В ГМИИ им. А.С. Пушкина открыта выставка,
посвященная художественному собранию князей
Голицыных. Музей постоянно обращается в своей
исследовательской и экспозиционной работе к
проблеме коллекционирования. Она весьма
актуальна в современном искусствознании, ибо
позволяет взглянуть на предмет исследования с
позиций просвещенного любителя, оценить разницу
между признанным академической наукой кругом
мастеров и реальными эстетическими
пристрастиями конкретной эпохи, что, в свою
очередь, может повлечь пересмотр традиционных
воззрений на отдельные художественные явления.
Однако дело не только в актуальности научной
проблематики. Подобные выставки особенно
уместны в музее, основу фондов которого создали
многочисленные частные коллекции, возникшие в
значительной степени благодаря благородной
инициативе российских интеллектуалов и
меценатов. Другой, печальной, но очень важной
стороной подобных проектов является неизбежное
напоминание о тяжелых страницах нашей истории:
шедевр голицынского собрания – триптих Пьетро
Перуджино «Распятие с предстоящими» приходится
запрашивать из Вашингтона.
Один из немногих частных музеев России,
Голицынский музей был открыт в сохранившемся по
сей день на Волхонке княжеском доме (ныне
Институт философии РАН) в 1865 г. Инициаторами
его открытия были Сергей Михайлович Голицын
(1774–1859) и семейный врач Карл Маркович Гюнцбург,
исполнявший роль хранителя и директора. На
протяжении недолгой истории своего
существования музей обрел известность и широко
посещался разносословной московской публикой. В
пяти залах экспонировались произведения разных
эпох и жанров. Здесь и антики (мраморы, бронза,
керамика), и живопись эпохи Возрождения, и
полотна северных мастеров XVII в., и французский
фарфор, и европейская скульптура XVIII в.
Подобная широта интересов свидетельствует о
просветительских целях собирателей, которые
осуществляли свои приобретения, возможно,
заведомо предполагая создание музея «во имя
всеобщего блага». На это указывает наличие в
коллекции архитектурных моделей, слепков со
знаменитых произведений скульптуры,
колоссальной, насчитывавшей более двадцати
тысяч томов библиотеки, которая стала доступна
посетителям. Если считать предложенную ГМИИ
«реконструкцию» исчерпывающей, то специалистам,
знакомым с особенностями коллекционирования в
XVIII – первой половине XIX в., бросается в глаза
мизерное количество произведений французских
мастеров эпохи рококо, которые обычно
преобладали в собраниях этого времени. Здесь мы
видим обширную коллекцию полотен Гюбера Робера,
очень ценимого в России. Его творчество
знаменовало формирование нового классического
вкуса, складывавшегося в Европе с середины XVIII в.
и нашедшего теоретическое оформление в трудах
Винкельмана. Работы немецкого ученого были
хорошо известны в России, его труды, несомненно,
присутствовали в библиотеке Голицыных. В
каком-то смысле для своего времени это собрание
было передовым.
Главную ценность коллекции представлял
триптих Пьетро Перуджино «Распятие с
предстоящими». Значимость произведения
подчеркнута экспозицией ГМИИ, авторы которой
согласно музейной традиции поместили шедевр в
апсиде Белого зала. Выдающийся итальянский
мастер эпохи Возрождения знаком русскому
зрителю как автор трогательных мадонн. Работы в
жанре per devozione privata – складных алтарей для частных
молебен – не встречаются в российс-ких
собраниях. Поражает способность мастеров этой
эпохи в произведение небольших размеров
вместить всю скорбь и все светлые надежды мира.
Оказавшийся в Эрмитаже, этот триптих был продан в
1931 г. в Вашингтонскую национальную галерею.
Московский музей Голицыных просуществовал до
1886 г., когда его основатель решил распродать
собрание, чтобы поправить дела в патронируемой
семьей московской больнице. Однако тогда
российские власти нашли возможность приобрести
всю коллекцию для императорского Эрмитажа.
Позднее она была распылена по разным собраниям
Советского Союза, а в 1920–1930-е гг. многое было
утрачено. Хочется надеяться, что ее сегодняшнее
временное восстановление благодаря согласию
многих, в том числе зарубежных музеев
(Вашингтона, Минска, Еревана) послужит серьезным
уроком потомкам.