привез уйму книг. Его библиотеке
завидовал даже владелец богатейшего собрания
князь Д.П. Бутурлин. Библиотека сгорела в 1812
году, книги, собранные позже, были проданы, пропал
и богатейший архив…
Экспозиция на Пречистенке открывает
перед нами золотые страницы русской культуры, мы
видим лица современников Пушкина, его лицейских
друзей: Дельвига, Кюхельбекера, читаем
высказывания Василия Львовича о творчестве
Державина, Карамзина. И в XXI веке он нам интересен
не только как дядя нашего первого поэта,
интересен он сам – как незаурядная личность, как
человек эпохи Просвещения, написавший такие
строки: