В конце мая принимал я дипломы
выпускников петербургской Академии художеств,
способных и увлеченных своей профессией молодых
реставраторов, учеников и продолжателей тех
подвижников, стараниями которых тогда же в
Новгородском музее-заповеднике открылась
уникальная по своим масштабам и по богатству
представленных памятников постоянная
экспозиция «Русская икона XI–XIX вв. в собрании
Новгородского музея». Племя подвижников в России
не истощается.
Лето выдалось не по-северному жарким.
Прозрачно-голубое небо без единого облачка,
щедрое солнце надолго стали неотъемлемой
принадлежностью новгородского пейзажа. Белые и
розовые стены старых городских построек
насквозь пропитались солнечным теплом. Добротно
выложенные массивные башни и бойницы
Новгородского кремля казались легкими,
воздушными, словно написанными на светло-синем
фоне плавными движениями невидимой кисти. По
вечерам с широких кремлевских галерей часами
можно было любоваться бескрайними лугами,
смотреть, как последние лучи заходящего солнца
скользят по куполам затерявшихся вдали
архитектурных сооружений. В такие вечера
особенно остро ощущалась извечность
новгородской красоты, и мы думали, что
нельзя найти во всем мире силу, которая смогла бы
поколебать ее незыблемые устои и традиции.
Нашлись варвары, разрушившие почти все
замечательные творения новгородских мастеров.
Фашистские бомбардировщики выполнили приказ
высшего командования об уничтожении памятников
культуры на территории Северо-Западного фронта.
Один самолет послали даже на далекий ильменский
островок Липну, и там он на бреющем полете
разрушил храм XIII в., украшенный редчайшими
фресками работы новгородских художников.
Как немые свидетели вандализма и варварства
стояли обугленные колонны, продырявленные
снарядами стены, развороченные фундаменты
всемирно известных шедевров новгородской
архитектуры, когда в город вступили советские
войска. Двадцать девять месяцев оккупации,
безжалостного уничтожения и разрушения. Сорок жилых
домов, сохранившихся из двух с половиной тысяч, и
пятьдесят жителей – вот что увидели в Новгороде
воины-освободители 20 января 1944 г. Даже у самых
мужественных опустились руки при встрече с
городом-руиной, буквально втоптанным в землю
машиной войны. Первый раз за многовековую
историю такая страшная беда пришла в Новгород,
впервые новгородцам потребовалось начинать
строительство сначала. Но то, что сделали люди за
несколько послевоенных лет, не укладывается в
рамки даже многозначительного слова
«возрождение». Подвиг на ниве восстановления
Новгорода не менее велик, чем геройские действия
солдат, принесших городу свободу. Через десять
месяцев после освобождения тысячи новгородцев
въехали в заново построенные и восстановленные
дома, дети, как обычно, пошли в настоящие школы, а 2
ноября 1944 г. состоялось торжественное
открытие памятника «Тысячелетие России»,
который немцы незадолго до этого разбирали на
части и готовили к отправке в Германию.
В жаркое лето 1959 г. наша бригада
реставраторов приехала в Новгород, чтобы
ликвидировать последствия войны, не пощадившей
культурных реликвий русского народа. В городе
ничто уже не напоминало о страшных временах, и
рассказы очевидцев казались нам невероятными
воспоминаниями о случившихся очень давно
событиях. Дыхание войны мы ощутили на себе, когда
увидели в запасниках Новгородского музея
изуродованный иконостас Софийского собора.
Живопись и снаряды. Хрупкие, беззащитные
создания человеческого гения и оружие массового
уничтожения. Сквозные дыры, зиявшие на древних
досках, «раненые» линии и осыпавшиеся краски,
разбитые композиции еще раз напомнили нам, что
такое война и как страшны ее последствия.
Наши реставраторы трудились в Новгороде с
особым старанием, не прекращая работы даже по
ночам. Город готовился к своему 1100-летнему
юбилею, и София должна была выглядеть празднично
в эти торжественные дни. Золотой купол, пробитый
бомбами, немецкие солдаты разобрали и
использовали как металл. Новгород без купола
центрального собора не мог жить, как человек не может
жить без сердца. Несколько лет
мастера-позолотчики вместе с верхолазами
работали на лесах Софийского собора, и золотое
серд-це Новгородского кремля забилось вновь.
Руки люд-ские способны залечить самые тяжелые
раны. Восстановили они и казавшийся безнадежно
погибшим иконостас Софийского собора. Пробитые
огромными осколками снарядов иконы требовали от
реставраторов колоссального умения, беззаветной
преданности и любви к своему делу. Все живописные
памятники удалось отреставрировать к юбилейным
торжествам. И только один маленький осколок,
попавший в самое сердце юного воина Дмитрия,
изображенного русским художником XVI в., мы
оставили как красноречивое обвинение, как символ
стойкости и мужества Новгорода.
С того первого приезда в Великий Новгород я уже
не мыслю своей реставрационной научной
деятельности, да и просто человеческого бытия,
без постоянного общения с этим городом, с людьми,
живущими и работающими здесь. Составляя
«Реставрационную опись произведений
древнерусской живописи, хранящихся в музеях
РСФСР» (замечу: во всех без исключения музеях), я
вместе со своим коллегой, реставратором Вадимом
Зборовским не одну неделю провел в запасниках и
экспозиции местного музея, тщательно обследовав
все иконы, сохранившиеся в горниле революционных и военных
разрушений. Новгородский музей для меня всегда
был главным хранителем русской иконы в нашей
провинции. Важно, что одним из создателей
Новгородского церковно-археологического музея
был мой учитель, замечательный искусствовед,
реставратор и художник Н.П. Сычев.
Открытие грандиозной экспозиции икон в
Новгородском музее было для меня ожидаемым. Я
узнал, какое значение придает этому разделу
музейной деятельности директор заповедника
Н.Н. Гринев, когда два года назад он провел меня
по залам только что открывшейся в помещении
бывшего Дворянского собрания экспозиции
русского искусства XVIII–XX вв. Я долго потом
рассказывал в Москве о блестяще задуманной и
первоклассно оформленной галерее сокровищ
отечественного художественного наследия. В
освободившемся втором этаже Присутственных мест
в кремле начиналась тогда работа по устройству
постоянной экспозиции икон XI–XIX вв. Все это
время я интересовался ходом нелегкого процесса
построения наиболее эффектной, продуманной и
значимой структуры показа современному зрителю
такого большого количества икон (270). Одно дело –
расположить на стенах несколько десятков
произведений иконописи, а совсем другое –
выстроить логическую схему, отвечающую
историческому и художественному смыслу рассказа
о многовековом периоде русского иконописания.
Результаты, которые нынешние посетители увидели
в Новгороде, поразили даже тех, кто не понаслышке
знаком с лучшими мировыми собраниями
средневекового искусства. Со всей
ответственностью говорю, что новгородская
экспозиция не уступает галереям Лондона,
Нью-Йорка, Флоренции и других первоклассных
музеев.
В том, что экспозиция «Русская икона XI–XIX вв.
в собрании Новгородского музея» поражает
богатством и разнообразием шедевров иконописи,
можно убедиться, просмотрев каталожный список
вновь открытой галереи. Но меня больше всего
поразил уровень оформления и блестяще
продуманный способ показа редких образцов
средневекового искусства. Здесь полностью
отсутствует какая-либо стилизация и желание
снабдить интерьер ненужными, а зачастую
докучливыми атрибутами.
Каждый памятник преподнесен значимо, так, чтобы
люди могли остаться наедине с ним, проникнуть в
сложный и богатый мир русской иконы.
Я уже имел возможность восхищаться оформлением
экспозиции первоклассных икон в Вологодском
краеведческом музее и дал ей высокую оценку во
время приемки проекта. Теперь отдаю должное
устроителям новгородской иконной коллекции,
призвавшим для ее оформления прекрасных
вологодских дизайнеров. Любой самый престижный
музей хотел бы иметь у себя такую экспозицию.
Низко кланяюсь своим коллегам – реставратору
Новгородского музея Ю.Ю.Александрову, научным
сотрудникам Е.В.Игнашиной и Ю.Б.Комаровой – за их
благородный и профессиональный труд. Честь и
хвала всем, кто приложил усилие для того, чтобы в
России появилось такое музейное собрание.